Дело №2 – 6797/10
Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе
Председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Андреевой В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Андреевой В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 19.10.2010 г., которым Андреевой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить период работы с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр» в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 24.08.2010 г. и выплатить Андреевой В.В. причитающийся размер пенсии.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Зверева
Дело №2 – 6797/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе
Председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Андреевой В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Андреева В.В. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности
Заявленные требования мотивировала тем, что 24.08.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности согласно пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно решению комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 19.10.2010г. №3275 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по причине отсутствия требуемого специального стажа для назначения указанной пенсии (требуемый – 30 лет, в наличии 23 года 06 месяцев 06 дней).
При подсчете специального трудового стажа ответчиком исключен период работы истца с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр». Предприятие «Кардиология» и «Кардиологический Центр» не предусмотрены Списками от 06.09.1991 №464, Списком от 22.09.1999 г. № 1066 и Списком от 29.10.2002 г. №781.
Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Истец просила суд признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 19.10.2010 г., которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа; обязать ответчика включить спорный период работы истца в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 24.08.2010 г. и выплатить Андреевой В.В. причитающийся размер пенсии.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала. Представитель ответчика представила суду письменное возражение на исковое заявление, из которого следует, что Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст.39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение медицинских работников осуществляется на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона №173-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 3 ст.28 Федерального закона №173-Ф3 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.
Указанные Списки и Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №718 «О списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и постановлением Правительства РФ №516 о 11.07.2002г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», к таким нормативным актам относятся:
1) Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населении дает право на пенсию за выслугу лет.
2) Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровы населения».
3) Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «Об утверждении Списка профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охрана здоровья населения».
24.08.2010 г. Андреева В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», с условием зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр».
Список должностей и учреждении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона, содержит исчерпывающий перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью. Указанными списками Муниципальное УНПП «Кардиология», Муниципальное предприятия «Кемеровский кардиологический Центр», не предусмотрены.
Таким образом, специальный стаж Андреевой В.В. на дату обращения за назначением пенсии составил 23 года 06 месяцев 06 дней.
Положения Конституции РФ устанавливают основные права и свободы человека и гражданина и не конкретизируют возникновение правоотношений по пенсионному обеспечению. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью устанавливаются пенсионным законодательством.
Таким образом, действия Управления совершены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий.
Представитель ответчика просила суд в удовлетворении исковых требований Андреевой В.В. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173 пенсия за выслугу лет назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При решении вопроса о назначении досрочной пенсии следовало руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В п. 3 данного Постановления указано на то, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В п.1 и п. 2 Списка, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР №464 от 06.09.1991 г. указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Судом установлено, что в период с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – истец работала в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр». Указанное обстоятельство подтверждается представленной суду трудовой книжкой, и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
24.08.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности согласно пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно решению комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 19.10.2010г. ### истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по причине отсутствия требуемого специального стажа для назначения указанной пенсии (требуемый – 30 лет, в наличии 23 года 06 месяцев 06 дней).
При подсчете специального трудового стажа ответчиком исключен период работы истца с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр». Предприятие «Кардиология» и «Кардиологический Центр» не предусмотрены Списками от 06.09.1991 №464, Списком от 22.09.1999 г. № 1066 и Списком от 29.10.2002 г. №781.
В соответствии со ст.33 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений (единиц) с сохранением за данными структурными подразделениями (единицами) существующих обязательств перед предприятием.
На основании решения исполкома Городского Совета народных депутатов №317 от 16.05.1991 г. в соответствии с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» зарегистрировано Научно-учебно-производственное предприятие «Кардиология».
Постановлением Администрации г. Кемерово № 8 от 21.01.1993 года (л.д.39-41) на основании Закона РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» зарегистрировано Муниципальное предприятие Кемеровский кардиологический центр (оказание медицинских услуг).
Таким образом, суд считает, что в целях внедрения новой формы хозяйствования и улучшения качества медицинского обслуживания путем объединения действующих учреждений здравоохранения с сохранением за данными структурными подразделением существующих обязательств, были образованы данные предприятия.
Департаментом труда Администрации Кемеровской области проведена Государственная экспертиза условий труда - заключение № 8, дана оценка соответствия наименования Муниципального учреждения здравоохранения «Кемеровский кардиологический центр» Номенклатуре лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ 09.04.1998 года № ПО.
Согласно данному заключению Муниципальное учреждение здравоохранения «Кемеровский кардиологический центр» с момента своей организации (на базе ТМО №3 Рудничного района г. Кемерово) претерпел ряд переименований, по существу не затрагивающих юридического статуса и предмета деятельности (с 16.05.1991 года учебно-научно-производственное предприятие «Кардиология» Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия №8 ООП Серия КЕ-401 367: с 21.01.1993 года Муниципальное предприятие «Кемеровский кардиологический центр» - Устав Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр», Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) № 3069, Серия КЕ-401 367; с 01.07.1998 года Муниципальное учреждение здравоохранения «Кемеровский кардиологический центр» - Устав Муниципального учреждения здравоохранения «Кемеровский кардиологический центр», Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) № 4077, Серия КЕ-401 367).
Муниципальное учреждение здравоохранения «Кемеровский кардиологический центр», согласно заключению Государственной экспертизы труда, является лечебно-профилактическим учреждением, поскольку является комплексом лечебно-профилактических и других учреждений, подразделений, функционально и организационно связанных между собой по территориально-отраслевому принципу на добровольных началах. Головной организацией является районная поликлиника, то есть центр фактически является ТМО. Центр сохранил свое наименование в соответствии с номенклатурой «кардиологический». В Центр входят подразделения, указанные в номенклатуре учреждений здравоохранения как лечебно-профилактические.
В связи с изложенным суд считает, что Муниципальное учебно-научно-производственное предприятие «Кардиология» и Муниципальное предприятие «Кемеровский кардиологический Центр» являлись учреждениями здравоохранения.
Согласно действующему на тот период законодательству, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных списками, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.
Как следует из представленной суду справки МУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер» г. Кемерово от 12.10.2010 г., 24.10.1990 г. Андреева В.В. была принята на работу в городскую больницу №1 Рудничного района ТМО №3 г. Кемерово медицинской сестрой в амбулаторно-поликлинический отдел (приказ №31 от 13.11.1990 г.). Согласно штатному расписанию с 1996 г. амбулаторно-поликлинический отдел значится кардиодиспансером, с 2000 г. кардиодиспансер значится поликлиникой кардиодиспансера. Андреева В.В. работает в поликлинике кардиодиспансера в должности медицинской сестры до настоящего времени.
В течение своей трудовой деятельности в указанных лечебных учреждениях истец всегда выполняла одну и ту же работу медицинской сестры, то есть работала в должности, предусмотренной Списками.
Таким образом, истец в течение спорного периода работы осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения в одном и том же учреждении здравоохранения, организационно-правовая форма которого неоднократном менялась, однако не менялась его сущность.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Специальный стаж Андреевой В.В. на дату обращения за назначением пенсии, исчисленный ответчиком, составил 23 года 06 месяцев 06 дней.
Поскольку суд считает, что период работы истца с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр» также должен быть засчитан в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, общая продолжительность специального трудового стажа на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии составит 31 год 08 месяцев 29 дней и будет являться достаточной для назначения досрочной трудовой пенсии.
В связи с этим, суд считает отказ Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в назначении пенсии Андреевой В.В. незаконным. Кроме того, суд считает возможным с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить требования истца об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 24.08.2010 г., то есть с момента обращения истца за назначением пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Андреевой В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 19.10.2010 г., которым Андреевой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить период работы с 16.05.1991 г. по 08.08.1999 г. – 08 лет 02 месяца 23 дня – в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отдела Муниципального УНПП «Кардиология», Муниципального предприятия «Кемеровский кардиологический центр» в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 24.08.2010 г. и выплатить Андреевой В.В. причитающийся размер пенсии.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья Н.Н. Зверева
В мотивированной форме решение суда изготовлено 27 декабря 2010 года.