Дело № 2-886/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего Костровой Т.В. при секретаре Крамер А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово «08» февраля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кемерово к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кемерово обратился в суд с иском к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий. Заявленные требования мотивированы тем, что Прокурором г. Кемерово проведена проверка по обращению Соловьевой Е.И. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - об отказе Администрации г. Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. Проверкой установлено, что мать Соловьевой Е.И.- П. оставила ее в родильном доме, с отцом в браке не состояла, в свидетельство о рождении он записан по ее указанию. На основании решения исполнительного комитета центрального районного Совета народных депутатов Новокузнецка от 15.09.1987 № 262 «О направлении в детский дом» Соловьева Е.И. была определена в детский дом на полное государственное обеспечение. На основании личного заявления Соловьева Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (Распоряжение администрации города Кемерово от 20.12.2001 № 179 «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»), однако обеспечение её жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц. Отказ исполнительного органа местного самоуправления -Администрации города Кемерово - от предоставления Соловьевой Е.И. жилого помещения прокурор г. Кемерово считает незаконным и необоснованным. Это касается и ссылки на то, что внеочередное предоставление жилого помещения Соловьевой Е.И. нарушит права впереди стоящих лиц, поскольку предоставление лицам данной категории жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Просит суд: Обязать муниципальное образование в лице Администрации города В судебное заседание стороны не явились, о слушании по делу извещены надлежащим образом. Суд, изучив письменные материалы дела, считает требования прокурора г. Кемерово обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Установлено, что Прокурором г. Кемерово проведена проверка по обращению Соловьевой Е.И. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - об отказе Администрации г. Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. Проверкой установлено, что мать Соловьевой Е.И.- П. оставила ее в родильном доме, с отцом в браке не состояла, в свидетельство о рождении он записан по ее указанию. На основании решения исполнительного комитета центрального районного Совета народных депутатов Новокузнецка от 15.09.1987 № 262 «О направлении в детский дом» Соловьева Е.И. была определена в детский дом на полное государственное обеспечение. На основании личного заявления Соловьева Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Распоряжением администрации города Кемерово от 20.12.2001 № 179 «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», однако обеспечение её жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц. Суд считает отказ исполнительного органа местного самоуправления -Администрации города Кемерово - от предоставления Соловьевой Е.И. жилого помещения является незаконным и необоснованным, по следующим основаниям. Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов. Статья 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство. Согласно ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади. Исходя из ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 3 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 (ред. от 30.09.2008) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена специальная норма о том, что дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5, 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Статьей 21 Закона Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данные нормы также закреплены в п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке субвенций. Таким образом, законодатель исходит из того, что органы местного самоуправления обязаны исполнить обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если такие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке и для их реализации предоставлено финансовое обеспечение в необходимом размере. В противном случае, нарушаются гарантии конституционного принципа независимости местного самоуправления, в том числе и финансовой его основы, недопущения возложения на органы местного самоуправления самостоятельного финансирования расходов на реализацию отдельных государственных полномочий (ст. 12, 132-133 Конституции Российской Федерации). Статьей 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом Кемеровской области от 04.12.2007 №148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2008 г. - 36700 тыс. руб., в 2009 г. - 19740 тыс. руб., в 2010 г. - 13159 тыс. руб., что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями. Однако федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 7, 39, 40 Конституции Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; гарантируется право на жилище, указанным в законе гражданам оно предоставляется бесплатно, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Органы власти не вправе отказываться от ранее взятых на себя обязательств, в том числе, издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку это противоречит положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации. На основании вышеизложенного, суд считает требования Прокурора г. Кемерово об обязании муниципального образования в лице Администрации города Кемерово предоставить Соловьевой Е.И., **.**.**** г.р., вне очереди в черте города Кемерово жилое помещение по договору социального В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г. Кемерово удовлетворить. Обязать муниципальное образование в лице Администрации города Кемерово предоставить Соловьевой Е.И., **.**.**** г.р., вне очереди в черте города Кемерово жилое помещение по договору социального Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья: Т.В. Кострова В окончательной форме решение изготовлено 15.02.2011г.
Кемерово предоставить Соловьевой Е.И., **.**.**** г.р., вне
очереди в черте города Кемерово жилое помещение по договору социального
найма общей площадью не менее 14 кв.м.
найма общей площадью не менее 14 кв.м., подлежащими удовлетворению.
найма общей площадью не менее 14 кв.м.