Решение - в удовлетворении требований отказать.



Дело № 2- 2262 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

29 ноября 2010г.

дело по заявлению прокурора города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кемерово, Кемеровскому городскому Совету народных депутатов об обязании совершить действия,

у с т а н о в и л :

Прокурор города Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кемерово об обязании совершить действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований зако­нодательства об образовании в части доступности дошкольного образования, в том числе соблюдения дошкольными образовательными учреждениями города контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающих­ся, воспитанников.

В процессе проведенной проверки в муниципальных дошкольных образова­тельных учреждениях города (далее - МДОУ) были выявлены факты переком­плекта воспитанников, указывающие на нарушения законодательства о мест­ном самоуправлении и образовании в части организации МДОУ и предоставле­ния общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Факты невыполнения предписаний, выданных отделом Управления Фе­деральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополу­чия человека по Кемеровской области (далее — отдел Роспотребнадзора по КО) (по результатам проверок 1 полугодия 2009г.), в части нарушения комплекта­ции воспитанников учреждений в соответствии с санитарными нормами и пра­вилами выявлены в ходе внеплановых надзорных проверок, проведенных в 4 квартале 2009 года в 30 МДОУ города (№№68,225, 137, 172, 84, 211, 171, 214, 232, 143, 116, 79, 3, 203, 199, 43, 181, 25, 204, 107, 223, 174, 117, 219, 128, 216, 168,111,161,42).

В связи с выявленными нарушениями отделом Роспотребнадзора по КО в отношении 20 заведующих МДОУ были составлены протоколы об администра­тивном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установ­ленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений зако­нодательства.

Наличие повторных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства обуславливается недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях. И позволяет судить о том, что в данных дошкольных образовательных учреждениях, функционирующих на территории города Кемерово, имеет место несоблюдение требований лицензий по соблюдению контрольных нормативов и предельной численности контин­гента обучающихся, воспитанников ввиду того, что положениями лицензии предусмотрена предельная наполняемость в дошкольном учреждении, а факти­чески на воспитании находится большее количество детей. Данный факт ущем­ляет права несовершеннолетних и создает определенные неудобства для их за­конных представителей.

Ситуация с дошкольными образовательными учреж­дениями в городе Кемерово складывается следующая.

По состоянию на 01.03.2010г. на территории города Кемерово осуществ­ляют свою деятельность 157 муниципальных дошкольных образовательных уч­реждений, из них 156 МДОУ и 1 ведомственное (Негосударственное дошколь­ное образовательное учреждение «Детский сад № 178 открытого акционерно­го общества «Российские железные дороги»).

Фактическая численность детей в МДОУ города Кемерово - 22654 ребен­ка, нормативная численность 17219 детей. Количество детей стоящих на очере­ди для поступления в детские сады на 01.09.2009 г. (начало учебного года) со­ставляло - 4978.

Наличие очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Кемерово по районам по состоянию на 01.09.2009 г. (начало нового учебного года):

№ п/п

Название района города

Количество детей, стоящих на очере­ди (1-3 лет)

Количество детей,стоя­щих на очере­ди (3-5 лет)

1.

Центральный

663

190

2.

Ленинский

682

592

3.

Заводский

549

309

4.

Кировский

348

205

5.

Рудничный

873

367

6.

ж.р. Лесная поляна

134

66

Итого:

4978

Всего на очереди на 01.03.2010

Будет принято в ДОУ 01.09.2010 (из стоящих на очереди)

Останется на очереди 01.09.2010

8714

3480

5234

Очередность по устройству детей в МДОУ остается стабильно высокой в связи с:

- ростом рождаемости (ежегодно число родившихся детей в городе Кемерово увеличивается: 2006 г. - 5710, 2007 г. - 5970, 2008 г. - 6374);

- высокой потребностью населения в услугах ДОУ (родители отдают предпоч­тение общественному дошкольному образованию, так как созданные в детском саду условия обеспечивают интеллектуальное и физическое развитие детей, ус­пешную подготовку к школе);

- ухудшением социально-экономических условий в семье (увеличение числа одиноких женщин, попавшую в трудную жизненную ситуация из-за отсутствия финансовых средств и близких родственников; приобретение жилья через ипо­течное кредитование и необходимость ежемесячного погашения кредита банку; боязнь потерять рабочее место);

- увеличением семей льготной категории, которые по действующему законода­тельству включены в число граждан, имеющих право на первоочередное посту­пление ребенка в детский сад (льготная категория составляет 45 % - 2697 се­мей).

Из информации, представленной прокурору города заместителем Главы города И.Ф. Федоровой (04.03.2010 г.), следует, что для того, чтобы полностью удовлетворить спрос граждан, чьи дети стоят на очереди в МДОУ на общедос­тупное дошкольное образование, необходимо одновременно построить 27 МДОУ на 220 мест каждое.

В рамках муниципального проекта «Развитие сети и обеспечение доступ­ности дошкольного образования» в 2009 г. в городе Кемерово открыто 1015 до­полнительных дошкольных мест:

- построено 3 детских сада на 730 мест в Заводском районе города и ж.р. Лесная поляна (МАДОУ №№ 240, 241, ДОП МАОУ «Гимназия № 42»);

- открыто 3 дошкольных группы для детей от 5 до 7 лет на 75 мест при общеоб­разовательных школах (МОУ №№ 63, 68, 57);

- открыто 5 групп для детей раннего возраста на 110 мест при действующих детских садах;

- открыт Центр развития детей дошкольного возраста по адресу: ул. 1 Линия, 26 на 100 мест.

Однако принятые меры, по мнению прокурора, явно недостаточны.

В соответствии с Планом мероприятий по развитию дошкольного образо­вания в городе Кемерово на 2008-2010 годы, утвержденного Главой города Ке­мерово Михайловым В.В. (далее - План), в 2009 году планировалось строитель­ство 7 детских садов (1375 мест), капитальный ремонт и реконструкция 11 зда­ний под размещение дошкольных групп (420 мест) всего на 1575 мест. Таким образом, в 2009 году мероприятия вышеуказанного Плана выполнены не были.

Кроме того, в ходе проверки были выявлены факты, когда детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения льготной категории граждан (либо оказавшихся в трудной жизненной ситуации) направляют вместо МДОУ в детские санатории Управления здравоохранения администрации горе да Кемерово («Чайка», «Журавлик», «Искорка»).

Данный факт, по мнению прокурора, свидетельствует о критической ситуации данного вопроса, так как закрепленное законом право несовершеннолетних граждан на получе­ние бесплатного и доступного дошкольного образования ущемлено и не может быть реализовано в полном объеме по причине того, что в дошкольных образо­вательных учреждениях города присутствует перекомплект и органами местно­го самоуправления не принимаются меры к его устранению.

Наличие перекомплекта в ряде МДОУ подтверждается информацией, представленной из Управления образования Администрации города Кемерово.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. в до­школьных и других образовательных учреждениях независимо от организаци­онно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболева­ний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

По требованию прокуратуры города отделом Роспотребнадзора по КО представлена информация о том, что перекомплект в детских садах в целом по городу составляет 26, 9 % в том числе по районам города:

№ п/п

Наименование района

Количество ДОУ

Количество

мест

Списочный состав де­тей

Перекомплект

(%)

1.

Центральный

47

4325

5570

28,7%

2.

Ленинский

36

4439

5622

26,6%

3.

Заводский

27

3480

4512

29,6%

4.

Кировский

21

2057

2530

23%

5.

Рудничный

24

2164

2744

26,8%

6.

ж.р. Лесная по­ляна

1

220

125

0

Итого:

Необходимое количество дошкольных образовательных учреждений со­относится с существующим дефицитом мест и определяется в соответствии с проектной мощностью строящихся дошкольных учреждений.

Количество и соотношение возрастных групп детей в МДОУ, а также предельная наполняемость групп определяется в соответствии с п. 1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со­держанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреж­дений», которые должны составлять:

- для ясельного возраста: от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) - 8 человек.

- для дошкольного возраста: для детей 3-7 лет — не более 20 человек (оптималь­ная - 15 человек); в разновозрастных группах при наличии в группе детей лю­бых трех возрастов (3-7 лет) - не более 10 человек.

В нарушение данных требований санитарного законодательства предель­ная наполняемость возрастных групп во многих городских МДОУ превышает норму. Данный факт свидетельствует о нарушении законодательства органами местного самоуправления в части реализации гражданами их прав на бесплат­ное и доступное дошкольное образование.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тек­сту - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отно­сится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Аналогичная норма закреплена в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г.

К вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города и в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 11 Устава г. Кемерово (при­нят Постановлением Кемеровского Совета народных депутатов от 24.06.2005г. № 253).

В целях решения вопросов местного значения органы местного само­управления обладают полномочиями, установленными ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ, а именно органы местного самоуправления вправе создавать муниципаль­ные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 44 Устава города Кемерово Глава города принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в порядке, определенном городским Советом..

Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование и каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образо­вания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гаранти­рует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начально­го профессионального образования.

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в горо­де Кемерово не является достаточной. О существовании крайней нуждаемости в организации дополнительных объектов социальной инфраструктуру свиде­тельствуют выявленные нарушения норм санитарного законодательства, преду­сматривающих предельные нормативы комплектности в дошкольных учрежде­ниях, а также выявленные нарушения лицензионного порядка осуществления деятельности. Все это негативно сказывается на воспитании и обучении несо­вершеннолетних. Кроме того, в данном случае нарушаются и права несовер­шеннолетних, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное уч­реждение, так как они не в состоянии реализовать своего конституционного права на бесплатное и доступное дошкольное образование.

В данном случае, прокурор считает, что органами местного самоуправления не принимаются меры к разрешению сложившейся ситуации, более того Управлением образова­ния администрации города Кемерово даются направления на устройство детей в дошкольные учреждения, где уже присутствует нарушение предельной чис­ленности детей, что придает нарушениям санитарного и лицензионного законо­дательства длящийся характер.

Предъявление прокурором иска в защиту неопределенного круга лиц обуславливается тем, что этого требует защита прав граждан и охраняемых ин­тересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значи­тельного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Предъявление соответствующих требований в суд в защиту прав несо­вершеннолетних детей их законными представителями невозможно из-за опа­сения создать условия для злоупотребления полномочиями со стороны работ­ников, как администрации города Кемерово, так и дошкольных образователь­ных учреждений, что может неблагоприятно отразиться на несовершеннолет­них.

Учитывая тот факт, что наличие перекомплекта в городских дошкольных образовательных учреждениях носит массовый характер, устранить нарушения санитарного законодательства и восстановить нарушенные права детей невоз­можно путем предъявления родителями единичных требований в защиту прав своего ребенка, устранить такие нарушения возможно лишь при помощи пре­доставленных прокурору полномочий по защите общезначимых интересов, в том числе интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в настоящее вре­мя в МДОУ и несовершеннолетних, состоящих на очереди для поступления в МДОУ.

На основании изложенного, прокурор просил: обязать Администрацию города Кемерово в срок до 01.01.2015 года организовать на территории города дошкольные образовательные учреждения на 5234 места. Обязать Администрацию города Кемерово самостоятельно определить проектную мощность строящихся дошкольных образовательных учреждений в соответствии с дефицитом мест на территории каждого района города.

Определением суда от 07.06.2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Кемеровский городской Совет народных депутатов, в качестве 3-его лица привлечена Администрация Кемеровской области.

В процессе рассмотрения дела прокурором в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнялись исковые требования.

В окончательной редакции предметом рассмотрения суда стали требования прокурора об обязании администрации города Кемерово обеспечить на территории города Кемерово общедоступное бесплатное дошкольное образование на 4271 место, обязании Кемеровского городского Совета народных депутатов осуществить действия по принятию мер к утверждению затрат на обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного образования на 4271 место в бюджете муниципального образования - город Кемерово. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения указанного решения до 01.01.2015 года.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Кемерово Нестеренко А.А. на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Администрации города Кемерово – Ткачев М.Д., представитель соответчика – Кемеровского городского Совета народных депутатов – Салдаева Т.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в иске отказать. В порядке ст. 35 ГПК РФ в дело представили письменные возражения на исковые требования.

Представители 3-их лиц – Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области и Администрации Кемеровской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщали. В предыдущих судебных заседаниях представители Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области требования прокурора поддержали. Представителем Администрации Кемеровской области в соответствии со ст. 35 ГПК РФ в дело представлены письменные пояснения.

С учетом мнения прокурора, представителей Администрации г. Кемерово, Кемеровского городского Совета народных депутатов, а также ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования по указанным основаниям не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что на территории г. Кемерово по состоянию на 01.09.2010 фактическая численность детей в МДОУ составляет 21355 детей, нормативная численность - 19971, перекомплект в МДОУ по районам и в целом по городу:

Районы города:

Перекомплект детей:

Ленинский район

286

Центральный район

282

Заводский район

372

Кировский район

217

Ж.р. Кедровка Промышленовский

113

Рудничный

114

Всего по городу:

1384

Очередность в МДОУ

по районам и в целом по городу:

Районы города:

Очередность

Кол-во детей,

Кол-во детей,

детей от 0 до

не достигших

достигших

7 лет:

возраста

возраста

поступления в

поступления в

МДОУ:

МДОУ:

Ленинский район

1840

833

1007

Центральный район

1012

434

578

Заводский район

1750

653

1097

Кировский район

711

280

431

Рудничный район

1327

459

868

Ж.р. Кедровка, Промышленовский

386

96

290

Всего по городу:

7026

2755

4271

Таким образом, очередь на получение мест в МДОУ составляет 4271 детей.

Несмотря на наличие указанной очередности в детские дошкольные учреждения, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что оснований для возложения на ответчика и соответчика обязанности по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на 4271 место в срок до 01.01.2015 года судебным решением – не имеется.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».

Из буквального толкования указанных положений следует, что на органы местного самоуправления возложены полномочия по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В соответствии с п.п.2, 3 ст.5 Закона государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Согласно ст. 8 Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций. Как следует из п. 3 ст. 12 Закона образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, определяет одинаковые условия для деятельности как государственных, так и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, в законодательстве не определена исключительная принадлежность дошкольных образовательных учреждений к числу муниципальных учреждений.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования (пп.1), 2.1) ст.28 Закона) отнесены: разработка и реализация государственной политики в области образования; обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп.6.1), 6.2), 7) ст.29 Закона) отнесены:

- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

- образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования (пп.1), 2), 3) ст.31 Закона) отнесены:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий но финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, в законодательстве отсутствуют указания на исключительные полномочия органов местного самоуправления по созданию или расширению сети дошкольных образовательных учреждений.

Вышеуказанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2007 № 12 реализуются Департаментом образования и науки Кемеровской области.

Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте образования и науки Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2007 № 12 (далее - Положение), Департамент образования и науки Кемеровской области (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий в соответствии с действующим законодательством управление системой дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного, начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и науки на территории Кемеровской области. Как следует из п. 1.4. Положения Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой и иные счета.

Согласно п.3.1. Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- реализует в пределах своей компетенции государственную политику в сфере образования и науки;

- осуществляет поддержку сложившейся сети образовательных учреждений и содействует созданию на территории Кемеровской области новых перспективных типов и видов учреждений образования различных организационно-правовых форм;

- участвует в разработке областных нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы финансирования образования, формировании областного бюджета в части расходов на образование;

- участвует в обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования детей;

- участвует в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Вопросы выполнения вышеуказанных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отражены, например, в постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.07.2007 № 189 «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008 – 2010/ годы» (в ред. постановления от 08.09.2008 № 359). В частности, в соответствии с данным постановлением осуществляется дальнейшее развитие сети дошкольных образовательных учреждений (п.п.2, 5, раздел 1.5. п.7 программы). Кроме того, информация о мерах, принимаемых Администрацией Кемеровской области по обеспечению доступности дошкольного образования, постоянно публикуется в средствах массовой информации.

Таким образом, вопросы в сфере дошкольного образования в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства решаются как органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и самими родителями.

Кроме того, решение таких вопросов может осуществляться согласно ст. 12 Закона и негосударственными организациями. Например, на территории города Кемерово действует Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 178 ОАО «Российские железные дороги».

Суд считает, что при рассмотрении дела не нашел своего подтверждения факт неисполнения ответчиками возложенных на них обязанностей. Напротив, из исследованных в суде доказательств, следует, что в пределах имеющегося финансирования ответчиком принимаются исчерпывающие меры по созданию на территории города дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с действующим законодательством, в том числе положениями ст.ст.6, 9, 15, 219 Бюджетного кодекса РФ, все мероприятия по организации предоставления дошкольного образования осуществляются органами местного самоуправления в пределах утвержденного бюджетного финансирования.

Общая сумма расходов на организацию предоставления дошкольного образования на территории города за 2008 - 2010 годы составила один миллиард шестьсот четыре миллиона рублей. Из них в 2008 году- 511,3 млн. руб., в 2009 году- 572,8 млн. руб., в 2010 году- 520 млн. руб. При этом на строительство дошкольных образовательных учреждений за указанный период времени было выделено из федерального бюджета - 271, 564 млн. руб., из бюджета Кемеровской области - 162,496 млн. руб.

Таким образом, две трети расходов на вышеуказанные мероприятия несет городской бюджет.

Как следует из представленных документов, в настоящее время в дополнение к существующей сети образовательных учреждений проектами планировки территорий микрорайонов города, разработанными в соответствии с положениями генерального плана города, предусмотрена необходимость наличия 33-х дошкольных образовательных учреждений. За последнее время четыре из них уже построено (информация от 24.08.2010 № 05-10/3472 прилагается).

Для того чтобы полностью решить вопросы граждан, чьи дети находятся в очереди на устройство в дошкольные образовательные учреждения, необходимо в один момент построить 27 дошкольных образовательных учреждений на 220 мест каждое. Для такого строительства необходимо финансирование на сумму более четырех миллиардов рублей.

На протяжении целого ряда лет бюджет города является дефицитным. Как следует из п.1 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 23.12.2009 № 310 «О бюджете города Кемерово на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»:

- дефицит бюджета города в 2010 году при общем объеме расходов в сумме 12317129,1 тыс. руб. должен составить 498635,9 тыс. руб., или 8,6 % от объема доходов бюджета города;

- дефицит бюджета города на 2011 год запланирован в сумме 488282,0 тыс. рублей, или 8,5 % от объема доходов бюджета города на 2011 год;

- дефицит бюджета города на 2012 год запланирован в сумме 498030,5 тыс. рублей, или 8,5 % от объема доходов бюджета города на 2012 год.

Таким образом, у органов местного самоуправления объективно отсутствует возможность включения в состав расходов городского бюджета средств в объеме, необходимом для полного решения вопросов, указанных в исковом заявлении прокурора.

Как следует из п.2.2. постановления Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации...: «Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета».

Кроме того, в п.4.2. постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ... указывается, что из положений Конституции РФ и конкретизирующих их положений Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями Закона РФ «Об образовании» и Бюджетного кодекса РФ следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако, средств из федерального бюджета, из бюджета Кемеровской области в достаточном объеме, необходимом для решения на территории города вопросов, указанных в исковом заявлении, как следует из документов и пояснений представителей ответчика - не поступает, прокурором указанное обстоятельство в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Таким образом, средства, необходимые для исполнения требований прокурора, в случае их удовлетворения судом, подлежат включению в состав расходов местного бюджета.

Формирование бюджета должно осуществляться и осуществляется в городе Кемерово в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, в том числе с соблюдением принципа сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст.33 Бюджетного кодекса РФ) и принципа достоверности бюджета, означающего надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст.37 Бюджетного кодекса РФ).

С учетом данных требований бюджетного законодательства сформирован и утвержден бюджет города на 2010 год и соответствующий плановый период. Как уже указывалось ранее, бюджет этого года и последующие будут являться дефицитными, что свидетельствует о недостаточности доходов бюджета.

При этом размер дефицита почти достиг предельного значения, установленного ст.92.1 Бюджетного кодекса РФ, превышение которого законодательством запрещено.

В данной ситуации в соответствии со ст.83 Бюджетного кодекса РФ увеличение расходов бюджета города возможно только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Оснований для предположений о возможном в ближайшее время значительном увеличении источников поступлений в бюджет у администрации города не имеется, не представлена такая информация и прокурором. Увеличение расходов бюджета на решение только одного вопроса - по организации предоставления дошкольного образования, за счет дальнейшего сокращения расходов бюджета на решение других (более тридцати) вопросов местного значения, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по мнению администрации города, не допустимо, поскольку может привести к осложнению социально-экономической обстановки в городе.

С учетом изложенного, суд считает, что заявленные требования по указанным основаниям не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Требования прокурора города Кемерово об обязании Администрации города Кемерово обеспечить на территории города Кемерово в срок до 01.01.2015 года общедоступное бесплатное дошкольное образование на 4271 место, а также об обязании Кемеровского городского Совета народных депутатов в срок до 01.01.2015 года осуществить действия по принятию мер к утверждению затрат на обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного образования на 4217 место в бюджете муниципального образования – город Кемерово – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровской областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 22.12.2010 года.