дело №2-324/2011 РЕШЕНИЕ Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В. при секретаре Ворожцовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 01 марта 2011 г. гражданское дело по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 5, ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, ЗАЯВИТЕЛЬ 6, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 8 о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 06.09.2010г. незаконным, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 5, ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, ЗАЯВИТЕЛЬ 6, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 8 обратились в суд с заявлением и просят признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 06.09.2010г. об оставлении жалобы без удовлетворения. Свои требования мотивируют тем, что 01 июня 2010г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области К. было подано заявление по форме Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ и восстановлении в нем сведений об участниках ООО «Беловское лесоторговое общество» и размере их долей. Заявительница ЗАЯВИТЕЛЬ 8 вносила в ЕГРЮЛ изменения, связанные с переходом долей в Уставном капитале ООО «БЛТО», который был произведен на основании постановлений 7 ААС о расторжении договоров уступки доли в уставном капитале ООО «БЛТО» заключенных между заявителями и Н., Г. и признании права заявителей на доли в уставном капитале ООО «БЛТО». Своим решением от 08.06.2010г. МРИ ФНС № 3 по Кемеровской области отказала в государственной регистрации изменений. Считая отказ МРИ ФНС № 3 но Кемеровской области незаконным и необоснованным, руководствуясь ст.9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», заявители обратились и УФНС ни Кемеровской области, с заявлением об отмене решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Своим решением № 678 от 06.09.2010г. Управление ФНС но Кемеровской области оставило данную жалобу без удовлетворения, считая ее необоснованной. 1. Отказывая в удовлетворении заявления, УФНС по Кемеровской области указало, что «при переходе доли общества по сделкам, для которых Федеральным законом не предусмотрена обязательная нотариальная форма, доля общества переходит к ее приобретателю с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений». Однако к ситуации заявителей данное утверждение не имеет отношения, поскольку их право на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Беловское лесоторговое общество» возникло не в результате совершения сделки по отчуждению доли, а на основании судебных постановлений. В соответствии с подпунктом 3 пункт 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, их установившего. А ЕГРЮЛ, являющийся в соответствии с п.1 ст.4 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» информационным ресурсом, по своей крановой природе не может иметь приоритетного значения перед судебным актом. Считают, что судебное решение является юридическим фактом, то есть законным основанием перехода доли в уставном капитале по смыслу п.1 ст.21 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а ЗАЯВИТЕЛЬ 8 как участник ООО «БЛТО» - надлежащим заявителем по п.п.1.4 ст.9 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Ведение ЕГРЮЛ, в соответствии с пунктом 1 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002г. N 438, основывается на положениях Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно пункту 6 статьи 3 данного закона одним из основных принципов правовою регулирования отношений в сфере информации является достоверность сведений, содержащихся в информационных системах. В их случае состав участников изменился на законном основании (постановления 7ААС), однако из-за противоправного бездействия руководителя ООО «БЛТО» соответствующие изменения в сведения об участниках этого общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, внесены не были, потому в реестре до сих пор содержатся сведения, не соответствующие действительности, то есть недостоверные. 2. Также, в обоснование отказа в удовлетворении заявления участников ООО «БЛТО», УФНС по Кемеровской области привело толкование п.1 ст.21 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…под иным законным основанием можно понимать решение суда, которое обязывает регистрирующий (налоговый) орган внести соответствующие записи в ЕГРЮЛ». В данном случае имеет мест необоснованное ограничительное толкование нормы нрава, которое значительно искажает ее смысл и ставит дополнительные препятствия к осуществлению гражданами своих прав. Данное толкование является произвольным и выражает собой ничем не подтвержденное мнение peгистрирующего органа. Одновременно считают, что признание решения УФНС незаконным можно будет расценивать как юридический факт, обязывающий регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ изменения в соответствии с заявлением ЗАЯВИТЕЛЬ 8 Непринятие Управлением ФНС РФ по Кемеровской области как вышестоящим регистрирующим органом, мер по устранению нарушений, допущенных МРИ ФНС № 3 по Кемеровской области, влечет за собой невнесение изменений в сведения об участниках ООО «Беловское лесоторговое общество», что нарушает их права и законные интересы, препятствует осуществлению ими прав, предоставленных участникам общества ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в результате чего управление Обществом осуществляется лицами, не имеющими на это никаких прав. Просят суд признать решение Управления федеральной налоговой службы по Кемеровской области об оставлении жалобы без удовлетворения № 678 от 06.09.2010г. незаконным. Определением суда от 21.10.2010г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Кемеровской области. В судебное заседание заявители не явились, о месте и времни рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.62). Представитель заявителя ЗАЯВИТЕЛЬ 10 – Терехина Е.П., действующий на основании нотариальной доверенности от 25.05.2010г., оводы заявителей поддержала, просила признать решение УФНС по Кемеровской области от 06.09.2010г. незаконным. Представитель УФНС по Кемеровской области – Крень Ю.С., действующий на основании доверенности от 20.05.2010г. (л.д.56) требования заявителей не признала. Представитель заинтересованного лица - Федеральной налоговой службы №3 по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с нормой ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий требованиям закона или иным нормативным правовым актам и нарушающий права юридического лица, может быть признан судом недействительным. Согласно ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Как указано в ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом. В силу п. 1 и п. 2 статьи 11 Федерального Закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр; моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Судом установлено, что 01.06.2010г. ЗАЯВИТЕЛЬ 8 направила в регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ и восстановлении в нем сведений об участниках ООО «Беловское лесоторговое общество» и размере их долей. Межрайонная Инспекция 08.06.2010г. приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕЕРЮЛ, определенных Федеральным Законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов (л.д.6). Не согласившись с указанным решением, заявители оспорили его УФНС России по Кемеровской области. Решением УФНС России по Кемеровской области №678 от 06.09.2010г. вышеуказанное решение Межрайонной Инспекции от 08.06.2010г. оставлено без изменения, жалоба заявителей – без удовлетворения (л.д.8-9). В обоснование заявленных требований о незаконности решения УФНС России по Кемеровской области №678 от 06.09.2010г. заявители ссылаются на пп.1.4 ст.9 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Оценив доводы сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям. Согласно ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведут государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лица деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно -техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. №438 утверждены Правила ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации. В статье 5 Закона № 129-ФЗ перечислены сведения и документы, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ. В данный перечень входят и сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью (подпункт «д,») и фамилия, имя и отчество, должность лица, имеющего право без доверенностей действовать от имени юридического лица ( подпункт «л»). На основании п.п. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 9 Закона №129-ФЗ регистрация в ЕГРЮЛ предполагает, первоначально, подачу уполномоченным лицом (заявителем) заявления, к которому в обязательном порядке прилагаются определенные документы. В соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона №129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в)руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Подпунктом 1.4 ст. 9 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества. исполнитель завещания и нотариус. Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕЕРЮЛ (форма Р14001), представлено в регистрирующий орган Ш.,, которая не является руководителем, а является учредителем ООО «Ведовское лесоторговое общество», следовательно, она имеет право быть заявителем, как учредитель в случае перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Щ. избрана лицом, уполномоченным выступать в качестве заявителя при регистрации изменений об участниках ООО «Ведовское лесоторговое общество» протоколом общего собрания участников от 26.05.2010 г. Сведения об указанных в протоколе участниках общего собрания отсутствуют в ЕГРЮЛ, следовательно, указанные лица не являются учредителями и не имеют права принимать какие-либо решения в отношении вышеуказанной организации, в данном случае - избрания лица, уполномоченного выступать в качестве заявителя при регистрации. В связи с чем полномочия на подачу заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице у Ш. отсутствовали. В соответствии с пп. «д» п.1 ст. 23 ФЗ №129-ФЗ одним из оснований отказа в государственной регистрации является подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице. Содержащиеся в ЕГРЮЛ. В связи с изложенным, суд считает, что обжалуемое заявителями решение УФНС России по Кемеровской области от 06.09.2010г. является правомерным. Ссылка заявителей на постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делам № №А27-5130/2009 - А27-5138/2009, которыми договора-уступки доли в уставном капитале между прежними учредителями ЗАЯВИТЕЛЬ 8, ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, З., ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 5 ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, Зуб И.А. и новыми учредителями Н. и Е. были расторгнуты,в данном случае несостоятельна. Вышеуказанные судебные акты не могут являться основанием для отмены государственной регистрации изменений, так как решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесены записи относительно участников ООО «Ведовское лесоторговое общество» вынесено на основании решения общего собрания участников общества (протокол № 7 от 25.07.2008 г.), проведенного в соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», которое в судебном порядке не обжаловалось и в установленном законом порядке не было признано недействительным. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Под иным законным основанием, в данном случае, можно понимать решение суда, которое обязывает регистрирующий (налоговый) орган внести соответствующие записи в ЕГРЮЛ по участникам общества. Однако, заявителями таких судебных актов представлено не было. Соответственно регистрирующий орган не имеет полномочий самостоятельно аннулировать либо восстанавливать какие-либо записи. Согласно статье 17 Закона № 129-ФЗ изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица и решение о внесении в учредительные документы, являются необходимыми документами для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. После признания права каждого из девяти заявителей на долю в уставном капитале ООО «Беловское лесоторговое общество» необходимо было принять решение об изменении сведений о доле в уставном капитале (общим собранием), изменив, при этом редакцию учредительных документов. Однако, как следует из представленных в материалы дела доказательств, этого не было сделано. Как следует из пункта 3 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесённые сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а так же порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 Министерству РФ по налогам и сборам поручено до истечения шести месяцев со дня введения в действие Закона № 129-ФЗ внести в установленном порядке проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов. Однако до настоящего времени данный порядок отсутствует. Таким образом, регистрирующий орган не имеет полномочий восстанавливать записи (в данном случае об участниках общества и размерах их долей в уставном капитале общества) в ЕГРЮЛ. Федеральный Закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предполагает данных полномочий у регистрирующего органа. Как определено во втором предложении пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ при несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи (в том числе о доле в уставном капитале общества) сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 5, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Так как, сведения об участниках и их долях в уставном капитале общества содержатся в уставе и учредительных документах, то, суд считает, что до внесения изменений в ЕГРЮЛ, необходимо изменить сведения в данных документах. На основании изложенного, суд считает необходимым отказать заявителям в удовлетворении заявления о признании незаконным решения УФНС России по Кемеровской области № 678 от 06.09.2010г. При этом суд учитывает то обстоятельство, что заявителями обжаловалось в Арбитражный суд Кемеровской области решение межрайонной инспекции ФНС №3 по Кемеровской области от 08.06.2010г., и решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.10.2010г., вступившим в законную силу 21.11.2011г., в удовлетворении их требований было отказано. В соответствии со ст. 12 ГК РФ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, является одним из способов защиты гражданских прав. В настоящее время права заявителей восстановлены, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Представитель УФНС России по Кемеровской области в судебном заседании пояснила, что 10.02.2011г. произведена государственная регистрация новых учредителей ООО «Ведовское лесоторговое общество» (заявителей), с определением долей. Исходя из положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает иск в пределах заявленных требований. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ЗАЯВИТЕЛЬ 1, ЗАЯВИТЕЛЬ 2, ЗАЯВИТЕЛЬ 5, ЗАЯВИТЕЛЬ 3, ЗАЯВИТЕЛЬ 4, ЗАЯВИТЕЛЬ 6, ЗАЯВИТЕЛЬ 9, ЗАЯВИТЕЛЬ 7, ЗАЯВИТЕЛЬ 10, ЗАЯВИТЕЛЬ 8 о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 06.09.2010г. незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2011 года. Судья Маркова Н.В.
именем Российской Федерации