Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово в составе Председательствующего Трубиной И.Н. При секретаре Скребковой А.А. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово 09 февраля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Дмитриева Д.Е. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения, суд У С Т А Н О В И Л: Истец Д. Д.Е. обратился в суд с иском к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что 14 июня 2002 года, он закончил обучение в муниципальной гуманитарной средней общеобразовательной школе №8 города Кемерово. Ему выдали аттестат об основном общем образовании на базе девяти классов за ### от 14 июня 2002 года. За все время его обучения проживал у своей единственной родственницы Д. (бабушка), одинокая мать Ы. **.**.**** года рождения, являлась, как без вести пропавшая. Отца истец никогда не видел. Администрация города Кемерово - Управление Образования (орган опеки и попечительства) распорядилась определить его в детское государственное учреждение ГОУ «Кадетский корпус МЧС», поселок Плотниково Промышленовского района Кемеровской области на полное государственное обеспечение. Распоряжение за ### от 20.09.2002 года. 19.12.2003 года, пришло сообщение от управления внутренних дел, где сообщалось, что Ы., **.**.**** года рождения, скончалась. Выдано свидетельство о смерти за ### от 15.01.2004 г. 16 июня 2004 года Д. Д.Е. закончил данное учреждение, был выдан аттестат за ###. Истец возвратился в город Кемерово и поступил в Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж по адресу ..., где ему выплачивали компенсацию на питание, как студенту-сироте. На 3-ем курсе не смог продолжать дальнейшее обучение в связи со сложной жизненной ситуацией. Собственного жилья истец не имел никогда. В данный момент снимает квартиру за собственные средства по адресу г. Кемерово ул. .... Имеет регистрацию у своей бабушки. При обращении в Администрацию города Кемерово, с требованием выделения отдельной жилой площади в г.Кемерово, как сироте, требования были проигнорированы и пояснили, что в списках очередников он не состоит и жилье ему не положено. Истец считает, что нарушено его конституционное право, а так же права, предусмотренные ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит обязать Администрацию города Кемерово выделить отдельное жилое помещение в городе Кемерово, в не очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебное заседание истец не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. Представитель истца Дьяконов В.Г., действующий на основании доверенности от 21.10.2010г., исковые требования поддержал. Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Суворов С.В., действующий на основании доверенности от 31.12.2010 г., исковые требования не признал, предоставил письменные возражения. Суд, заслушав участников процесса, рассмотрев письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.1. Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как установлено судом Ы. (мать истца) являлась матерью-одиночкой. Как пояснил представитель истца, отец истца – О. записан в свидетельстве о рождении со слов матери истца - Ы. **.**.**** года, бабушкой истца было получено сообщение от УВД г.Кемерово, где сообщалось, что Ы., **.**.**** года рождения, скончалась **.**.**** было выдано свидетельство ### от **.**.****., о смерти Ы. (л.д.10). Таким образом, судом установлено, что мать истца умерла **.**.****, когда истец, **.**.**** рождения, был несовершеннолетним, ему было 17 лет. Истец находился на обучении в муниципальной гуманитарной средней общеобразовательной школе №8 города Кемерово. В последствии ему был выдан аттестат ### от 14 июня 2002 года об основном общем образовании на базе девяти классов (л.д.6). За все время обучения, как пояснил истец, он проживал у своей единственной родственницы Д. (бабушки). На основании Распоряжения ### от 20.09.2002г., выданного начальником Управления образования Администрации г.Кемерово - органа опеки и попечительства, истца направили в детское государственное учреждение ГОУ «Кадетский корпус МЧС», поселок Плотниково Промышленовского района Кемеровской области на полное государственное обеспечение. Причем в указанном Распоряжении как основание было указано, что одинокая мать Ы. находится в розыске, как без вести пропавшая, и что несовершеннолетний Д. Д.Е. жилья, подлежащего закреплению, не имеет (л.д.9). 16 июня 2004 года Д. Д.Е. закончил данное учреждение, и ему был выдан аттестат за ### (л.д.7-8). В соответствии со ст. 35 п. 4 ГК РФ, учебно-воспитательное учреждение, в котором находился Д. Д.Е., обязано было, выполняя роль опекуна Дмитриева Д.Е., обратиться в жилищные органы местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении Дмитриева Д.Е. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, а после смерти матери истца, т.е. после 11.07.2003г., как ребенка-сироту, для предоставления ему жилого помещения в установленном порядке, после окончания Дмитриевым учебного учреждения. Однако этого сделано не было. После окончания названного учреждения истец вернулся в г.Кемерово и поступил в Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 79. Согласно справке от 27.01.2005г. истцу выплачивали компенсацию на питание, как студенту-сироте (л.д.12). На 3-ем курсе истец не смог продолжать дальнейшее обучение в связи сложной жизненной ситуацией. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области собственного жилья истец не имеет (л.д.13). Истцом представлена справка ГПКО «ЦТИ КО» о том, что он зарегистрирован по адресу: ..., но там не проживает, это жилое помещение истцу не принадлежит, в настоящее время, как утверждает истец, он снимает квартиру за собственные средства по адресу .... Указанные сведения ответчиком не опровергнуты. Как пояснил истец, что при обращении в Администрацию города Кемерово с требованием выделения отдельной жилой площади в г.Кемерово как сироте, его требования были проигнорированы и разъяснено, что в списках очередников он не состоит и жилье ему не положено. В соответствии со ст. 49 п. п. 3, 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. К указанным категориям граждан относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закон: 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядок, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Данным категориям граждан могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов установленном законодательством порядке государственными полномочиями обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ) Вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях (ст. 57 п. 2 Жилищного кодекса). Гражданам, указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (п.п. 3, 4 ст.52 ЖК РФ). Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Конституций (Уставов), законов и в нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статья 2 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ). В силу абз. 3 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии со ст. 19 с. 2 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ст. 19 ч.5 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. В соответствии со ст. 2 п.9 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 24-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона Кемеровской области 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма". Таким образом, имея статус ребенка-сироты, по окончанию общеобразовательного учреждения и прекращения опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Вопреки требованиям действующего законодательства, ни образовательными учреждениями, ни Администрацией города Кемерово являющихся для истца органами опеки, истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота, в настоящее время истцу жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено и жилого помещения на праве собственности либо по договору найма истец не имеет. То обстоятельство, что жилое помещение истцу не предоставлено, и он являлся и является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается материалами дела. Суд считает, что отказ Администрации г. Кемерово истцу, как лицу из числа детей-сирот, в предоставлении жилого помещения вне очереди является незаконным. Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ). В данном случае, суд приходит к выводу, что органы опеки и попечительства должны были поставить Дмитриева Д.Е. на учет, как ребенка-сироту, нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Вины истца в том, что он не состоит на учете, нет. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты и лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г. Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57ЖКРФ. В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-03 (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-03) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г. Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57 ЖК РФ. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека. С учетом изложенного, суд считает, что истец имеет право на предоставление жилой площади не менее 14 кв.м. При таких обстоятельствах, суд обязывает Администрацию г.Кемерово предоставить Дмитриеву Д.Е., **.**.**** рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Дмитриеву Д.Е., **.**.**** рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья И.Н. Трубина Решение в окончательной форме 21.02.2011 г.