Решение - требования удовлетворить частично.



Дело № 2-504/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.,

при секретаре Гончаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

13 января 2011 года

гражданское дело по иску Тороповой Н.Э. к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Торопова Н.Э. обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей. С 22 августа 2003 года находилась на воспитании в интернатных учреждениях. В настоящее время обучается на втором курсе факультета «Истории и международных отношений» Кемеровского государственного университета и временно проживает в общежитии ВУЗа. Закреплённого за ней жилого помещения нет.

В июле 2009 года на имя Главы г. Кемерово истцом было подано заявление о предоставлении ей по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения. Ответа не последовало. 10.09.2009г. истец родила дочь, в настоящее время является одинокой матерью и проживает с грудным ребенком в общежитии.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъекта РФ на осуществление гарантии прав ребёнка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производится за счёт и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного проживания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Как указано в ч. 1. ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Частью 2 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. № 165 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей состоящим на учёте, по договорам социального найма, должны соответствовать норме предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, а также санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населённого пункта.

Истец нуждается в обеспечении жильём, так как ни в собственности, ни на основании муниципального найма жилья не имеет. До настоящего времени, в соответствии с законом, жильё ей не предоставлено.

Право граждан на внеочередное получение жилого помещения возникает с момента принятия на учёт и закон не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий, поэтому наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями, не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения. Следовательно, истцу должно быть предоставлено юридически и фактически свободное, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям расположенное в черте г. Кемерово размером не менее 18 кв. метров жилой площади по договору социального найма. Обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Администрацию города Кемерово.

Просила суд обязать Администрацию г. Кемерово предоставить истцу юридически и фактически свободное, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Кемерово размером не менее 18 кв. метров жилой площади по договору социального найма.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 09.09.2010г. исковые требования Тороповой Н.Э. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17.11.2010г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 09.09.2010г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела истец Торопова Н.Э. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Фролов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что Торопова Н.Э. имеет право на предоставление жилого помещения по месту постановки на учет граждан? нуждающихся в жилых помещениях, т.е. в администрации г. Прокопьевска. Торопова Н.Э. не состоит на учете в администрации г. Кемерово в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Судом установлено, что родителями истца Тороповой Н.Э., **.**.**** рождения являются К., умершая **.**.**** и Р., который решением Зенковского районного суда г. Прокопьевска от **.**.**** лишен в отношении дочери родительских прав (выписка из распоряжения от **.**.**** ###-р, л.д. 6).

Указанным Распоряжением администрации г. Прокопьевска несовершеннолетняя Торопова Н.Э. направлена в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 6).

Торопова Н.Э. окончила ... (л.д. 16), является студенткой ... (л.д. 15), зарегистрирована по месту пребывания: ..., общежитие, до 30.06.2011 г. (свидетельство о регистрации по месту пребывания ###, л.д. 54).

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, Торопова Н.Э., имея статус ребенка-сироты, по окончанию образовательного учреждения и прекращения опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

В настоящее время Тороповой Н.Э. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено.

Как следует из справки социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (л.д. 9), Торопова Н.Э. не имеет жилья, имущества и ценных бумаг.

То обстоятельство, что жилое помещение Тороповой Н.Э. не предоставлено и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается также фактом постановки истца на очередь нуждающихся в жилых помещениях, как ребенок-сирота 18.12.2002г. в муниципальном образовании г. Прокопьевск. На момент рассмотрения настоящего дела, Торопова Н.Э. продолжает состоять на учете в администрации г. Прокопьевска, номер ее очереди 464.

С учетом установленного факта нуждаемости Тороповой Н.Э. в жилом помещении, истец, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья.

В силу Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ – вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Таким образом, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому по правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по мету проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными полномочиями – в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, то обстоятельство, что Торопова Н.Э. состоит на учтете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г. Прокопьевска и не состоит на учете в Администрации г. Кемерово само по себе в соответствии с нормами закона не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Тороповой Н.Э. Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам указанным в ст. 1 настоящего закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч. 2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч. 7 ст. 19).

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по дого­вору социального найма (далее - норма предоставления) является ми­нимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставля­емого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного са­моуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помеще­ниями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Фе­дерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан об­щей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предос­тавления, установленной данным органом.

В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

Постановлением Кемеровского совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Тороповой Н.Э. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Тороповой Н.Э. удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Кемерово предоставить Тороповой Н.Э. вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Кемерово.

В остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.

Судья М.К.Курилов