Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-2304/11

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

07 апреля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Ульяновой А.Л. к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Ульяновой А.Л. к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование в лице Администрации г. Кемерово предоставить Ульяновой А.Л., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева


Дело №2-2304/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

07 апреля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Ульяновой А.Л. к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Заводского района г. Кемерово в интересах Ульяновой А.Л. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Заявленные требования мотивирует следующим:

Прокурором Заводского района г. Кемерово проведена проверка по обращению Ульяновой А.Л. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу отказа Администрации города Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.

В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения управления образования Администрации г. Кемерово от 05.04.2001 г. ### Ульяновой А.Л. установлено попечительство, поскольку её мать лишена родительских прав, а отец умер.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 30.12.2004 г. №211 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» Ульянова А.Л. поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2008 году - 36700 тысяч рублей, в 2009 году - 19740 тысяч рублей, в 2010 году - 13159 тысяч рублей, что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями. При этом, обеспечение Ульяновой А.Л. жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, что является нарушением её конституционных прав. На 01.02.2011 г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» №572.

Истец просит обязать Муниципальное образование в лице Администрации г. Кемерово предоставить Ульяновой А.Л., 10.08.1986 года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Анфилатова М.В. на заявленных исковых требованиях настаивала.

Истец Ульянова А.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что её мать лишена родительских прав. В настоящее время оба родителя Ульяновой А.Л. умерли. Жилой дом, в котором в настоящее время проживает Ульянова А.Л. принадлежит её тёте, которая разрешила истцу пожить в доме некоторое время. Истец не замужем, одна воспитывает троих детей. Какого-либо жилья в собственности или на других законных основаниях не имеет.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Опарина Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Ульянова А.Л. действительно поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Предоставив вне очереди социальное жилье Ульяновой А.Л., Администрацией города будут нарушены права других лиц, имеющих право на получение льготного жилья, которые стоят в очереди на жильё перед Ульяновой А.Л. В настоящее время у администрации нет возможности обеспечить всех нуждающихся в получении жилья.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее: Прокурором Заводского района г. Кемерово проведена проверка по обращению Ульяновой А.Л. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу отказа Администрации города Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.

В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения управления образования Администрации г. Кемерово от **.**.**** ### Ульяновой А.Л. установлено попечительство, поскольку её мать лишена родительских прав, а отец умер.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 30.12.2004 г. №211 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» Ульянова А.Л. поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом обеспечение Ульяновой А.Л. жильём поставлено в зависимость от наступления очереди.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство.

Согласно ч.3-5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади.

Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст.5 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.5, 7 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В соответствии со ст.21 Закона Кемеровской области от 04.12.2007 №148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.4 Закона Кемеровской области №67-03, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 04.12.2007 №148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2008 году – 36700 тысяч рублей, в 2009 году – 19740 тысяч рублей, в 2010 году – 13159 тысяч рублей, что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Довод ответчика о том, что Ульянова А.Л. поставлена на учет и вне очереди жилое помещение ей не может быть предоставлено, поскольку в таком случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди, судом не может быть принят во внимание, так как предоставление лицам данной категории жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Ульяновой А.Л. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Прокурора Заводского района г. Кемерово о предоставлении Ульяновой А.Л. жилого помещения по договору социального найма общей площадью 14 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Ульяновой А.Л. к Муниципальному образованию г. Кемерово в лице Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование в лице Администрации г. Кемерово предоставить Ульяновой А.Л., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева