Дело № 2-1332/2011 Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово В составе: председательствующего Трубиной И.Н. При секретаре Прилягиной Н.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово 21 марта 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Рудничного района г.Кемерово в интересах Ы. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Рудничного района г. Кемерово обратился в суд в интересах Ы. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что согласно распоряжения Администрации города Кемерово от 26.03.2004г. ###, Ы. с 26.02.2004г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди по состоянию на 11.01.2011 - 425 и в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. Ы. состоит на очереди в Администрации города Кемерово на получение жилья вне очереди за № ###. Вопреки требованиям жилищного законодательства Российской Федерации Кожевниковой А.И. после выпуска в 2007 году из образовательного учреждения жилое помещение в порядке п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставлено. Отсутствие жилья влечет существенное нарушение прав и законных интересов Ы., поскольку у нее на иждивении находится ребенок П., **.**.**** года рождения, вынуждена снимать жилье. Лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под особой защитой государства, при этом, хотя Ы. и достигла совершеннолетия, однако в силу отсутствия правовых знаний, она не может самостоятельно защитить свои права, в связи с чем, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в ее интересах. Просят обязать Администрацию города Кемерово предоставить Ы., **.**.**** года рождения жилое помещение не менее нормы предоставления жилых помещений, установленной в городе Кемерово, вне очереди по договору социального найма. В судебном заседании старший помощник прокурора Р., Ы. на требованиях настаивали. Представитель Администрации города Кемерово в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д.18). Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Ы. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как видно из свидетельства о смерти отец Ы. – О. умер **.**.**** (л.д. 11). Мать Ы. согласно решения суда Рудничного района г.Кемерово от **.**.**** лишена родительских прав (л.д.12-13). Ы. была передана органу опеки и попечительства. С 26.02.2004г. Ы. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании распоряжения территориального управления Рудничного района от 26.03.2004г. ###. На 20.10.2010г., а также на 11.01.2011г. общегородская очередь указанной категории ### (л.д. 5, 8). Как установлено судом, после выпуска в 2007 году из образовательного учреждения жилое помещение в порядке п.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Ы. не предоставлено. Согласно представленным сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 01.03.2011г., усматривается, что сведений о праве собственности Ы. на объекты недвижимого имущества в г.Кемерово и по Кемеровской области нет (л.д.19). С 15.09.2008г. Ы. зарегистрирована по адресу: ... (л.д.9). Как видно из представленных объяснений от 28.12.2010г., а также пояснений в судебном заседании, в настоящее время Ы. снимает жилое помещение по адресу: г.Кемерово, Керченская, 37 и проживает совместно со своим несовершеннолетним ребенком, П., **.**.**** года рождения (л.д. 7, 10). В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов согласно установленным законом нормами. Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления одного из указанных юридических фактов. В соответствии со статьей 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 (в ред. от 30.06.2007) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03. В п. 3 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Кроме того, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей определен статьей 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03, согласно которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Вопреки требованиям действующего законодательства Ы. после выпуска из образовательного помещения в 2007г. жилое помещение не предоставлено. Согласно ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека. Таким образом, администрацией г. Кемерово Ы. должно быть вне очереди в черте г. Кемерово предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв. метров. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, Ы. в соответствии со ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, однако, как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу ей жилое помещение не предоставлено. То обстоятельство, что жилое помещение Ы. не предоставлено и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается фактом ее принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд считает, что отказ Администрации г. Кемерово в предоставлении истцам жилого помещения вне очереди необоснованным, поскольку в силу закона Администрация г. Кемерово обязана предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Освобождение от такой обязанности в силу отсутствия денежных средств на жилье или наличия лимитов поступления денежных средств из областного бюджета законом не предусмотрено и нарушает право детей-сирот на получение жилья вне очереди. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете. Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону. В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотрены Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что не предоставление истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте и членам ее семьи, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57 ЖК РФ. При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям Ы. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию г.Кемерово предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям Ы., **.**.**** рождения. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: И.Н. Трубина Решение в окончательной форме 28.03.2011г.