Решение - в удовлетворении требований отказать.



дело №2-324/2011

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.

при секретаре Ворожцовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 01 марта 2011 г.

гражданское дело по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 5, ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, ЗАЯВИТЕЛЬ 6, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 8 о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 06.09.2010г. незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 5, ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, ЗАЯВИТЕЛЬ 6, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 8 обратились в суд с заявлением и просят признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 06.09.2010г. об оставлении жалобы без удовлетворения.

Свои требования мотивируют тем, что 01 июня 2010г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области К. было подано заявление по форме Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ и восстановлении в нем сведений об участниках ООО «Беловское лесоторговое общество» и размере их долей.

Заявительница ЗАЯВИТЕЛЬ 8 вносила в ЕГРЮЛ изменения, связанные с переходом долей в Уставном капитале ООО «БЛТО», который был произведен на основании постановлений 7 ААС о расторжении договоров уступки доли в уставном капитале ООО «БЛТО» заключенных между заявителями и Н., Г. и признании права заявителей на доли в уставном капитале ООО «БЛТО».

Своим решением от 08.06.2010г. МРИ ФНС № 3 по Кемеровской области отказала в государственной регистрации изменений.

Считая отказ МРИ ФНС № 3 но Кемеровской области незаконным и необоснованным, руководствуясь ст.9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», заявители обратились и УФНС ни Кемеровской области, с заявлением об отмене решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Своим решением № 678 от 06.09.2010г. Управление ФНС но Кемеровской области оставило данную жалобу без удовлетворения, считая ее необоснованной.

1. Отказывая в удовлетворении заявления, УФНС по Кемеровской области указало, что «при переходе доли общества по сделкам, для которых Федеральным законом не предусмотрена обязательная нотариальная форма, доля общества переходит к ее приобретателю с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений». Однако к ситуации заявителей данное утверждение не имеет отношения, поскольку их право на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Беловское лесоторговое общество» возникло не в результате совершения сделки по отчуждению доли, а на основании судебных постановлений. В соответствии с подпунктом 3 пункт 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, их установившего. А ЕГРЮЛ, являющийся в соответствии с п.1 ст.4 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» информационным ресурсом, по своей крановой природе не может иметь приоритетного значения перед судебным актом.

Считают, что судебное решение является юридическим фактом, то есть законным основанием перехода доли в уставном капитале по смыслу п.1 ст.21 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а ЗАЯВИТЕЛЬ 8 как участник ООО «БЛТО» - надлежащим заявителем по п.п.1.4 ст.9 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ведение ЕГРЮЛ, в соответствии с пунктом 1 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002г. N 438, основывается на положениях Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно пункту 6 статьи 3 данного закона одним из основных принципов правовою регулирования отношений в сфере информации является достоверность сведений, содержащихся в информационных системах.

В их случае состав участников изменился на законном основании (постановления 7ААС), однако из-за противоправного бездействия руководителя ООО «БЛТО» соответствующие изменения в сведения об участниках этого общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, внесены не были, потому в реестре до сих пор содержатся сведения, не соответствующие действительности, то есть недостоверные.

2. Также, в обоснование отказа в удовлетворении заявления участников ООО «БЛТО», УФНС по Кемеровской области привело толкование п.1 ст.21 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…под иным законным основанием можно понимать решение суда, которое обязывает регистрирующий (налоговый) орган внести соответствующие записи в ЕГРЮЛ».

В данном случае имеет мест необоснованное ограничительное толкование нормы нрава, которое значительно искажает ее смысл и ставит дополнительные препятствия к осуществлению гражданами своих прав. Данное толкование является произвольным и выражает собой ничем не подтвержденное мнение peгистрирующего органа.

Одновременно считают, что признание решения УФНС незаконным можно будет расценивать как юридический факт, обязывающий регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ изменения в соответствии с заявлением ЗАЯВИТЕЛЬ 8

Непринятие Управлением ФНС РФ по Кемеровской области как вышестоящим регистрирующим органом, мер по устранению нарушений, допущенных МРИ ФНС № 3 по Кемеровской области, влечет за собой невнесение изменений в сведения об участниках ООО «Беловское лесоторговое общество», что нарушает их права и законные интересы, препятствует осуществлению ими прав, предоставленных участникам общества ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в результате чего управление Обществом осуществляется лицами, не имеющими на это никаких прав.

Просят суд признать решение Управления федеральной налоговой службы по Кемеровской области об оставлении жалобы без удовлетворения № 678 от 06.09.2010г. незаконным.

Определением суда от 21.10.2010г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Кемеровской области.

В судебное заседание заявители не явились, о месте и времни рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.62).

Представитель заявителя ЗАЯВИТЕЛЬ 10Терехина Е.П., действующий на основании нотариальной доверенности от 25.05.2010г., оводы заявителей поддержала, просила признать решение УФНС по Кемеровской области от 06.09.2010г. незаконным.

Представитель УФНС по Кемеровской области – Крень Ю.С., действующий на основании доверенности от 20.05.2010г. (л.д.56) требования заявителей не признала.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной налоговой службы №3 по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с нормой ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий требованиям закона или иным нормативным правовым актам и нарушающий права юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Как указано в ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 и п. 2 статьи 11 Федерального Закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр; моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Судом установлено, что 01.06.2010г. ЗАЯВИТЕЛЬ 8 направила в регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ и восстановлении в нем сведений об участниках ООО «Беловское лесоторговое общество» и размере их долей.

Межрайонная Инспекция 08.06.2010г. приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕЕРЮЛ, определенных Федеральным Законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов (л.д.6).

Не согласившись с указанным решением, заявители оспорили его УФНС России по Кемеровской области.

Решением УФНС России по Кемеровской области №678 от 06.09.2010г. вышеуказанное решение Межрайонной Инспекции от 08.06.2010г. оставлено без изменения, жалоба заявителей – без удовлетворения (л.д.8-9).

В обоснование заявленных требований о незаконности решения УФНС России по Кемеровской области №678 от 06.09.2010г. заявители ссылаются на пп.1.4 ст.9 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Оценив доводы сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведут государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лица деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно -техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. №438 утверждены Правила ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации.

В статье 5 Закона № 129-ФЗ перечислены сведения и документы, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ.

В данный перечень входят и сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью (подпункт «д,») и фамилия, имя и отчество, должность лица, имеющего право без доверенностей действовать от имени юридического лица ( подпункт «л»).

На основании п.п. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 9 Закона №129-ФЗ регистрация в ЕГРЮЛ предполагает, первоначально, подачу уполномоченным лицом (заявителем) заявления, к которому в обязательном порядке прилагаются определенные документы.

В соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона №129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в)руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Подпунктом 1.4 ст. 9 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества. исполнитель завещания и нотариус.

Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕЕРЮЛ (форма Р14001), представлено в регистрирующий орган Ш.,, которая не является руководителем, а является учредителем ООО «Ведовское лесоторговое общество», следовательно, она имеет право быть заявителем, как учредитель в случае перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Щ. избрана лицом, уполномоченным выступать в качестве заявителя при регистрации изменений об участниках ООО «Ведовское лесоторговое общество» протоколом общего собрания участников от 26.05.2010 г. Сведения об указанных в протоколе участниках общего собрания отсутствуют в ЕГРЮЛ, следовательно, указанные лица не являются учредителями и не имеют права принимать какие-либо решения в отношении вышеуказанной организации, в данном случае - избрания лица, уполномоченного выступать в качестве заявителя при регистрации.

В связи с чем полномочия на подачу заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице у Ш. отсутствовали.

В соответствии с пп. «д» п.1 ст. 23 ФЗ №129-ФЗ одним из оснований отказа в государственной регистрации является подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице. Содержащиеся в ЕГРЮЛ.

В связи с изложенным, суд считает, что обжалуемое заявителями решение УФНС России по Кемеровской области от 06.09.2010г. является правомерным.

Ссылка заявителей на постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делам № №А27-5130/2009 - А27-5138/2009, которыми договора-уступки доли в уставном капитале между прежними учредителями ЗАЯВИТЕЛЬ 8, ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, З., ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 5 ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, Зуб И.А. и новыми учредителями Н. и Е. были расторгнуты,в данном случае несостоятельна.

Вышеуказанные судебные акты не могут являться основанием для отмены государственной регистрации изменений, так как решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесены записи относительно участников ООО «Ведовское лесоторговое общество» вынесено на основании решения общего собрания участников общества (протокол № 7 от 25.07.2008 г.), проведенного в соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», которое в судебном порядке не обжаловалось и в установленном законом порядке не было признано недействительным.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Под иным законным основанием, в данном случае, можно понимать решение суда, которое обязывает регистрирующий (налоговый) орган внести соответствующие записи в ЕГРЮЛ по участникам общества.

Однако, заявителями таких судебных актов представлено не было. Соответственно регистрирующий орган не имеет полномочий самостоятельно аннулировать либо восстанавливать какие-либо записи.

Согласно статье 17 Закона № 129-ФЗ изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица и решение о внесении в учредительные документы, являются необходимыми документами для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

После признания права каждого из девяти заявителей на долю в уставном капитале ООО «Беловское лесоторговое общество» необходимо было принять решение об изменении сведений о доле в уставном капитале (общим собранием), изменив, при этом редакцию учредительных документов.

Однако, как следует из представленных в материалы дела доказательств, этого не было сделано.

Как следует из пункта 3 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесённые сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а так же порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 Министерству РФ по налогам и сборам поручено до истечения шести месяцев со дня введения в действие Закона № 129-ФЗ внести в установленном порядке проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов.

Однако до настоящего времени данный порядок отсутствует.

Таким образом, регистрирующий орган не имеет полномочий восстанавливать записи (в данном случае об участниках общества и размерах их долей в уставном капитале общества) в ЕГРЮЛ.

Федеральный Закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предполагает данных полномочий у регистрирующего органа.

Как определено во втором предложении пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ при несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи (в том числе о доле в уставном капитале общества) сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 5, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Так как, сведения об участниках и их долях в уставном капитале общества содержатся в уставе и учредительных документах, то, суд считает, что до внесения изменений в ЕГРЮЛ, необходимо изменить сведения в данных документах.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать заявителям в удовлетворении заявления о признании незаконным решения УФНС России по Кемеровской области № 678 от 06.09.2010г.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что заявителями обжаловалось в Арбитражный суд Кемеровской области решение межрайонной инспекции ФНС №3 по Кемеровской области от 08.06.2010г., и решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.10.2010г., вступившим в законную силу 21.11.2011г., в удовлетворении их требований было отказано.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, является одним из способов защиты гражданских прав.

В настоящее время права заявителей восстановлены, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Представитель УФНС России по Кемеровской области в судебном заседании пояснила, что 10.02.2011г. произведена государственная регистрация новых учредителей ООО «Ведовское лесоторговое общество» (заявителей), с определением долей.

Исходя из положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает иск в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 5, ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, ЗАЯВИТЕЛЬ 6, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 8 о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 06.09.2010г. незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2011 года.

Судья Маркова Н.В.