Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово В составе председательствующего Трубиной И.Н. При секретаре Мартынкиной В.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово 28 декабря 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Ипатенко А.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании действий и бездействий незаконными, об обязании издать акт о перерасчете пенсии, о перерасчете пенсии, об увеличении трудового стажа, о выплате не доначисленной части пенсии, о предоставлении расчета пенсионного капитала, о взыскании пени, о взыскании компенсации морального вреда, суд У С Т А Н О В И Л: Истец Ипатенко А.Г. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании действий и бездействий незаконными, об обязании издать акт о перерасчете пенсии, о перерасчете пенсии, об увеличении трудового стажа, о выплате не доначисленной части пенсии, о предоставлении расчета пенсионного капитала, о взыскании пени, о взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости 29.03.1993г. 02.04.2010г он обратился, с письменным заявлением в УПФР г Кемерово о перерасчете трудовой пенсии и увеличении общего трудового стажа. Указывает, что прослужил в Вооруженных Силах СССР с 19.05.1969г. по 25.06.1971г. -2г. 1 мес. 6 дн., что согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.З соответствует 4 г. 2 мес. 12 дн. Проработал на шахте «Северной» - 22 года 6 мес. и 7 дн. Считает, что в соответствии с ФЗ №173-Ф3, ст.28 п. 1, ст. 30 п. 2 имеет право на получение пенсии с льготным исчислением. Его общий трудовой стаж на 01.01.2002г. составляет 35 лет 2 мес. 15 дн., а на 31.03.2010г. общий трудовой стаж составляет 43 года 2 мес. 15 дн. В 1993г. размер пенсии составлял 31677,75 руб.; среднемесячный заработок за 2 года, предшествовавших пенсии составляет 57595,90 руб. а соотношение среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате в РФ за данный период составляет 1,46. В материалах его пенсионного дела отсутствуют заявления о перерасчете пенсии с использованием индивидуального коэффициента пенсионера. В связи, с чем приводит свой расчет, согласно которому размер трудовой пенсии на 31.03.2010г. составит: 2562 руб. (базовая пенсия) + 5106,58 руб. (страховая часть трудовой пенсии) + 1736,24 руб. (сумма валоризации пенсии) = 9404,82 руб. + 2019 руб. (выплаты по страховым взносам) - 11423,82 руб. Просит суд пересчитать досрочную трудовую пенсию по выше предоставленному расчету и назначить ему пенсию в сумме 11423,82 руб., так как расчет трудовой пенсии по ФЗ №173-Ф3 (ст. 30 п. 4 пп.6) на 31.03.2010г. с исходными данными по ФЗ №340-1, а именно размер трудовой пенсии на 01.01.2002г. - 1837,76 руб., для него более выгоден. Также просит суд вынести в отношении него не нормативный правовой акт (о перерасчете пенсии), в котором требует указать: 1. его общий трудовой стаж на 01.01.2002г., с учетом службы в армии в двойном размере и размер стажевого коэффициента; 2. предоставить ему полный расчет начисления пенсии; 3. величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002г. и на 01.01.2010г.; 4. период выплаты пенсии с 01.04.2010г.; 5. сумму денежных средств на индивидуальном лицевом счете, по годом и суммы от их индексации и инвестирования; 6. трудовой стаж, учтенный при валоризации пенсии за период до 01.0 размер процента по результатам валоризации и сумму от валоризации. Истец указывает, что данные требования им были направлены 02.04.2010г. в УПФ г. Кемерово и Кемеровской районе КО, но письменного ответа не получил в связи обращается в суд за защитой своих прав. Просил суд: признать действия, бездействия УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе КО незаконными, так как отказались засчитать в трудовой стаж периоды службы по призыву в двойном размере, в течении 5 дн. С момента подачи заявления сообщили ему в течение 5 дн. С момента вынесения решения об отказе в перерасчете согласно ст. 20 п.4 ФЗ №173-Ф3;не издали ненормативный правовой акт (решение перерасчете пенсии) в течение 5 дн. с момента подачи его заявления, не предоставили информацию по его заявлению. Просил суд обязать Управление пенсионного фонда РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области: 1. издать ненормативный правовой акт (о перерасчете пенсии по его заявлению)" 2. обязать ответчика произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии выше изложенному расчету и назначить ее в размере 11423,82 руб. на 31.03.2010г.; 3. увеличить его трудовой стаж на 2г. 1 мес. 6 дн., увеличить коэффициент - 0,70; 4. обязать ответчика пересчитать пенсию, выдать на руки расчет; 5. обязать ответчика предоставить сведения о сумме денежных средств индивидуальном лицевом счете, по годам и суммы от их индексации и инвестирования; 6. выплатить недоначисленную часть пенсии с 01.01.2002г. по день вынесения решения суда; 7. обязать ответчика предоставить расчет суммы пенсионного капитала на 01.01.201 период выплаты пенсии о 01.01.2002г.; суммы доначисленной пенсии по месяцам, начиная с 01.01.2002г. по 01.05.2010г.; 8. обязать ответчика внести данные периоды в трудовой стаж при валоризации пенсии» за период до 01.01.1991г., пересчитать сумму валоризации на 01.01.2010г. и выплатить недоначисленную часть суммы валоризации по день вынесения решения суда; 9. взыскать с ответчика оплаченную государственную пошлину, юридические почтовые расходы; 10. обязать ответчика предоставить платежные документы о дате и сумме выплаченной пенсии с момента ее назначения за 1993 г.; 11. взыскать с УПФР г Кемерово за просрочку выплаты пенсии с 29.03.1993г. по дату фактической выплаты пенсии, пеню за пользование чужими денежными средствами по ставкам рефинансирования ЦБ РФ; за моральные, физически нравственные страдания, в связи с несвоевременной выплатой пенсии и её доначислением, не соблюдением прав пенсионера, гарантированных Конституцией РФ, за не издание ненормативного правового акта по его заявлению, за увеличение общего трудового стажа, за не проведение перерасчета пенсии в установленные законом сроки в сумме 50000 руб. В судебное заседание истец, его представитель не явились, извещались о дне и времени судебного заседания надлежащим образом повестками. В исковом заявлении истец просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представители ответчика в суд не явился, извещался о дне и времени судебного заседания надлежащим образом под роспись через представителя Березовскую Ж.С. В суд предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Судом установлено, что Ипатенко А.Г. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Федеральный закон) как мужчина, проработавший не менее 10 лет на подземных работах. Его размер трудовой пенсии на 01.01.2002 состоит из двух частей (базовой и страховой). Базовая часть согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона составляет 450 руб. В соответствии со ст. 30 Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. Размер пенсии истца согласно ответа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (л.д. 38-39) рассчитан из общего трудового стажа в календарном исчислении 33 года 2 месяца 3 дня и отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате по стране 3,062 (учитывается не более 1,2 согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона). В ответе приведен расчет размера пенсии: 1,2 х 0,68 х 1671= 1363,54 руб., где 0,68 - стажевый коэффициент за 33 года календарного стажа на 01.01.2002 (0,55 - за 20 лет требуемого для назначения пенсии плюс 0,01 за каждый год сверх требуемого); 1,2 - отношение среднемесячной заработной платы истца за период 01.12.1998 по 30.11.2000 к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации; 1671 руб. - среднемесячная заработная плата по стране, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 720 «Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001 для исчисления увеличения государственных пенсий с 01.11.2001»; 1363,54 руб.- 450 руб. = 913,54 руб. - страховая часть. Таким образом, размер пенсии по старости на 01.01.2002 составил 1363,54 руб. (базовая часть - 450,00 руб., 913,54 руб. - страховая часть). С учетом индексаций размера пенсии согласно постановления Правительства РФ и Федеральным законам, размер пенсии на 01.12.2009 г. составил 7274 руб. (базовая часть - 2562 руб., 4712 руб. -страховая часть). С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признан утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды, обязательного медицинского страхования». В соответствии с п. 1 ст. 30.1 указанного Федерального закона величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона (с учетом трудового стажа до 31.12.2001), и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. В ответе ответчика приведен расчет суммы валоризации с 01.01.2010 с учетом общего как более выгодного варианта: СВ = ПК х (0,1 + (0,01 х ОТС), где ПК - расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002, который составляет 131 549,76 руб. из расчета трудового стажа истца 33 года и oтношения заработной платы к средней заработной плате по стране 1,2 (1,2 х 0,68 х руб. = 1363,54 руб., 1363,54 руб. - 450 (базовая часть) = 913,54 х 144 = 131549,76 руб.). ОТС - общий трудовой стаж по 31.12.1990, который составил полных 22 года. СВ = 131 549,76 руб. х (0,1 + (0,01 х 22) = 42 095,92 руб. Соответственно, сумма увеличения трудовой пенсии истца с 01.01.2010 составила 1075,31 руб. = 42 095,92 руб. : 144 (ожидаемый период выплаты) х 3,67841255 (суммарный коэффициент индексаций за период с 01.01.2002). Размер трудовой пенсии истца по старости с учетом валоризации с 01.01.2010 составил 8313,00 руб. (2562,00 руб.- фиксированный базовый размер страховой части (ФБР), 5751,00 руб. - страховая часть без ФБР). Доплата за период с 01.01.2010 по 30.04.2010 в сумме 125,58 руб. будет произведена в мае месяце 2010. Постановление Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П позволяет вернуться к порядку исчисления трудового стажа по нормам раннее действовавшего законодательства. Но при этом размер пенсии из общего трудового стажа также должен исчисляться в порядке, предусмотренном ранее действовавшем Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», а именно, с применением норм статей 16, 18 (максимальный размер пенсии) настоящего Закона. Согласно расчета пенсии на 01.01.2002 в соответствии с Законом от 20.11.1990 № 340-1 с учетом общего трудового стажа - 35 лет: 5762,74 руб. х 75% = 4322,05 руб., где 5762,74 руб. - осовремененный среднемесячный заработок; 75% - стажевый коэффициент (55% - за требуемый общий трудовой стаж 20 лет, 15% - за 15 лет отработанных сверх требуемого общего трудового стажа, 5% - за 5 лет сверх требуемого специального стажа, но не выше 75% в соответствии со ст. 16 указанного закона). В соответствии со ст. 18 Закона № 340-1 максимальный размер пенсии установлен на уровне трех с половиной минимальных размеров пенсии и составил: 240,92 х 1,20 х 3,5 = 1011,85 руб. + 130 руб. = 1141,85 руб., где 240,92 - минимальный размер пенсии; 1,20 - за 20 лет стажа сверх требуемого для назначения пенсии; 130 - компенсационная выплата. Из приведенного расчета пенсии видно, что размер пенсии, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ (из календарного стажа и отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации), выше, чем размер пенсии, исчисленный в соответствии с Законом от 20.11.1990 № 340-1 (из общего трудового стажа и из осовремененной заработной платы). Таким образом, размер трудовой пенсии истца по старости исчислен верно в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Доводы истца о том, что он прослужил в Вооруженных Силах СССР с 19.05.1969г. по 25.06.1971г. - 2г. 1 мес. 6 дн., что согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.3 соответствует 4 г. 2 мес. 12 дн. и имеет право на получение пенсии с льготным исчислением суд не может принять во внимание, поскольку Закон РФ от 20.11.1990 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», нормы статьи 94 которого, предусматривали при подсчете стажа, необходимого для назначения пенсий, исчисление периода военной службы по призыву в двойном размере, утратил силу. С 1 января 2002 года трудовая пенсия по старости определяется путем суммирования базовой и страховой частей. Доводы о том, что действия и бездействия УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонного) являются незаконными также не могут быть приняты судом во внимание: Действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления либо их должностных лиц могут быть оспорены в порядке гл.25 ГПК РФ. Перечень органов государственной власти приведен в ст. 11 Конституции РФ, а так же в Указе Президента РФ от 30.09.1992 г. № 1148 и в Указе Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Приведенный перечень является исчерпывающим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в качестве федеральных органов исполнительной власти в указанных документах не поименованы. В силу своего правового статуса органы Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и местного самоуправления не относятся, а являясь государственными учреждениями, приравнены к бюджетным организациям. Отсутствие у органов Пенсионного фонда РФ статуса органов государственной власти либо органов местного самоуправления подтверждается еще и тем, что финансирование Пенсионного фонда РФ и его структурных подразделений осуществляется не из федерального бюджета, либо бюджета субъекта федерации или муниципального образования, а из бюджета Пенсионного фонда РФ, который утверждается самостоятельными федеральными законами «О бюджете ПФР» на соответствующий финансовый год. Согласно п. 2 Положения о ПФР (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1), средства ПФР не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат. Кроме того, в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 указано, что органы ПФР являются государственными учреждениями (со ссылкой на ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ), следовательно, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться по правилам Главы 25 ГПК РФ. Таким образом, органы Пенсионного фонда РФ не относятся к органам, решения либо действия (бездействие) которых могут быть оспорены в порядке, установленном Главой 25 ГПК РФ. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при разрешении возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений. Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В силу положений ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Истцом заявлено требование о взыскании с Управления пени за просрочку выплаты пенсии, а также компенсацию за моральные и физические страдания в размере 500 000 рублей. Данные требования также необоснованны, поскольку на основании пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется. Также истцом не доказан факт недоначисления ему пенсии. Каких-либо доказательств того, что в результате действий ответчика были нарушены личные неимущественные права истца, последним суду не представлено. Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку размер пенсии истца исчислен в соответствии с действующим законодательством, выплачивается своевременно и в полном объеме с учетом имеющегося стажа. При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в совокупности, нормы закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ипатенко А.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании действий и бездействий незаконными, об обязании издать акт о перерасчете пенсии, о перерасчете пенсии, об увеличении трудового стажа, о выплате не доначисленной части пенсии, о предоставлении расчета пенсионного капитала, о взыскании пени, о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ипатенко А.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании действий и бездействий незаконными, об обязании издать акт о перерасчете пенсии, о перерасчете пенсии, об увеличении трудового стажа, о выплате не доначисленной части пенсии, о предоставлении расчета пенсионного капитала, о взыскании пени, о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: В окончательной форме 12.01.2011 г.