Дело № 2-594/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,
при секретаре Семешовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
18 февраля 2011 года
гражданское дело по заявлению Кадошниковой Н.Д. об оспаривании решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о привлечении к налоговой ответственности,
у с т а н о в и л :
Кадошникова Н.Д. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово № 186455 от 03.08.2010г. Свои требования мотивировала тем, что Инспекция федеральной налоговой службы по г. Кемерово провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц Кадошниковой Н.Д. за 2008 отчетный год, предоставленной 23.04.2010 г.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заместитель начальника ИФНС по г. Кемерово 03.08.2010 г. вынес решение № 186455 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которым ИФНС по г. Кемерово решил:
1. Привлечь Кадошникову Н.Д. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ (непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации) в виде штрафа в размере 17 607,60 руб.
2. Предложить Кадошниковой Н.Д. уплатить штраф, указанный в п. 1.
С выводами ИФНС по г. Кемерово, изложенными в Решении, налогоплательщик не согласен по следующим основаниям.
15 января 2002 года между Кадошниковой Н.Д. (арендодатель) и ООО «Элис-Компани» (аренда-р) был заключен договор аренды нежилого помещения № 7 (далее Договор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение (здание магазина с подсобными помещениями), расположенное по адресу: ... общей площадью 300 кв.м. (далее помещение).
Согласно п. 3 дополнительного соглашения от 30.03.2002 г. к Договору, арендатор обязуется ежемесячно в течение срока действия договора из арендной платы удерживать подоходный налог в соответствии с действующим законодательством.
В качестве подтверждения получения арендной платы Кадошникова Н.Д. ежемесячно получала от 000 «Элис-Компани» расходно-кассовые ордеры, причем сумма в данных ордерах была равна сумме арендной платы за вычетом НДФЛ.
23.04.2010 г. налогоплательщик сдал налоговую декларацию по НДФЛ за 2008 год, так как налоговый орган объяснил, что Кадошникова Н.Д. в 2008 году получала доход от сдачи нежилого помещения в аренду, а значит, обязана предоставлять декларацию по НДФЛ.
05.07.2010 г. ИФНС по г. Кемерово был составлен акт камеральной налоговой проверки № 54278.
03.08.2010 г. ИФНС по г. Кемерово было принято решение № 186455 о привлечении Кадошниковой Н.Д. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ.
Изучив Решение, а также налоговое законодательство РФ, Кадошникова Н.Д. 23.09.2010 года подала уточненную налоговую декларацию по НДФЛ, а также жалобу у УФНС по Кемеровской области на Решение налогового органа, согласно ст. 101.2 и ст. 139 НК РФ.
Решением УФНС по Кемеровской области от 27.10.2010 г. УФНС № 842 жалоба Кадошниковой Н.Д. оставлена без удовлетворения, решения № 186455 без изменения.
Решениями ИФНС по г. Кемерово по результатам проведенной проверки установлено:
В нарушение ст.ст. 23, 80, 207, 216, 229 НК РФ налогоплательщик не предоставил в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию «3-НДФЛ ФЛ - 2008» за 2008 отчетный год.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год, то есть налоговая декларация должна быть представлена не позднее 30.04.2009 г.
В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщик предоставил налоговую декларацию 23.04.2010 г., тем самым совершил противоправные деяния, за которые п. 2 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.
Факт нарушения законодательства о налогах и сборах подтверждается отметкой налогового органа на титульном листе налоговой декларации «3-НДФЛ ФЛ-2008» за 2008 (23.03.2010 г.).
Заявитель считает доводы ИФНС по г. Кемерово не обоснованными по следующим основаниям.
- В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Таким образом, согласно ст. 226 НК РФ ООО «Элис-Компани» являлось налоговым агентом Кадошниковой Н.Д.
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
П. 2 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Причем арбитражная практика четко придерживается мнения, что именно налоговые агенты обязаны предоставлять сведения о доходах физических лиц, а не сам налогоплательщик (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 г. по делу № Абб-9581/2009; Постановление ФАС Центрального округа от 14.01.2010 по делу N А48-38/2009; Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2010 N Ф09-10817/09-СЗ по делу N А07-12327/2009).
Таким образом, обязанность по представлению налоговой декларации «3-НДФЛ ФЛ -2008» за 2008 отчетный год у Кадошниковой Н.Д. отсутствовала.
Данный вывод поддерживается многочисленными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (Письмо от 15.07.2010 г. № 03-04-06/3-148; Письмо от 13.07.2010 г. № 03-04-06/3-144; Письмо от 07.10.2009 г. № 03-04-06-01/257; Письмо от 20.07.2009 г. № 03-04-06-01/178; Письмо от30.04.2009 г. N° 3-5-03/455@).
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ, необходимо наличие следующих условий:
Наличие обязанности по предоставлению налоговой декларации налогоплательщиком по соответствующему налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком;
Предоставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Так как, в связи с изложенным выше, у Кадошниковой Н.Д. не было обязанности по представлению налоговой декларации «3-НДФЛ ФЛ - 2008» в налоговый орган, то и основания для привлечения Кадошниковой Н.Д. к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Учитывая вышеизложенное считает решение Инспекции ФНС России по г. Кемерово №186455 от 03.08.2010 г. о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречащим нормам действующего налогового законодательства (статьи 24, 226, 230 НК РФ) и незаконно возлагающим на налогоплательщика (заявителя) обязанность по уплате штрафов за непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Также заявитель обратилась с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово № 186670 от 23.08.2010г. Свои требования мотивировала тем, что 15 января 2002 года между Кадошниковой Н.Д. (арендодатель) и ООО «Элис-Компани» (арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения № 7 (далее Договор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение (здание магазина с подсобными помещениями), расположенное по адресу: ..., общей площадью 300 кв.м.
Согласно п. 3 дополнительного соглашения от 30.03.2002 г. к Договору, арендатор обязуется ежемесячно в течение срока действия договора из арендной платы удерживать подоходный налог в соответствии с действующим законодательством.
В качестве подтверждения получения арендной платы Кадошникова Н.Д. ежемесячно получала от ООО «Элис-Компани» расходно-кассовые ордеры, причем сумма в данных ордерах была равна сумме арендной платы за вычетом НДФЛ.
04.05.2010 г. налогоплательщик сдал налоговую декларацию по НДФЛ за 2007 год, так как налоговый орган объяснил, что Кадошникова Н.Д. в 2007 году получала доход от сдачи нежилого помещения в аренду, а значит, обязана предоставлять декларацию по НДФЛ.
16.07.2010 г. ИФНС по г. Кемерово был составлен акт камеральной налоговой проверки № 54698.
23.08.2010 г. ИФНС по г. Кемерово было принято решение № 186670 о привлечении Кадошниковой Н.Д. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ.
Изучив Решение, а также налоговое законодательство РФ, Кадошникова Н.Д. 23.09.2010 года подала уточненную налоговую декларацию по НДФЛ, а также жалобу у УФНС по Кемеровской области на Решение налогового органа, согласно ст. 101.2 и ст. 139 НК РФ.
Решением УФНС по Кемеровской области от 27.10.2010 г. УФНС № 841 жалоба Кадошниковой Н.Д. оставлена без удовлетворения, решения № 186670 без изменения.
Решениями ИФНС по г. Кемерово по результатам проведенной проверки установлено:
В нарушение ст.ст. 23, 80, 207, 216, 229 НК РФ налогоплательщик не предоставил в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию «3-НДФЛ ФЛ - 2007» за 2007 отчетный год.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год, то есть налоговая декларация должна быть представлена не позднее 30.04.2008 г.
В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщик предоставил налоговую декларацию 04.05.2010 г., тем самым совершил противоправные деяния, за которые п. 2 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.
Факт нарушения законодательства о налогах и сборах подтверждается отметкой налогового органа на титульном листе налоговой декларации «3-НДФЛ ФЛ-2007» за 2007 (04.05.2010 г.).
Заявитель считает доводы ИФНС по г. Кемерово не обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Таким образом, согласно ст. 226 НК РФ ООО «Элис-Компани» являлось налоговым агентом Кадошниковой Н.Д.
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
П. 2 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Причем арбитражная практика четко придерживается мнения, что именно налоговые агенты обязаны предоставлять сведения о доходах физических лиц, а не сам налогоплательщик (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 г. по делу № А66-9581/2009; Постановление ФАС Центрального округа от 14.01.2010 по делу N А48-38/2009; Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2010 N Ф09-10817/09-СЗ по делу N А07-12327/2009).
Таким образом, обязанность по представлению налоговой декларации «3-НДФЛ ФЛ -2007» за 2007 отчетный год у Кадошниковой Н.Д. отсутствовала.
Данный вывод поддерживается многочисленными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (Письмо от 15.07.2010 г. № 03-04-06/3-148; Письмо от 13.07.2010 г. № 03-04-06/3-144; Письмо от 07.10.2009 г. № 03-04-06-01/257; Письмо от 20.07.2009 г. № 03-04-06-01/178; Письмо от30.04.2009 г. № 3-5-03/455@).
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ, необходимо наличие следующих условий:
- Наличие обязанности по предоставлению налоговой декларации налогоплательщиком по соответствующему налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком;
- Предоставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации. Так как, в связи с изложенным выше, у Кадошниковой Н.Д. не было обязанности по представлению налоговой декларации «3-НДФЛ ФЛ - 2007» в налоговый орган, то и основания для привлечения Кадошниковой Н.Д. к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствуют.
- В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Определением суда от 28.12.2010г. данные заявления объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель заявителя Болотова Н.С., действующая на основании доверенности, требования и доводы заявления поддержала.
Заявитель Кадошникова Н.Д., извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Инспекции ФНС России по г. Кемерово Волкова Е.А., действующая на основании доверенности, заявление полагала необоснованным по доводам, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом в силу положений ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Судом установлено, что Кадошникова Н.Д. в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц.
Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Кемерово была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц Кадошниковой Н.Д. за 2008 отчетный год, предоставленной 23.04.2010 г.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заместитель начальника ИФНС по г. Кемерово 03.08.2010 г. вынес решение № 186455 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которым ИФНС по г. Кемерово решил: привлечь Кадошникову Н.Д. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ (непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации) в виде штрафа в размере 17 607,60 руб., предложить Кадошниковой Н.Д. уплатить штраф, указанный в п. 1.
Также Инспекция федеральной налоговой службы по г. Кемерово провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц Кадошниковой Н.Д. за 2007 отчетный год, предоставленной 04.05.2010 г.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заместитель начальника ИФНС по г. Кемерово 23.08.2010 г. вынес решение № 186670 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которым ИФНС по г. Кемерово решил: привлечь Кадошникову Н.Д. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ (непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации) в виде штрафа в размере 58 692,80 руб., предложить Кадошниковой Н.Д. уплатить штраф, указанный в п. 1.
Кадошникова Н.Д. обжаловала указанные решения в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Кемеровской области.
Решениями № 841, № 842 от 27.10..2010 года жалобы Кадошниковой Н.Д. оставлены без удовлетворения ( л.д. 62-66). Решения вступили в законную силу.
Суд считает решения Инспекции ФНС России по г. Кемерово № 186455 от 03.08.2010 г. и № 186670 от 23.08.2010 г. о привлечении Кадошниковой Н.Д. к ответственности за совершение налогового правонарушения, необоснованными, в связи со следующим.
Как следует из заявления и подтверждается письменными доказательствами, 15 января 2002 года между Кадошниковой Н.Д. (арендодатель) и ООО «Элис-Компани» (арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения № 7, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение (здание магазина с подсобными помещениями), расположенное по адресу: ... общей площадью ### кв.м.
Согласно п. 3 дополнительного соглашения от 30.03.2002 г. к Договору, арендатор обязуется ежемесячно в течение срока действия договора из арендной платы удерживать подоходный налог в соответствии с действующим законодательством.
В качестве подтверждения получения арендной платы Кадошникова Н.Д. ежемесячно получала от ООО «Элис-Компани» расходно-кассовые ордеры, причем сумма в данных ордерах была равна сумме арендной платы за вычетом НДФЛ.
23.04.2010 г. налогоплательщик сдал налоговую декларацию по НДФЛ за 2008 год, так как налоговый орган объяснил, что Кадошникова Н.Д. в 2008 году получала доход от сдачи нежилого помещения в аренду, а значит, обязана предоставлять декларацию по НДФЛ.
05.07.2010 г. ИФНС по г. Кемерово был составлен акт камеральной налоговой проверки № 54278.
04.05.2010 г. налогоплательщик сдал налоговую декларацию по НДФЛ за 2007 год, так как налоговый орган объяснил, что Кадошникова Н.Д. в 2007 году получала доход от сдачи нежилого помещения в аренду, а значит, обязана предоставлять декларацию по НДФЛ.
16.07.2010 г. ИФНС по г. Кемерово был составлен акт камеральной налоговой проверки № 54698.
На основании указанных актов Инспекцией ФНС России по г. Кемерово были приняты оспариваемые решения о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми установлено, что в нарушение ст.ст. 23, 80, 207, 216, 229 НК РФ налогоплательщик не предоставил в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию «3-НДФЛ ФЛ - 2007» за 2007 отчетный год, «3-НДФЛ ФЛ - 2008» за 2008 отчетный год.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговым периодом в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год, то есть налоговые декларации должны быть представлены не позднее 30.04.2008 г. и 30.04.2009 г.
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщик предоставил налоговые декларации 23.04.2010 г. и 04.05.2010г., тем самым совершил противоправные деяния, за которые п. 2 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность. Факт нарушения законодательства о налогах и сборах подтверждается отметкой налогового органа на титульном листе налоговой декларации«3-НДФЛ ФЛ-2007» за 2007 (04.05.2010 г.) и «3-НДФЛ ФЛ-2008» за 2008 (23.03.2010 г.).
Указанные доводы суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Таким образом, согласно ст. 226 НК РФ ООО «Элис-Компани» являлось налоговым агентом Кадошниковой Н.Д.
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
П. 2 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, обязанность по представлению налоговых деклараций «3-НДФЛ ФЛ -2007» за 2007 отчетный год и «3-НДФЛ ФЛ -2008» за 2008 отчетный год у Кадошниковой Н.Д. отсутствовала.
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из анализа положений указанной статьи следует, что для привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ, необходимо наличие следующих условий: наличие обязанности по предоставлению налоговой декларации налогоплательщиком по соответствующему налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком; предоставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Учитывая, что у Кадошниковой Н.Д. не было обязанности по представлению налоговых деклараций «3-НДФЛ ФЛ - 2007» и «3-НДФЛ ФЛ - 2008» в налоговый орган, то и основания для привлечения Кадошниковой Н.Д. к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Возражения ИФНС в той части, что Кадошниковой Н.Д. в декларациях за 2007 г. и 2008г. указано, что с арендной платы в суммах 192 000 руб. и 34 140 руб. исчислен, но не удержан налоговым агентом налог на доходы физических лиц соответственно в суммах 24 908 руб. и 4 438 руб., суд находит несостоятельными.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ, Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Следовательно, декларации, представленные налогоплательщиком в налоговый орган при отсутствии у него права и обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога, не могут рассматриваться в качестве документа, подтверждающего сведения, указанные в п. 1 ст. 80 НК РФ.
Так как у Кадошниковой Н.Д. отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций, представленные налогоплательщиком в ИФНС по г. Кемерово декларации по форме 3-НДФЛ нельзя принимать во внимание, так как обязанность по предоставлению декларации возложена действующим законодательством на налоговых агентов.
Представленные Кадошниковой Н.Д. декларации по форме 3-НДФЛ не могут рассматриваться в качестве документа, подтверждающего сведения, указанные в п. 1 ст. 80 НК РФ, в том числе, исчисление, удержание и перечисление НДФЛ ее налоговыми агентами.
Несостоятельными являются и доводы об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих факт удержания налога на доходы физических лиц налоговыми агентами с выплаченных доходов за аренду помещения, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 24 НК РФ на налоговых агентов налагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, положениями ст. 226 НК РФ, обязанность по удержанию НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком, лежит именно на налоговом агенте.
При этом действующее налоговое законодательство не содержит обязанностей по предоставлению налогоплательщиком документов, подтверждающих факт удержания налога на доходы физических лиц его налоговыми агентами.
Следовательно, Кадошникова Н.Д. не обязана каким-либо образом, в том числе документально, подтверждать факт удержания НДФЛ ее налоговыми агентами.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены случаи, когда организация при выплате доходов физическому лицу не должна исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет. Это касается:
1) выплаты доходов определенной категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать налог самостоятельно (ст. 227 НК РФ);
2) выплаты налогоплательщикам определенных видов доходов, при получении которых они должны самостоятельно уплатить налог (ст. 228 НК РФ);
3) выплаты доходов, которые не подлежат налогообложению (ст. 217 НК РФ).
Так как Кадошникова Н.Д. не подпадет ни под одну категорию налогоплательщиков, указанную в ст. 227 НК РФ, не получала от налоговых агентов доходы, предусмотренные ст. 228 НК РФ, а доходы, выплаченные налоговыми агентами Кадошниковой Н.Д., подлежат налогообложению, то и обязанность по предоставлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, с указанием в ней доходов от сдачи в аренду нежилого помещения и исчислением налога на доходы физических лиц, у Заявителя отсутствовала.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.
Таким образом, расходно-кассовые ордера подтверждают не исчисление и удержание НДФЛ, а получение налогоплательщиком определенного дохода от налогового агента и, как следствие, обязанность такого налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ.
Следовательно, предоставленные Кадошниковой Н.Д. расходно-кассовые ордера подтверждают получение дохода от ее налогового агента и наличие у налогового агента обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ.
Как уже указано ранее, обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика, а также перечислению в бюджет суммы НДФЛ возложена нормами гл. 23 НК РФ на налоговых агентов.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом, для чего налоговым органам предоставлены права, предусмотренные ст. 31 НК РФ.
У налогоплательщика отсутствует обязанность и соответствующие полномочия контролировать правильное исчисление, удержание и перечисление налоговым агентом НДФЛ и предоставлять сведения об этом. Данная обязанность действующим законодательством возложена на налоговые органы, для чего им предоставлены соответствующие полномочия.
Установленное п. 3 ст.230 НК РФ право налогоплательщика на получение по его заявлению справки по форме 2-НДФЛ о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога, не предполагает обязанности по предоставлению данной справки налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения правильного исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговым агентом.
Таким образом, у Кадошниковой Н.Д. отсутствует обязанность предоставлять в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ, другие документы или каким-либо иным образом подтверждать правильность исчисления, удержания и перечисления НДФЛ ее налоговыми агентами.
Кроме того, Кадошниковой Н.Д. 23.09.2010 г. были представлены уточненные декларации по НДФЛ за 2007 г. и 2008г., в которых были указаны показатели с учетом обязанности ее налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с доходов, полученных в результате отношений с данными налоговыми агентами.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Учитывая, что по итогам рассмотрения представленных деклараций не был составлен акт проверки, то налоговым органом не был установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах Кадошниковой Н.Д. за проверяемый период.
Кроме того, Кадошниковой Н.Д. 17.01.2011 г. были поданы заявления о возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц, а также объяснения относительно представления уточненных деклараций. В свою очередь, налоговый орган не вынес решение об отказе в возврате излишне удержанного налога.
Таким образом, заинтересованное лицо своими действиями подтверждает отсутствие нарушений со стороны Кадошниковой Н.Д.
Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что Кадошникова Н.Д. неправомерно была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения – не предоставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию «3-НДФЛ ФЛ – 2007» за 2007г. и «3-НДФЛ ФЛ – 2008г.» за 2008г., в связи с чем, требования заявителя о признании решений ИФНС России по Кемерово № 186670 от 23.08.2010г. и № 186455 от 03.08.2010г. недействительными, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования Кадошниковой Н.Д. удовлетворить.
Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово № 186455 от 03.08.2010 года и № 186670 от 23.08.2010 о привлечении Кадошниковой Н.Д. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово от 12.09.2007 года - отказать.овой ответственности.
Судья Н.А. Савинцева
Решение в мотивированной форме составлено 03.03.2011 года.