Дело № 2 –932/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово в составе:
Председательствующего Курилова М.К.
при секретаре Гончаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседание в городе Кемерово16 марта 2011 года
гражданское дело по иску Маликова П.А. к Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Маликов П.А. обратился в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области с иском к Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области о признании решения незаконным.
Свои требования мотивировал тем, что является членом Кемеровского регионального отделения политической партии ЛДПР. Данное подтверждает членский билет ### от 29.10.2007 года. Также он является координатором Ильинского района г. Новокузнецка Кемеровской области, что подтверждается удостоверением ### от 31 июля 2010 года. В период избирательной кампании, истец являлся кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Еланского сельского поселения первого созыва, что подтверждается удостоверением ### от 18 августа 2010 года.
В связи с тем, что истец баллотировался на территории Еланского сельского поселения, для исключения спорных моментов с территориальной избирательной комиссией Новокузнецкого района Кемеровской области (далее ТИК), так как шел период избирательной кампании, им было подписано уведомление от 07.10.2010 года в ТИК о том, что на Еланской сельской территории в период с 07.10.2010 года по 08.10.2010 года будет распространяться газета «ЛДПР-Кузбасс» (далее Газета), примерное количество которой составит 500 экземпляров. Газета является периодическим печатным изданием и распространяется на всей территории Кемеровской области ежемесячно. Данное подтверждает свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 42-00140 от 22 июля 2009 года.
07 октября 2010 года истцом был получен ответ от ТИК Новокузнецкого района с информацией о том, что в случае обнаружения на территории Еланского сельского поселения газеты «ЛДПР-Кузбасс», ТИК Новокузнецкого района будет обязана обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении нарушения избирательного законодательства. Приведенные в основу ответа ТИК Новокузнецкого района нормы закона, а именно: п. 4 ст. 39, п. 4 ст. 43, п. 7 ст. 43 Закона Кемеровской области от 12 декабря 2005 г. N 147-03 "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области" являются нормами, относящимися к агитационному материалу, чем Газета не являлась и не является, в связи с чем, никакого нарушения избирательного законодательства не могло быть допущено.
В связи с данным, истец не смог выполнить задачи, возложенные на него Кемеровским региональным отделением политической партии ЛДПР, как на члена партии, выраженных в распространении Газеты на территории Еланского сельского поселения, где истец проводил большую часть своего времени вне основной работы, так как ТИК Новокузнецкого района Кемеровской области ограничило его в данном, что истец считает незаконным.
Статьей 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Статьей 25 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждении, организаций, государственных органов не допускается. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
Статьей 26 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Статьей 27 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1) название издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время
подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
8) адреса редакции, издателя, типографии.
При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
1) название программы;
2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) тираж;
5) редакция и ее адрес;
6) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно". Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием. Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Статьей 58 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Просит признать незаконным отказ Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области в распространении периодического печатного издания - газеты «ЛДПР-Кузбасс» на территории Еланского сельского поселения в период избирательной кампании, а именно 07- 08 октября 2010 года. Взыскать с Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области в свою пользу судебные расходы.
Определением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 29.11.2010г. по делу произведена замена ответчика – территориальной избирательной комиссии Кемеровской области на Избирательную комиссию Кемеровской области. Гражданское дело по иску Маликова П.А. к Избирательной комиссии о признании решения незаконным передано на рассмотрение в Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области по подсудности.
В процессе рассмотрения дела истец Маликов П.А. изменил исковые требования, указав, что он является распространителем газеты «ЛДПР-Кузбасс» на общественных началах и безвозмездных условиях.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
ГК РФ не требует заключение договора на безвозмездное оказание услуг.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (с изменениями от 16 сентября 2010 г.) установлено, что при применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
Статьей 25 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установлено, что воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.
Считает, что Территориальная избирательная комиссия Новокузнецкого района Кемеровской области, создав препятствия в распространении газеты, нарушила его права как распространителя периодического печатного издания-газеты «ЛДПР-Кузбасс», что запрещено ст. 25 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Просит признать незаконным воспрепятствование распространителю Маликову П.А., осуществляемому на законном основании распространение продукции массовой информации - газеты «ЛДПР-Кузбасс» на территории Еланского сельского поселения 07-08 октября 2010 года, со стороны Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области.
Истец Маликов П.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель истца Дмитриева Л.С., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Разломова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила в материалы дела письменный отзыв.
Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика председатель территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области Шилина И.И. исковые требования не признала.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, рассмотрев письменные материалы дела, считает, что требования Маликова П.А. удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что газета «ЛДПР-Кузбасс» является периодическим печатным изданием и распространяется на всей территории Кемеровской области, что подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации ### от 22.07.2009 г. (л.д. 8).
Решением ### от 18.08.2010 г. территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района КО Маликов П.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального образования «Еланское сельское поселение» Новокузнецкого района КО по пятимандатному избирательному округу ###, выдано удостоверение установленного образца (л.д. 22, 11).
07.10.2010 г. Маликов П.А. направил в Территориальную избирательную комиссию Новокузнецкого района уведомление о том, что в Еланской сельской территории в период с 07.10.2010 г. по 08.10.2010 г. будет распространяться газета «ЛДПР-Кузбасс», примерное количество экземпляров – 500 штук (л.д. 9).
07.10.2010 г. Маликов П.А. получил сообщение Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области, за подписью председателя Шилиной И.И., в котором было указано, что в случае обнаружения на территории Еланского сельского поселения газеты «ЛДПР-Кузбасс», Территориальная избирательная комиссия Новокузнецкого района будет обязана обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении нарушения избирательного законодательства (л.д. 10).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ; под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
В обоснование своих требований истец ссылается на ст. 25 Закона «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов - не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся в суд, избирает самостоятельно.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 20 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном п. 9 настоящей статьи.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Территориальная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 26 указанного ФЗ).
Представитель истца в судебном заседании пояснила, что Маликов П.А. являлся распространителем газеты «ЛДПР-Кузбасс». Полагает, что письмом от 07.10.2010 г. Территориальная избирательная комиссия Новокузнецкого района Кемеровской области воспрепятствовала Маликову П.А. в распространении указанной газеты.
Свидетель СВИДЕТЕЛЬ суду пояснил, что он является членом партии ЛДПР. Газета «ЛДПР-Кузбасс» была зарегистрирована около 2 лет назад, распространяется бесплатно на всей территории Кемеровской области. Газету имеют право распространять все желающие, в том числе, и Маликов. О том, что Маликову необходимо подать уведомление о намерении распространять газету, он узнал из телефонного разговора с председателем Территориальной избирательной комиссии Шилиной И.И. Уведомление было направлено в Территориальную избирательную комиссию во избежание недоразумений с правоохранительными органами. Также свидетель пояснил, что ему не известно, распространял ли Маликов П.А. газету сам или с помощью третьих лиц. Поскольку Маликов был первым обратившимся с уведомлением о намерении распространять газету, после получения письма Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области остальные кандидаты в депутаты также прекратили распространение газеты.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, что сообщением Территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Кемеровской области от 07.10.2010 г., были нарушены какие-либо его права и законные интересы, как распространителя газеты «ЛДПР-Кузбасс», учитывая, что какого-либо решения о запрете распространения газеты Территориальная комиссия Новокузнецкого района КО не принимала, как следует из текста сообщения от 07.10.2010 г., оно носит разъяснительный, рекомендательный характер, не ограничивает Маликова П.А. в выполнении им задач, возложенных на него Кемеровским региональным отделением политической партии ЛДПР.
Кроме того, истцом не представлено доказательств того, какие его права и законные интересы нарушены Избирательной комиссией Кемеровской области, учитывая, что сообщение от 07.10.2010 г. было направлено в его адрес, как кандидата в депутаты, Территориальной избирательной комиссией Новокузнецкого района Кемеровской области за подписью Председателя территориальной избирательной комиссии Новокузнецкого района Шилиной И.И., с жалобой в Избирательную комиссию КО Маликов П.А. не обращался, при этом, как следует из п. 9 ст. 26 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации осуществляет территориальная избирательная комиссия.
По этим же основаниям, суд считает не имеющими значения для дела показания свидетеля СВИДЕТЕЛЬ
Таким образом, требования Маликова П.А. к Избирательной комиссии Кемеровской области, Шилиной И.И. о признании решения незаконным, удовлетворению не подлежат, следовательно, также не подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Маликова П.А. к Избирательной комиссии Кемеровской области, Шилиной И.И. о признании решения незаконным, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в мотивированной форме 23.03.2011 г.
Судья: М.К.Курилов
В мотивированной форме решение составлено 23.03.2011 г.