Дело № 2-3028/2010
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
Именем Российской ФедерацииЦентральный районный суд г.Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.
при секретаре Ворожцовой Н.В.
с участием прокурора Канаплицкой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 23 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Егорова Р.В. к Администрации г.Кемерово о предоставлении вне очереди жилого помещения, компенсации морального вреда, и по иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Егорова Р.В. к Администрации г. Кемерово о понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л:
Егоров Р.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Кемерово о предоставлении ему квартиры с правом приватизации и взыскании морального вреда.
Требования мотивировал тем, что решением Заводского района г.Кемерово Администрацией г.Кемерово был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как инвалид 2-й группы с детства в соответствии со ст.17 Закона № 181-ФЗ от 25.11.1995г.
Находится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 06.10.2008г., но до сих пор не получил квартиру. В настоящее время проживает по ..., но прописки там не имеет.
На его обращение в Управление социальной защиты населения Администрации г.Кемерово ответило, что его положение не является кризисной ситуацией. Никакой временной жилой площади ему не предоставлено.
Просит суд обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Кемерово предоставить ему квартиру с правом приватизации, и взыскать моральный вред в размере 1500000 руб.
Решением суда от 05.07.2010г. в удовлетворении исковых требований Егорову Р.В. отказано.
Определением суда от 17.12.2010г. указанное решение суда от 05.07.2010г. отменено в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Кроме того, прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах Егорова Р.В. об обязании Администрацию г. Кемерово предоставить Егорову Р.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 24 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания в пределах г. Кемерово.
Требования мотивированы тем, что Егоров Р.В., **.**.**** является ...; относится к категории детей. Оставшихся без попечения родителей. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 24.04.2008г. на Администрацию г. Кемерово возложена обязанность принять Егорова Р.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как .... Распоряжением Главы города №4324 от 06.10.2008г. Егоров Р.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по закону Кемеровской области «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» по категории инвалид. На 15.06.2010г. его общегородская очередь №306. Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 08.06.2010г. следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о праве собственности Егорова Р.В. на объекты недвижимого имущества в г. Кемерово и по Кемеровской области в виду отсутствия регистрации такового права. С учетом установленного факта нуждаемости Егорова Р.В. в жилом помещении, он как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья. Однако, он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с нормами закона. На очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота Егоров Р.В. не состоял, в связи с тем, что архивные документы в отношении Егорова Р.В. были утрачены .... По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки на учет, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в данном случае, не менее 14 кв.м. Кроме того, прокурор считает, что Егоров Р.В., как ..., в связи с диагнозом ... имеет право на дополнительную жилую площадь, сверх установленной общей площади, в размере 10 кв.м.
Определением суда от 17.12.2010г. дело по иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Егорова Р.В. к Администрации г. Кемерово о понуждении к действию и гражданское дело по иксу Егорова Р.В. к Администрации г. Кемерово о предоставлении вне очереди жилого помещения, компенсации морального вреда объединены в одно производство, присвоен номер 2-3028/2010.
В судебное заседание истец Егоров Р.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Старший помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Канаплицкая О.А. на исковых требованиях прокурора настаивала.
Представитель ответчика – Администрации г. Кемерово в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом – лично 17.12.2010г. через представителя Суворова А.В., что подтверждается распиской (л.д. ), о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель третьего лица – Администрация Кемеровской области – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Ранее представил письменные пояснения, где просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации Кемеровской области (л.д.42-43 дело №2-6401/2010).
При таких обстоятельствах, с учетом мнения прокурора, суд, руководствуясь п.1 ст.233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, в порядке заочного производства, о чем вынесено соответствующее определение.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.79 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1, 2 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В п.3 ст.57 ЖК РФ указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, на позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Судом установлено, что Егоров Р.В., **.**.****.р., является ...
На основании решения Заводского районного суда г.Кемерово от 24.04.2008г. администрация г.Кемерово обязана принять Егорова Р.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как ... (л.д.10).
Из материалов дела следует, что Егоров Р.В. обратился к начальнику Территориального управления Заводского района г.Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по областному закону 129-ОЗ как инвалида (л.д.36).
Согласно распоряжению Администрации г.Кемерово от 06.10.2008г. № 4324 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Егоров Р.В., ... принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области (л.д.35).
Как следует из ответа начальника УСЗН Администрации г.Кемерово от 02.06.2009г., порядковый номер Егорова Р.В. в очереди на предоставление жилых помещений по договорам социального найма по состоянию на 01.06.2009г. равен 92 (л.д.28).
Из пояснений истца Егорова Р.В. следует, что документы, свидетельствующие о его рождении, а также свидетельствующие о том, что он сирота, не сохранились, поскольку сгорели во время пожара в ... детском доме.
Согласно справке директора ...., архивные документы были утрачены во время пожара административного здания 20.09.2006г. (л.д.33); из справки главного государственного инспектора г.Березовский по пожарному надзору следует, что 20.09.2006г. произошел пожар в административном здании ..., в результате которого полностью выгорел второй этаж административного здания, огнем уничтожены офисная мебель, оргтехника и все документы воспитанников (л.д.34).
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец Егоров Р.В. и прокурор Центрального района г. Кемерово ссылаются на то обстоятельство, что Егоров Р.В. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, поскольку он является сиротой с детства.
В судебном заседании 05.07.2010г. истец Егоров Р.В. пояснял о том, что его отца расстреляли при избрании ему высшей меры наказания в тюрьме, а мать была лишена родительских прав в отношении него, а в последующем она тоже скончалась. С самого детства он находился в детских домах, в связи с чем, полагает, что поскольку он сирота с детства, он имеет право на получение квартиры вне очереди. Кроме того, в связи с чем, что администрация бездействует, он вынужден вести бродяжнический образ жизни, не может устроиться на нормальную работу.
Из ответа и.о. заместителя начальника ДСЗН от 29.06.2010г. следует, что согласно архивным документам (истории болезни) 13.05.1988г. Егоров Р.В. поступил в .... В истории болезни указано, что мать лишена родительских прав, отец находился в местах лишения свободы. Документы о лишении родительских прав родителей Егорова Р.В. в деле отсутствуют, так как в данный период времени на основании Положения о детском доме-интернате ... Министерства социального обеспечения РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 06.04.1979г. № 35) указанные документы для оформления в детское стационарное учреждение социального обслуживания не требовались. По достижению совершеннолетия **.**.****. Егоров переведен из ... детского дома-интерната в ... дом-интернат, где проживал до 12.08.1997г. С 12.08.1997г. по 10.10.1997г. он проживал в ... доме-интернате. С 10.10.1997г. по 08.07.1998г. он проживал в ... интернате. С 08.07.1998г. по 04.12.1998г. он проживал в ... интернате. С 04.12.1998г. по 05.07.1999г. он проживал в ... интернате. В июле 1999г., согласно личному заявлению, Егоров был снят с государственного стационарного обслуживания. Справка ВТЭ-22 № ### была ему отдана 05.02.2004г.
Прокурором Центрального района г. Кемерово в обоснование заявленных требований представлены документы, подтверждающие факт того, что Егоров Р.В. является сиротой с детства.
Согласно актовой записи о рождении №100 от **.**.**** родителями Егорова Р.В., **.**.**** рождения, являются В., **.**.**** рождения и К., **.**.**** рождения (л.д.17).
Отец Егорова Р.В. – В., **.**.**** рождения умер **.**.****, о чем имеется запись акта о смерти ### от **.**.**** (л.д.18).
Решением Тисульского районного народного суда от 10.08.1979г. (л.д.19-20) мать Егорова Р.В. – Егорова К., **.**.**** рождения лишена родительских прав в отношении сыновей, в том числе и Егорова Р.В.
Таким образом, Егоров Р.В. в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как ребенок-сирота.
Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу Егорову Р.В. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено (л.д. 22).
Из ответа Администрации г. Кемерово за №1209 от 17.03.2008г. в адрес Егорова Р.В. усматривается, что поскольку Егоров Р.В. обратился в территориальное управление Заводского района г. Кемерово (03.04.2006г.), ему исполнилось 27 лет, то он не мог быть принят на льготную очередь детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (л.д.25).
Указанные доводы суд не может принять во внимание в связи со следующим.
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно п. 3 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).
Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не возложена, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом также не предусмотрена.
В случае учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления на данном учете будут состоять только граждане, в отношении которых имело место обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не все граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Такой подход противоречит положениям абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Как следует из преамбулы Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Доводы истца Егорова Р.В. о том, что у него в собственности нет жилого помещения, подтверждаются сообщением директора МП г.Кемерово «Городское бюро недвижимости» от 11.07.2008г., из которого следует, что в архиве КУМИ г.Кемерово (в период с 14.10.1995г. по 24.11.1998г.) отсутствует информация о регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося на территории г.Кемерово, принадлежащего на праве собственности Егорову Р.В., 24.09.1978г.р. (л.д.40), а также сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области от 22.08.2008г. об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.41).
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
При этом, исходя из буквального толкования указанных положений законодательства, закрепленная с законе норма о предоставлении жилого помещения на одного человека не менее нормы применяется независимо от того, предоставляется жилое помещение в очередном или внеочередном порядке.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.
В соответствии с п.6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
Судом установлено, что Егоров Р.В. является инвалидом второй группы с детства, установленной бессрочно (л.д.38).
В пункте 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817, указаны психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
Согласно информации заместителя главного врача ГУЗ «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница» Егоров Р.В. находится на диспансерном наблюдении в ГУЗ «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница» с 2001г. и является инвалидом 2 группы. Его психическое расстройство, требующее обязательного диспансерного наблюдения, входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь.
Указанное подтверждается и заключением КЭК №249 от 06.02.2006г. (л.д.21).
Как усматривается из письменных материалов дела, Егоров Р.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 06.10.2008г. как инвалид, на 01.06.2009г. очередь №92, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью», не утратившем силу и в настоящее время, установлено, что дополнительная площадь предоставляется в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м, а для научных работников, писателей и композиторов - в размере не менее 20 кв. м.
С учетом изложенного суд считает, что Егоров Р.В., как ребенок, оставшийся без попечения родителей и как инвалид, имеющий право на предоставление дополнительной жилой площади, имеет право на предоставление жилой площади по договору социального найма общей площадью не менее 24 кв.м, отвечающего санитарным и техническим требованиям, пригодного для заселения и проживания в пределах г. Кемерово.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Егорову Р.В. вне очереди, по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 24 кв. м общей площади. Принимая во внимание, что исходя из положений ст.ст. 15,62 ЖК РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для проживания, свободным как фактически, так и юридически от прав третьих лиц, суд считает, что дополнительное указание на данные обстоятельства в решении суда, не требуется.
Исковые требования Егорова Р.В. в части компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на законе.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Егорова Р.В. к Администрации г.Кемерово о предоставлении вне очереди жилого помещения, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Егорова Р.В. к Администрации г. Кемерово о понуждении к действию – удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Егорову Р.В., **.**.**** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 24 квадратных метров общей площади.
В удовлетворении исковых требований Егорову Р.В. к Администрации г.Кемерово о компенсации морального вреда – отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Маркова