Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-714/2011

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово

в составе председательствующего Трубиной И.Н.

при секретаре Скребковой А.А.

с участием прокурора Плахотя А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«18» февраля 2011 г.

Гражданское дело по исковому заявлению Лопатина Л.Н. к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия лицу, участвовавшему в борьбе с терроризмом,

У С Т А Н О В И Л:

Лопатин Л.Н. обратился в суд с иском к ГУВД по Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия как лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получившему травму, просит взыскать в его пользу с ГУВД по Кемеровской области единовременное пособие в размере 300000 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что Лопатин Л.Н. проходил службу в должности командира Отряда Милиции Особого Назначения Главного Управления Внутренних Дел по Кемеровской области (место постоянной дислокации г.Кемерово). В период с 13.08.1999г. по 08.09.1999г., во исполнение Указа президента РФ от 20.01.1997г. № 23С "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северокавказском регионе РФ", постановления правительства РФ от 20.08.1999г. № 930-54, Оперативной Директивы Министра Внутренних Дел России от 03.02.1997г. № 1-1478, приказа МВД РФ от 10.08.199 г. № 588, истец Лопатин Л.Н. находился в служебной командировке в составе следственно-оперативной бригады МВД РФ в Республике Дагестан, принимал непосредственное участие в контртеррористической операции по ликвидации незаконных банд-формирований, обеспечению конституционного порядка и общественной безопасности на территории республики Дагестан.

31.08.1999г. в ходе проведения контртеррористической операции по уничтожению незаконных банд-формирований, располагавшихся в с.Карамахи Буйнакского р-на Республики Дагестан, Лопатин Л.Н. получил ранение. Диагноз, согласно свидетельству о болезни ### от 25 декабря 2000 года, был поставлен как минновзрывная травма (закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга (контузия)).

В результате полученной контузии Лопатину Л.Н. решением медико-социальной экспертизы от 20.05.2010 года установлена 3 группа инвалидности, заболевание получено в период военной службы.

В соответствии со ст.1084 ГК РФ, вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Дополнительные выплаты по возмещению вреда здоровью на момент получения Лопатиным Л.Н. предусмотрены Федеральным законом от 25.07.1998г. № 130 «О борьбе с терроризмом».

Статья 19 ФЗ "О борьбе с терроризмом", гарантировала социальную защиту лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Согласно данной нормы, к лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвовавших в «борьбе с терроризмом».

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 1998г., Лопатин Л.Н. по своему статусу подпадает под действие указанной нормы, так как на момент получения ранения являлся командиром Отряда Милиции Особого назначения при ГУВД по Кемеровской области. В связи с принятием Федерального закона РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 25.07.1998г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" утратил силу, с 01.01.2007г.

Норма, предусматривающая право лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получившего увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета сплачивается единовременное пособие в размере 300000 (трехсот тысяч) рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрена ч.3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе и в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации.

Согласно ст. 208 ГК РФ, на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется.

Просит взыскать с Главного Управления Внутренних Дел по Кемеровской области за счет средств Федерального бюджета, в пользу Лопатина Л.Н., единовременное пособие за ранение повлекшее за собой наступление инвалидности, в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек. Расходы на оформление судебной доверенности в сумме 700 руб., расходы на оплату представителя в размере 15000руб.

В судебное заседание истец не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Шестаков А.В., действующий на основании доверенности от 08.11.2010г. (л.д.5), требования поддержал.

Представитель ответчика Скоков А.А. действующий на основании доверенности от 01.01.2011г., поддержал доводы, указанные в предоставленном отзыве.

Представитель Министерства Финансов РФ в суд не явилась, извещена надлежащим образом, под роспись.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, считает, что требования истица подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.Согласно ст. 29 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию.Все без исключения граждане Российской Федерации имеют право на полное возмещение вреда, причиненного их здоровью. Однако, учитывая особую специфику труда определенных категорий граждан, государство установило для них дополнительные формы социальной защиты. В случае получения ими повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей им подлежат выплате фиксированные суммы единовременного пособия. Эти два различных вида правоотношений (правоотношения по возмещению вреда и правоотношения по выплате единовременного пособия) реализуются в единой по социальному значению сфере защиты жизни и здоровья указанной категории граждан.Дополнительные выплаты по возмещению вреда здоровью на момент получения военной травы Лопатина Л.Н. предусмотрены Федеральным законом от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».Статья 19 ФЗ «О борьбе с терроризмом» гарантировала социальную защиту лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Согласно указанной нормы к лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, относятся в том числе и военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом.Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Лопатин Л.Н. проходил службу в должности командира ОМОН ГУВД по КО (место постоянной дислокации г.Кемерово). В период с 13.08.1999г. по 08.09.1999г., во исполнение Указа президента РФ от 20.01.1997г. № 23С "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северокавказском регионе РФ", постановления правительства РФ от 20.08.1999г. № 930-54, Оперативной Директивы Министра Внутренних Дел России от 03.02.1997г. № 1-1478, приказа МВД РФ от 10.08.199 г. № 588, находился в служебной командировке в составе следственно-оперативной бригады МВД РФ в Республике Дагестан, принимал непосредственное участие в контртеррористической операции по ликвидации незаконных банд-формирований, обеспечению конституционного порядка и общественной безопасности на территории республики Дагестан (л.д.7).

Согласно справки по Кемеровскому ОМОН от 14.01.2000г., личный состав Кемеровского ОМОН в количестве 97 человек, прибыл в г.Бийнакск 22.08.1999г., во главе с командиром Лопатиным Л.Н. С 28.08.1999г. по 04.09.1999г. они находились в Кадарской зоне Буйнакского района, принимали активное участие в боевых действиях по ликвидации незаконно вооруженных банд-формирований (л.д.8).

31.08.1999г. в ходе проведения контртеррористической операции по уничтожению незаконных банд-формирований, располагавшихся в с.Карамахи Буйнакского р-на Республики Дагестан, Лопатин Л.Н. получил ранение.

Согласно свидетельству о болезни № 5132 от 25 декабря 2000 года, истцу был поставлен диагноз, как минновзрывная травма (закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга (контузия)). Заболевание получено в период военной службы. Остаточные явления закрытой черепно-мозговой травмы (сотрясение головного мозга в 1999г.) (л.д.12-оборот).

Согласно, представленного акта освидетельствования, решением медико-социальной экспертизы от 20.05.2010 года, Лопатину Л.Н. установлена третья группа инвалидности по причине заболевания полученного в период военной травмы. Инвалидность установлена сроком до 01.06.2011г. (л.д. 13-оборот; 53-56).

Согласно приказа от 10.01.2000г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1999 года № 930-54 «О дополнительных гарантиях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан», приказом МВД РФ от 13 сентября 1999 года № 063, приказом МВД РФ от 12 мая 1997 года № 289 и приказом ГУВД Кемеровской области от 10 ноября 1999 года № 572 засчитать в выслугу лет для назначения пенсии время нахождения в служебной командировке в Республике Дагестан с 13 августа по 08 сентября 1999 года, время их непрерывного нахождения на лечении - из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца, полковнику милиции Лопатину Л.Н., командиру отряда, период с 29 августа по 04 сентября 1999 года засчитать как 1 месяц службы за 3 месяца, с 09 сентября по 24 сентября 1999 года - 1 месяц за 1,5 месяца.

На основании приказа по личному составу от 10.02.2000г. были внесены изменения в приказ ГУВД КО №572 от 10.11.1999г.: для сотрудников ОМОМ ОВД КО, перечисленных в вышеуказанном приказе, находившихся в с.Карамахи Буйнакского района Республики Дагестан считать период участия в боевых действиях, начиная с 28.08.1999г., на основании подтверждения Буйнаксого ГОВД № 1/76 от 14.01.2000г.

10.02.2009 года ГУВД Кемеровской области выдано удостоверение №### (л.д.6).

Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Допрошенный в судебном заседании свидетель СВИДЕТЕЛЬ1 пояснил, что он с Лопатиным был вместе 31.08.1999г. в служебной командировке. Свидетель исполнял обязанности бойца, штурмовал с.Карамахи. 31.08.1999г. в 21-20час.был нанесен ракетно-бомбовый удар. Свидетель и Лопатин получили минно-взрывную травму, но в госпиталь их не отправили. После обстрела отряд отошел на исходные позиции. Лопатин, была оказана помощь врачом. При отправлении в командировку свидетель знал, что проводится контртерросристическая операция по разоружению банд-формирований.

В материалы дела представлена справка МВД Республики Дагестан, заключение служебной проверки по факту получения СВИДЕТЕЛЬ1 минно-взрывной травмы. Согласно данным документам, свидетель находился в командировке с 13.08.1999г. по 08.09.1999г., т.е. в тот же период что и истец.

Свидетель СВИДЕТЕЛЬ2 суду пояснил, что 31.08.1999г. находился в составе отряда под командованием Лопатина. Поступил приказ войти в с.Карамахи. Примерно в 22-00 час. по нам был нанесен ракетный удар. Поступила команда оставить занятые позиции и вернуться на исходное месторасположение. Свидетель видел, ранение Лопатина, т.к. они стояли кругом и видели всех. Лопатин находился возле здания, от свидетеля в метрах 15-20. Взрыв произошел в метрах 10 от Лопатина. От взрыва погиб Медведев, а остальные отделались контузией. Взрывов было несколько и свидетель пострадал от другого взрыва. В Кемерово нам говорили, что проводится контртерросристическая операция по разоружению банд-формирований. По прибытию в Махачкалу, нам не говорили конкретное месторасположение и знать никто не мог куда мы попадем.

Не доверять пояснениям свидетелей у суда нет оснований. Свидетели предупреждались за дачу заведомо ложных показаний.

Суд приходит к выводу, что ГУВД по Кемеровской области является надлежащим ответчиком по делу и должен выплачивать, гарантированное государством единовременное пособие в связи с получением ранения.

К данному выводу суд приходит на основании разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.12.2002 г. №17-П по делу о проверке конституционности положений норм Закона Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих» в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным Законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный вред.

Конституционный Суд Российской Федерации от 15.07.2009 года в своем постановлении по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода указал, что статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, не противоречащей Конституции Российской Федерации часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции», поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах в том числе и в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации.

Согласно ст. 208 ГК РФ на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина исковая давность не распространяется.

Аналогичная норма содержится в п. 10 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О борьбе с терроризмом», определяющей основные понятия для целей настоящего Федерального закона, борьба с терроризмом - это деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности; контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Согласно ст. 6 названного Закона Министерство внутренних дел Российской Федерации относится к субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.

В силу п.1 ч.1 ст.19 указанного Закона военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 1255с "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (с изменениями) в соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" в целях объединения усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению контртеррористических операций, а также повышения эффективности деятельности, направленной на уничтожение незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, постановлено образовать Объединенную группировку войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и их подразделений, органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.7 ФЗ «О борьбе с терроризмом» МВД РФ осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера.Участие Лопатина Л.Н. в контртеррористической операции в период с 13.08.1999 года по 08.09.1999 года оформлено и зафиксировано в заключении служебной проверки, а также в приказе от 10.01.2000г. (л.д. 45, 33-34). Доводы ответчика о том, что положения Федеральный закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не могут распространяться на отношения, возникшие между Лопатиным Л.Н. и ГУВД по Кемеровской области, не могут быть приняты во внимание.Право на получение единовременного пособия в соответствии с ч.3 ст. 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» Лопатиным Л.Н. не было реализовано. Это обстоятельство не отрицал в судебном заседании представитель ГУВД.В связи с принятием Федерального закона РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральный закон от 25.07.1998года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» утратил силу с 01.01.2007 года.Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предусмотрена выплата единовременного пособия в размере 300000 рублей из средств федерального бюджета и назначение пенсии лицам, принимавшим участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получившим ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности. Указанный размер пособия в 300 000 рублей соответствует наступившим последствиям от полученного ранения на день вынесения решения суда. Указанное пособие в размере 300 000 рублей подлежит взысканию с ответчика ГУВД по КО.Между Лопатиным Л.Н. и Шестаковым А.В. был заключен Договор на оказание юридических услуг от 27.09.2010г. (л.д.9-10). Согласно расписке от 27.09.2010г. истец оплатил 15000руб. за услуги по ведению дела в суде (л.д.11). Расходы на оказание правовой помощи в размере 15000 руб. суд считает завышенными. С учетом сложности дела, подготовленных процессуальных документов, количества судебных заседаний, ориентировочных расценок оказания правовой помощи (консультация – 500 руб., сбор доказательств – 500руб., составление иска – 1500 руб., судебное заседание – 2500 руб. х 3 = 7 500 руб.). Суд считает возможным взыскать на услуги представителя 10 тыс.руб., и расходы по составлению доверенности в размере 700 руб.В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лопатина Л.Н. удовлетворить.

Взыскать в пользу Лопатина Л.Н. с Главного управления внутренних дел по Кемеровской области за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере 300000 руб. (триста тысяч руб.).

Взыскать с Главного управления внутренних дел по Кемеровской области в пользу Лопатина Л.Н. расходы на представителя в размере 10000 руб. и расходы на оформление доверенности в размере 700 руб., а всего 10700 руб. (десять тысяч семьсот руб.).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Трубина И.Н.

Решение в окончательной форме 02.03.2011 года