Дело №2 – 3096/10
Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе
Председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Платоновой Л.В. к Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Платоновой Л.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 09.02.2010 г., которым Платоновой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить периоды работы:
- с 24.08.1983 г. по 01.09.1988 г. – 05 лет 00 месяцев 08 дней – в должности музыкального работника ясли-сада №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2;
- с 09.09.1988 г. по 16.02.1999 г. – 10 лет 05 месяцев 08 дней – в должности музыкального руководителя Детского комбината №16 ПО «Химволокно»,
в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с 13.11.2009 г. и выплатить Платоновой Л.В. причитающийся размер пенсии.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Зверева
Дело №2 – 3096/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе
Председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Платоновой Л.В. к Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Платонова Л.В. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Заявленные исковые требования мотивировала следующим:
13.11.2009 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.
Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением ### от 13.02.2010 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы истца были исключены следующие периоды работы:
Период с 24.08.1983 г. по 01.09.1988 г. – 05 лет 00 месяцев 08 дней – в должности музыкального работника ясли-сада №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2 не включен в специальный трудовой стаж в связи с тем, что истцом документально не подтверждена работа на полную ставку, что предусмотрено п.5 Правил от 29.10.2002 г. №781.
Период с 09.09.1988 г. по 16.02.1999 г. – 10 лет 05 месяцев 08 дней – в должности музыкального руководителя Детского комбината №16 ПО «Химволокно» исключен из специального трудового стажа в связи с тем, что Списками от 06.09.1991 г. №463, от 22.09.1999 г. №1067, от 29.10.2002 г. №781 «Детские комбинаты» не предусмотрены.
Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в указанный период работы она осуществляла деятельность, связанную с воспитанием и обучением малолетних детей, то есть – педагогическую деятельность, и имеет право на получение досрочной пенсии по старости, назначаемой в соответствии с пп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Истец просит суд: Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 09.02.2010 г., которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа. Обязать ответчика включить спорные периоды работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с 13.11.2009 г. и выплатить истцу причитающийся размер пенсии.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала. Суду пояснила, что ее работа в указанный период времени носила характер педагогической деятельности и заключалась в воспитании и обучении малолетних детей. Истец считает, что досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается вне зависимости от вида да деятельности, связанной с педагогической работой с детьми. Условия труда в должности музыкального работника детского комбината соответствуют условиям труда в должности музыкального работника ясли-сада, которая включена в общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» в числе учреждений дошкольного воспитания.
Истец просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Лиманская А.В., действующая на основании доверенности от 20.02.2009 г., заявленные исковые требования не признала.
Представитель ответчика представила в суд письменные возражения на заявленные требования, из которых следует, что Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 2 ст.39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 №173-Ф3 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Пунктом 2 ст.27 ФЗ-173 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости педагогическим работникам, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии, утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.
В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию со стороны органов пенсионного обеспечения не подлежат. С 14.11.2002 г. вступили в силу «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, от 03.06.2004г. №11-П, при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж, полностью либо частично.
13.11.2009 г. Плотникова Л.В. года обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении пенсии как педагогическому работнику. На день обращения истца её специальный стаж составляет 10 лет 08 месяцев 24 дня, то есть менее требуемых 25 лет.
Спорными являются следующие периоды:
1. Период работы с 24.08.1983 по 01.09.1988 (05 лет 08 дней) – в должности музыкального работника яслей-сада №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2 не может быть включен в специальный стаж в связи тем, что действовавшим в этот период Списком от 06.09.1991 №463 должность «музыкальный работник» не предусмотрена. Однако, Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 №39, установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель». Данное Постановление применяется с 22.07.2003 г., в период действия Списка и Правил от 29.10.2002 №781. В соответствии с пунктом 5 Правил, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников определена в Постановлении Правительства РФ от 03.04 2003 г. №191, согласно которому продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для музыкальных руководителей устанавливается в количестве 24 часа в неделю. Однако, истцом не представлено документальное подтверждение работы на полную ставку.
2. Период с 09.09.1988 г. по 16.02.1999 г. – 10 лет 05 месяцев 08 дней – в должности музыкального руководителя детского комбината №16 п/о «Химволокно» не включен в специальный трудовой стаж, поскольку раздел «Наименование учреждений» вышеуказанных Списков содержит исчерпывающий перечень учреждений, работа в которых включаются в подсчёт специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Наименование учреждения «детский комбинат» указанными списками не предусмотрено, поэтому данный период включить в специальный стаж также не представляется возможным.
Исходя из изложенного следует, что Управление ПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе КО при вынесении решения основывает свои действия в соответствии с действующим законодательством и назначает досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения только в порядке установленным законодательством и не имеет право трактовать законодательство по-своему усмотрению в ту или иную пользу. Требования же истицы основаны на неверном толковании законодательства и не могут быть приняты Управлением как противоречащие законодательству.
В связи с этим, представитель ответчика считает, что действия Управления совершены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
13.11.2009 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.
Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением ### от 13.02.2010 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы истца были исключены следующие периоды работы:
Период с 24.08.1983 г. по 01.09.1988 г. – 05 лет 00 месяцев 08 дней – в должности музыкального работника ясли-сада №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2 не включен в специальный трудовой стаж в связи с тем, что истцом документально не подтверждена работа на полную ставку, что предусмотрено п.5 Правил от 29.10.2002 г. №781.
Период с 09.09.1988 г. по 16.02.1999 г. – 10 лет 05 месяцев 08 дней – в должности музыкального руководителя Детского комбината №16 ПО «Химволокно» исключен из специального трудового стажа в связи с тем, что Списками от 06.09.1991 г. №463, от 22.09.1999 г. №1067, от 29.10.2002 г. №781 «Детские комбинаты» не предусмотрены.
С 01.01.2002 г. введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п.4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., №5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, при определении периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости ответчику следовало руководствоваться нормативной базой, действующей на период работы истца.
В соответствии с положениями п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций). То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года №310-0, согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В силу с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно ст.80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.
Кроме того, согласно общесоюзному классификатору Государственного комитета СССР по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам «Отрасли народного хозяйства», утвержденному 01.01.1976 г. и действующему на момент возникновения трудовых отношений, в числе учреждений дошкольного воспитания отрасли «Народное образование» названы ясли сады (комбинаты), следовательно, наименование детского дошкольного учреждения «Детский комбинат» соответствует наименованию «Ясли-сад».
Кроме того, Постановлением Минтруда России от 23.06.2003 г. №39 установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель», предусмотренной Списком №781 от 29.10.2002 г.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.08.2002г. №56-ВО2-10 указано, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам ранее назначалась в зависимости от вида деятельности. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение граждан, работающих в сфере образования.
Закон РФ «Об образовании» распространяется на все образовательные учреждения независимо от их наименований, организационно-правовых форм и других обстоятельств и также не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников этих образовательных учреждений, в том числе и в праве на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью (п.5 ст.55).
Судом установлено, что с 30.10.2000 г. ясли-сад №16 переименован в детский сад №16 АООТ «Химволокно», а с 03.01.2002 г. передан в муниципальную собственность и преобразован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16.
Вне зависимости от наименования, которое присваивалось в различные годы детскому учреждению, оно не имело различий по задачам, предмету и целям своей деятельности. Задачами, предметом и целью деятельности этого учреждения являлись обеспечение воспитания, обучения, развития, ухода и присмотра за детьми, обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста, их правильное физическое, нравственное воспитание, а также психическое и умственное развитие. Данное учреждение, будучи и комбинатом №16, и МДОУ №16, выполняло функции, идентичные функциям детского сада. Платонова Л.В. с 1988 года занимала в Детском комбинате №16 и в МДОУ №16 должность музыкального руководителя, продолжая работать в этой должности и после 16.02.1999 г. При этом истец выполняла установленную педагогическую нагрузку за ставку заработной платы. Последующий период ее работы в том же учреждении (после его преобразования с 17.02.1999 г.) зачтен ответчиком в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии (л.д.12).
Постановлением Госкомтруда СССР от 07.01.1977 г. №3 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», должность «музыкальный руководитель детского сада (яслей-сада)» отнесена к педагогическим работникам детских дошкольных и внешкольных учреждений. Документом определены должностные обязанности, требования к знаниям работника и квалификационные требования:
Должностные обязанности: Осуществляет в соответствии с программой воспитания в детском саду музыкальное воспитание детей. Проводит музыкальные занятия, принимает активное участие в проведении всех видов развлечений. Составляет планы детских утренников и концертов, руководит подготовкой и проведением их, участвует в работе по изготовлению костюмов и другого праздничного оформления. Ведет индивидуальную работу с детьми, выявляет способных и одаренных детей, всемерно содействует развитию музыкальных способностей. Проводит совместно с воспитателями детского сада разучивание игр с пением, хороводов, музыкально-дидактических игр, а также организует обучение детей игре на музыкальных инструментах. Консультирует родителей по вопросам музыкального воспитания детей.
Должен знать: основы дошкольной педагогики и психологии; программу воспитания, теорию и методику музыкального воспитания; детскую музыкальную литературу.
Квалификационные требования: Высшее, среднее или общее музыкальное образование. Умение играть на музыкальном инструменте.
В соответствии с п.35 Приказа Минпроса СССР от 29.01.1985 г. №16 «О введении Положения о детском дошкольном учреждении», «музыкальный руководитель» назначается из лиц, имеющих высшее или среднее музыкально-педагогическое образование. В отношении Платоновой Л.В. данное требование выполняется, что подтверждается представленным суду дипломом серии ЖТ №244102 (л.д. 46-47).
Должностные обязанности по должности «музыкальный руководитель» приведены в Тарифно-квалификационных характеристиках, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 г. №33, действовавшим в период с 11.11.1993 г. по 01.12.2008 г.:
Должностные обязанности: Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Стимулирует развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста. Координирует работу специалистов дошкольного учреждения и родителей (лиц, их заменяющих) по этим вопросам. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также их творческих способностей, используя с этой целью имеющиеся условия развития детей.
Должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании», методику музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста; обладать элементарной психолого-педагогической подготовкой (знать возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста); музыкальные произведения детского репертуара; профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте.
При этом музыкальный руководитель I категории (12 разряд) должен отвечать требованиям, предъявляемым для музыкальных руководителей II квалификационной категории; владеть разнообразными современными методиками музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста; уметь демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками; владеть элементами диагностики развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; обеспечивать реализацию потенциальных музыкальных способностей ребенка (вокальных, пластических, ритмических и других); активно участвовать в преобразовании среды развития ребенка, а также иметь высшее музыкально-педагогическое образование или высшее педагогическое образование и среднее профессиональное (музыкальное) образование при стаже работы в должности музыкального руководителя не менее 3 лет; иметь среднее профессиональное (музыкально-педагогическое) образование и стаж работы в должности музыкального руководителя не менее 5 лет.
Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 г. №88 утверждены нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады). В указанном документе музыкальный руководитель отнесен к лицам, осуществляющим в дошкольном учреждении воспитательно-педагогическую деятельность. Данным документом установлены также нормативы численности работников, занятых воспитательно-педагогической деятельностью, к которым отнесён и музыкальный руководитель на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет (наполняемостью 15 - 20 человек)/0,25 ставки (то есть: 4 группы - 1 ставка).
Должность «музыкальный работник» Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрена. Однако наименования должностей «музыкальный руководитель» и «музыкальный работник» являются тождественными.
Согласно Разъяснениям Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №19 по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам), как руководителям-воспитателям и воспитателям. В настоящее время Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.06.2003 №39 установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель».
Характер трудовой деятельности истца, соответствующей деятельности в должности музыкального руководителя, подтверждается также пояснениями свидетеля СВИДЕТЕЛЬ1, которая пояснила, что Платонова Л.В. фактически работала музыкальным руководителем, проводила праздники, концерты, конкурсы для детей. Работала полный рабочий день. В детском саду было 6 групп. Детский сад №195 входил в структуру ПАТП-2 и в 1992 году был передан в ГорОНО.
Свидетель СВИДЕТЕЛЬ2 пояснила в судебном заседании, что Платонова Л.В. стала работать в детском саду №195 сразу после окончания педагогического училища в должности музыкального руководителя. В детском саду было 6 групп воспитанников. Платонова Л.В. была единственным музыкальным руководителем в детском саду и первоначально была принята на ставку, а в последствии стала работать на 1.25 ставки.
Указанные пояснения свидетелей подтверждаются также представленными суду архивной копией распоряжения №132 от 28.05.1992 г. Администрации Заводского района города Кемерова «О передаче ведомственного дошкольного учреждения №195 на баланс отдела образования»; копией штатного расписания Детского комбината №195 на 01.06.1992 г. с указанием количества групп - 6, из них ясельная -1, и количеством ставок по должности «музыкальный работник» - 1,5 единицы (из 15 ставок педагогических работников).
В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст.10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В данном случае, как видно из протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (л.д.11-13), факт того, что Платонова Л.В. осуществляла педагогическую деятельность, не оспаривается. А пояснения свидетелей, допрошенных в судебном заседании, относятся не к характеру работы истца, а к продолжительности работы, и подтверждают выработку Платоновой Л.В. нормы рабочего времени.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», для музыкального руководителя установлена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы в размере 24 часа в неделю. Аналогичную норму содержали и ранее применяемые документы. В соответствии с п.87 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утверждённойПриказом Минпроса СССР от 05.01.1977 г. №2, ставка заработной платы (должностные оклады) музыкальному руководителю выплачиваются за 4 часа педагогической (преподавательской) работы в день (24 часа в неделю). С 16.05.1985 г. применялась Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий, утверждённая Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. №95. В соответствии с п.87 данной Инструкции норма педагогической нагрузки не изменена и составляет 4 часа педагогической (преподавательской) работы в день (24 часа в неделю).
В материалах дела представлена архивная копия личной карточки работника Платоновой Л.В. (л.д. 29 оборот). В указанной карточке приведены сведения о назначениях и перемещениях работника. При приеме на работу истцу был установлен должностной оклад (ставка) в размере 85 рублей, и в данной личной карточке отсутствуют какие либо отметки об изменении ей должностного оклада (ставки).
В спорный период трудовой деятельности истца (с 1983 года по 1988 год) в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР от 05.01 1977 г. №2 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения» педагогическим работникам детских садов, яслей-садов, яслей и домов ребенка ставка заработной платы была установлена в следующих размерах: при стаже педагогической работы до 5 лет – 85 рублей, от 5 до 10 лет – 90 рублей; от 10 до 15 лет – 95 рублей, от 15 лет и более – 100 рублей.
В материалах дела представлена копия книги распоряжений по детскому саду №195 (л.д.34-35). Книга содержит распоряжение №4 от 01.09.1986 г., согласно которому музыкальному работнику Платоновой Л.В. в сентябре 1986 года разрешено работать на 1,25 ставки.
При этом, количество ставок по должности «музыкальный работник» (музыкальный руководитель») в детском дошкольном учреждении напрямую зависит от количества детей и соответственно количества групп в данном учреждении. В соответствии с пп. «а» п.8 Приказа Министерства просвещения от 31.12.1971 г. №103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» - при формировании сметы дошкольных учреждений необходимо предусматривать ассигнования на оплату труда музыкальных руководителей из расчета 0,25 ставки заработной платы на каждую группу в детских садах и на каждую группу детей в возрасте 2 лет и старше в яслях-садах.
Как следует из представленных суду отчётов постоянного дошкольного учреждения за 1984-1986,1988 годы, количество групп в дошкольном учреждении в указанные периоды было более четырех (5,6 групп), а количество педагогических работников по должности музыкальный руководитель - 1 со средним специальным образованием.
Данные обстоятельства также дают суду основания полагать, что истец в течение спорного периода трудовой деятельности выполняла норму рабочего времени, установленную законом в размере не менее 1 ставки (24 часа в неделю).
В материалах дела представлена архивная справка от 14.12.2009 №П-199 МУ «Городской архив» (л.д.22), из которой следует, что ведомости по начислению заработной платы работникам детского комбината №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2 за 1983-1984,1986-1988 на хранение в МУ «Городской архив» не поступали. Из ответа на запрос суда (письмо от 17.05.2010 г. № С-135 (л.д. 27) следует, что в архиве г. Кемерово отсутствуют табеля учета рабочего времени и штатное расписание по ясли-сад № 195 за период с 1983 года по 1989 год, поскольку указанные документы Кемеровским пассажирским автотранспортным предприятием №2 в архив не сдавались.
Суд считает, что то обстоятельство, что документы, подтверждающие норму рабочего времени за ставку заработной платы истицы, не сохранены из-за ненадлежащего хранения данной документации в образовательных дошкольных учреждениях, не должно ставить истца в неравное положение с другими лицами, пользующимися правом на досрочную трудовую пенсию, у которых такие документы сохранились.
В материалах дела представлены изменения и дополнения к Уставу Общества с ограниченной ответственностью «Химволокно АМТЕЛ-КУЗБАСС» (л.д. 14). Исходя из текста документа, общество несет ответственность за обеспечение сохранности архивных документов, принятых на хранение ликвидированного предприятия ОАО АК «Химволокно». Общество обязано предоставлять информацию социально-правового характера в форме справки архивной копии. Общество несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах общества, архивных справка, выдаваемых гражданам. В материалах дела представлены архивные справки, выданные ООО «Химволокно АМТЕЛ-КУЗБАСС» Платоновой Л.В. (Справка от 03.12.2009 №47-19 и справка от 03.12.2009 №47-182 (л.д. 17-18)). Таким образом, хранитель архива – Общество с ограниченной ответственностью «Химволокно АМТЕЛ-КУЗБАСС», подтвердил занятость Платоновой Л.В. не менее чем на ставку заработной платы. Кроме того, суду представлена Справка, выданная Платоновой Л.В. заведующей МДОУ №16, которая подтверждает выполнение музыкальным руководителем нормы педагогической нагрузки не менее чем на ставку.
В подтверждение заявленных исковых требований суду представлены табели учёта рабочего времени, из которых следует, что Платонова Л.В. в спорные периоды трудовой деятельности выполняла норму рабочего времени.
Например, согласно табелю учета рабочего времени за февраль 1990 года Платонова Л.В. работала по 5 дней в неделю (20 дней) по 7,2 часа ежедневно, что составляет 144 часа в месяц или 36 часов в неделю (работа на 1,5 ставки). Данные табеля подтверждаются выпиской из лицевого счета Платоновой Л.В. за 1990 год. По табелю учета рабочего времени за февраль 1991 года Платонова Л.В. работала по 5 дней в неделю по 7,2 часа ежедневно, что составляет 144 часа в месяц или 36 часов в неделю (работа на 1,5 ставки). Данные табеля также подтверждаются выпиской из лицевого счета Платоновой Л.В за 1991 год. Февраль отработано часов - 144 с начисленной суммой 210 рублей.
Выработка нормы рабочего времени (не менее чем на ставку заработной платы) Платоновой Л.В. в течение спорных периодов трудовой деятельности подтверждается также заключением проведенной по делу государственной экспертизой условий труда.
Согласно экспертному заключению от 07.12.2010 г., работа истца в спорные периоды трудовой деятельности относится к педагогической деятельности, является работой, предусмотренной Списком №781 от 29.10.2002 г., выработка нормы рабочего времени составляет не менее ставки заработной платы и подтверждается представленными материалами гражданского дела и дополнительно представленными на экспертизу документами.
В связи с этим, суд считает, что работа истца в спорные периоды трудовой деятельности была связана с воспитанием малолетних детей и носила характер педагогической деятельности.
Таким образом, периоды работы истца
с 09.09.1988 г. по 16.02.1999 г. – 10 лет 05 месяцев 08 дней – в должности музыкального руководителя Детского комбината №16 ПО «Химволокно»
с 24.08.1983 г. по 01.09.1988 г. – 05 лет 00 месяцев 08 дней – в должности музыкального работника ясли-сада №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2,
должны быть включены в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.
С учётом спорных периодов трудовой деятельности истца, продолжительность специального трудового стажа на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии составит 26 лет 02 месяца 10 дней и будет являться достаточной для назначения Платоновой Л.В. досрочной трудовой пенсии в соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает отказ Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонная) в назначении Платоновой Л.В. досрочной трудовой пенсии незаконным.
Кроме того, суд считает возможным с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить требования истца об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 13.11.2009 г., то есть с момента обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Платоновой Л.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 09.02.2010 г., которым Платоновой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить периоды работы:
- с 24.08.1983 г. по 01.09.1988 г. – 05 лет 00 месяцев 08 дней – в должности музыкального работника ясли-сада №195 Кемеровского пассажирского автотранспортного предприятия №2;
- с 09.09.1988 г. по 16.02.1999 г. – 10 лет 05 месяцев 08 дней – в должности музыкального руководителя Детского комбината №16 ПО «Химволокно»,
в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с 13.11.2009 г. и выплатить Платоновой Л.В. причитающийся размер пенсии.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Зверева
В мотивированной форме решение изготовлено 27 декабря 2010 года.