Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-1940/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

24 марта 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Рудничного района г. Кемерово в интересах Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Заявленные требования мотивирует следующим:

Прокуратурой Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, по факту нарушения жилищных прав.

В ходе проверки установлено следующее: согласно распоряжения Администрации города Кемерово от **.**.**** ###, Эрнст А.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди по состоянию на 15.02.2011 г. – 285. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Эрнст А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются указанной категории граждан на условиях социального найма жилого помещения вне очереди, исходя из нормы предоставления жилой площади (не менее 14 кв.м.), установленной Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».

Однако, Эрнст А.В. после выпуска в 2006 г. из образовательного учреждения жилое помещение не предоставлено.

Истец просит обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, жилое помещение не менее нормы предоставления жилых помещений, установленной в г. Кемерово, вне очереди по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Рудничного района г. Кемерово Зубанова Т.В. на заявленных исковых требованиях настаивала.

Истец Эрнст А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что она в 2005 г. передана на воспитание в приемную семью СВИДЕТЕЛЬ 1 Договор о передаче детей на воспитание в приемную семью заключен до окончания Эрнст А.В. ... университета, сроком до **.**.****

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Опарина Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее: Прокуратурой Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, по факту нарушения жилищных прав.

В ходе проверки установлено следующее: в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Эрнст А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 30.06.1994 г. родители Эрнст А.В..... были лишены родительских прав (л.д. 7-10).

На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 26.12.2004 г. №132 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по общему и льготному списку очередности» по состоянию на 15.02.2011 г. Эрнст А.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди– 285.

Согласно справке Государственного предприятия «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» ### от **.**.****, Эрнст А.В. зарегистрирована в Детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу ....

Как следует из представленного суду уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, по состоянию на 18.03.2011 г. сведения о зарегистрированных правах Эрнст Е.В. на объекты недвижимого имущества отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными суду сведениями Городского бюро недвижимости по состоянию на 22.03.2011 г.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Согласно ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади.

Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5, 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области № 67-03, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2008 г. - 36700 тыс. руб., в 2009 г. - 19740 тыс. руб., в 2010 г. - 13159 тыс. руб., что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Эрнст А.В. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления жилой площади - не менее 14 кв.м.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Прокурора Рудничного района г. Кемерово о предоставлении Эрнст А.В. жилого помещения не мене нормы предоставления жилых помещений, установленной в г. Кемерово, вне очереди по договору социального найма удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Эрнст А.В., **.**.**** года рождения, жилое помещение не менее нормы предоставления жилых помещений (не менее 14 кв.м.), установленной в г. Кемерово, вне очереди по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева