Решение - требования удовлетворить.



Дело №2- 6601/10

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе

Председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

20 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Морозовой И.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Морозовой И.Б. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 15.04.2010 г которым Морозовой И.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить периоды работы

с 16.09.1986 г. по 09.03.1987 г. – 05 месяцев 23 дня – в должности воспитателя Детского комбината №215 Кемеровского НПО «Карболит»;

с 11.02.1998 г. по 31.12.2001 г. – 03 года 10 месяцев 21 день,

с 01.01.2002 г. по 02.08.2003 г. – 01 год 07 месяцев 02 дня,

с 06.08.2003 г. по 13.10.2003 г. – 02 месяца 07 дней – в должности воспитателя в Муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков»

в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 04.03.2010 г. и выплатить Морозовой И.Б. причитающийся размер пенсии.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Зверева


Дело №2 – 6601/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе

Председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

20 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Морозовой И.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Морозова И.Б. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Заявленные исковые требования мотивировала следующим:

04.03.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.

Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением ### от 15.04.2010г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.

При этом из стажа работы истца были исключены периоды работы:

с 16.09.1986 г. по 09.03.1987 г. – 05 месяцев 23 дня – в должности воспитателя Детского комбината №215 Кемеровского НПО «Карболит»;

с 11.02.1998 г. по 31.12.2001 г. – 03 года 10 месяцев 21 день,

с 01.01.2002 г. по 02.08.2003 г. – 01 год 07 месяцев 02 дня,

с 06.08.2003 г. по 13.10.2003 г. – 02 месяца 07 дней – в должности воспитателя в Муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков».

Эти периоды работы были исключены ответчиком из трудового стажа педагогической работы в связи с тем, что Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 учреждение «детский комбинат» и учреждение социального обслуживания «социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» не предусмотрены как учреждения, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в указанные периоды работы она осуществляла деятельность, связанную с воспитанием и обучением малолетних детей, то есть – педагогическую деятельность, и имеет право на получение досрочной пенсии по старости, назначаемой в соответствии с пп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Истец просит суд: Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 15.04.2010 г которым Морозовой И.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать ответчика включить спорные периоды работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 04.03.2010 г. и выплатить истцу причитающийся размер пенсии.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала. Суду пояснила, что ее работа в указанные периоды времени носила характер педагогической деятельности и заключалась в воспитании и обучении малолетних детей. Истец считает, что досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается вне зависимости от вида да деятельности, связанной с педагогической работой с детьми. Условия труда в должности воспитателя детского комбината соответствуют условиям труда в должности воспитателя ясли-сада, которая включена в общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» в числе учреждений дошкольного воспитания.

Истец просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала.

В судебном заседании пояснила, что Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 2 ст.39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 №173-Ф3 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Пунктом 3 ст.27 ФЗ-173 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1-20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Списки). Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067. В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. С 14.11.2002 года вступили в силу «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Спорный период работы истца не включен в специальный трудовой стаж, так как пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 06.09.1991г. №463 «детские комбинаты» и учреждение социального обслуживания «социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» не предусмотрены.

Раздел «Наименование должностей» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 №781, содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых включаются в подсчёт специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Наименование учреждения «детский комбинат» и учреждение социального обслуживания «социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» не предусмотрены как учреждения, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

По представленным документам стаж заявительницы, дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 составил 19 лет 06 месяцев.

Таким образом, УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе КО основывает свои действия и выносит решения в соответствии с действующим законодательством и назначает досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью только в порядке, установленном законодательством и не имеет право трактовать законодательство по-своему усмотрению в ту или иную пользу. Требования же истца основаны на неверном толковании законодательства и не могут быть приняты Управлением, как противоречащие законодательству.

В связи с этим, представитель ответчика считает, что действия Управления совершены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

04.03.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.

Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением ### от 15.04.2010г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.

При этом из стажа работы истца были исключены периоды работы:

с 16.09.1986 г. по 09.03.1987 г. – 05 месяцев 23 дня – в должности воспитателя Детского комбината №215 Кемеровского НПО «Карболит»;

с 11.02.1998 г. по 31.12.2001 г. – 03 года 10 месяцев 21 день,

с 01.01.2002 г. по 02.08.2003 г. – 01 год 07 месяцев 02 дня,

с 06.08.2003 г. по 13.10.2003 г. – 02 месяца 07 дней – в должности воспитателя в Муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков».

В соответствии с представленной суду трудовой книжкой Морозова И.Б. в период с 22.09.1988 г. по 21.10.1988 г. работала в должности воспитателя Детского комбината №215 Кемеровского НПО «Карболит». Указанное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца.

С 01.01.2002 г. введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

В соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п.4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., №5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, при определении периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости ответчику следовало руководствоваться нормативной базой, действующей на период работы истца.

В соответствии с положениями п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций). То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года №310-0, согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно ст.80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.

Кроме того, согласно общесоюзному классификатору Государственного комитета СССР по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам «Отрасли народного хозяйства», утвержденному 01.01.1976 г. и действующему на момент возникновения трудовых отношений, в числе учреждений дошкольного воспитания отрасли «Народное образование» названы ясли сады (комбинаты), следовательно, наименование детского дошкольного учреждения «Детский комбинат» соответствует наименованию «Ясли-сад».

В соответствии со ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.08.2002г. №56-ВО2-10 указано, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам ранее назначалась в зависимости от вида деятельности. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение граждан, работающих в сфере образования.

Закон РФ «Об образовании» распространяется на все образовательные учреждения независимо от их наименований, организационно-правовых форм и других обстоятельств и также не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников этих образовательных учреждений, в том числе и в праве на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью (п.5 ст.55).

В связи с этим, суд считает, что работа истца в должности воспитателя Детского комбината №215 Кемеровского НПО «Карболит» была связана с воспитанием малолетних детей и носила характер педагогической деятельности, указанные периоды работы истца должны быть включены в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд считает, что отказ ответчика включить указанный период трудовой деятельности истца в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, противоречит требованиям действующего пенсионного законодательства и является незаконным.

Кроем того, решением ответчика также из специального трудового стажа исключены периоды работы истца:

с 11.02.1998 г. по 31.12.2001 г. – 03 года 10 месяцев 21 день,

с 01.01.2002 г. по 02.08.2003 г. – 01 год 07 месяцев 02 дня,

с 06.08.2003 г. по 13.10.2003 г. – 02 месяца 07 дней – в должности воспитателя в Муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков».

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2004 г. №197-О.

Как следует из представленных суду документов, в том числе Устава МУ «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков», данное учреждение было создано как специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной реабилитации. Предметом деятельности МУ «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» являлось оказание комплекса социальной помощи, защиты несовершеннолетних; социальная реабилитация в условиях стационарного пребывания детей. Указанное учреждение было предназначено для детей и подростков от 3 до 16 лет.

На основании Решения Комитета по управлению муниципальным имуществом №2370 от 14.10.2003г. МУ «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» было переименовано в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее СРЦ). В соответствии с новой редакцией Устава СРЦ предметом деятельности центра также является проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с целями деятельности как в МУ «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков», так и в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» обеспечивалось временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в нормальных бытовых условиях, оказывались социальная, психологическая, иная помощь несовершеннолетним, оказывалось содействие в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего с заинтересованными ведомствами, организовывалось медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, оказывалось содействие в их профессиональной ориентации, ликвидации трудной жизненной ситуации.

В указанный спорный период времени истец постоянно находилась рядом с детьми, в ее должностные обязанности, согласно должностных инструкций воспитателя «Социально-реабилитационного центра (с приютом) для детей и подростков» от 27.08.1999г., воспитателя «Социально-реабилитационного центра (с приютом) для детей и подростков» от 15.07.2001г., от 30.01.2004 г., от 11.02.2008 г., входило в том числе: планирование и организация жизнедеятельности детей и подростков, проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, планирование и проведение с несовершеннолетними коррекционно-развивающей работы, проведение мероприятий, способствующих психологическому развитию несовершеннолетних, организация выполнения несовершеннолетними режима дня, приготовления ими домашних занятий, оказании им помощи в учении, организации досуга, организация работы по самообслуживанию, участии в общественно полезном труде, проведение профилактики вредных привычек, девиантного поведения, изучение интересов и склонностей детей, я несла ответственность за жизнь и здоровье детей.

В на момент рассмотрения дела истец продолжает работать в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и ее должностные обязанности, как следует из должностной инструкции воспитателя МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 11.02.2008г., по сравнению с ранее выполняемыми обязанностями, не изменились после преобразования МУ «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Несмотря на разницу в наименованиях учреждений, условия, содержание и характер ее труда не изменились. Таким образом, суд приходит к мнению о тождественности целей создания указанных учреждений, предметов деятельности, контингента содержащихся в них несовершеннолетних, тождество должностных обязанностей воспитателей (социальных педагогов в период времени с 04.01.1995г. по 30.12.1997г.) учреждений, то есть усматривается тождество МУ «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков» и МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

В связи с указанным, суд считает, что спорные периоды работы истца в Центре, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Законодательное введение досрочной пенсии работникам, осуществляющим педагогическую деятельность, связывается с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда) а также особая значимость, ценность такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

В связи с указанным, иной поход к рассмотрению вопроса о включении стажа работы истца в Центре в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии поставил бы истца в неравное положение с иными гражданами, занимавшимися одной и той же профессиональной деятельностью, и повлекло бы предоставление разного объема прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от того, поименовано ли учреждение, в котором ими эта деятельность осуществлялась, и их должность в вышеуказанных Списках, или нет, что, безусловно, повлекло нарушение гарантированных Конституцией РФ равноправия граждан (ч.1 и 2 ст. 19) и права на пенсионное обеспечение (ч.1 и 2 ст.39).

Общий педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии 04.03.2010 г. с учетом спорных периодов работы составляет 25 лет 07 лет 25 дней, подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца и является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с изложенным суд считает отказ Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонная) в назначении Морозовой И.Г досрочной трудовой пенсии незаконным.

Кроме того, суд считает возможным с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить требования истца об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 04.03.2010 г., то есть с момента обращения истца за назначением пенсии.

Оценивая изложенное в совокупности, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Морозовой И.Б. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 15.04.2010 г которым Морозовой И.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить периоды работы

с 16.09.1986 г. по 09.03.1987 г. – 05 месяцев 23 дня – в должности воспитателя Детского комбината №215 Кемеровского НПО «Карболит»;

с 11.02.1998 г. по 31.12.2001 г. – 03 года 10 месяцев 21 день,

с 01.01.2002 г. по 02.08.2003 г. – 01 год 07 месяцев 02 дня,

с 06.08.2003 г. по 13.10.2003 г. – 02 месяца 07 дней – в должности воспитателя в Муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр (с приютом) для детей и подростков»

в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 04.03.2010 г. и выплатить Морозовой И.Б. причитающийся размер пенсии

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Зверева

Решение в мотивированной форме изготовлено 24 декабря 2010 года