Дело №2 – 2007/11 Резолютивная часть Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе Председательствующего Зверевой Н.Н. При секретаре Рязановой Ж.В., Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово 24 марта 2011 года гражданское дело по иску Ратушной Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ратушной Н.В. удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №911 от 29.03.2010 г которым Ратушной Нине Васильевне отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить периоды работы Ратушной Нины Васильевны: с 14.02.1992 г. по 13.08.1993 г. – 01 год 06 месяцев – отпуск по уходу за ребенком 18.08.1990 года рождения в должности воспитателя Сосновского ясли-сада Новокузнецкого районо; с 25.04.1994 г. по 14.06.1994 г. – 01 месяц 20 дней в должности воспитателя детского комбината №48, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 09.03.2010 г. и выплатить Ратушной Н.В. причитающийся размер пенсии. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.Н. Зверева Дело №2 – 2007/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе Председательствующего Зверевой Н.Н. При секретаре Рязановой Ж.В., Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово 24 марта 2011 года гражданское дело по иску Ратушной Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л : Ратушная Н.В. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Заявленные исковые требования мотивировала следующим: 09.03.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет. Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением №911 от 29.03.2010г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа. При этом из стажа работы истца были исключены следующие периоды: С 14.02.1992 г. по 13.08.1993 г. – 01 год 06 месяцев – отпуск по уходу за ребенком 18.08.1990 года рождения, в должности воспитателя Сосновского ясли-сада Новокузнецкого районо. Данный период не включен в специальный трудовой стаж в связи с тем, что включение в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, дополнительных отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 не предусмотрено. С 25.04.1994 г. по 14.06.1994 г. – 01 месяц 20 дней в должности воспитателя детского комбината №48. Этот период работы был исключен ответчиком из трудового стажа педагогической работы в связи с тем, что Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 учреждение «детский комбинат» не предусмотрено как учреждение, работа в котором дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью. Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в указанные периоды работы она осуществляла деятельность, связанную с воспитанием и обучением малолетних детей, то есть – педагогическую деятельность, и имеет право на получение досрочной пенсии по старости, назначаемой в соответствии с пп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Истец просит суд: Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №911 от 29.03.2010 г., которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать ответчика включить спорные периоды работы истца в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода момента возникновения права на досрочное назначение пенсии, то есть с 13.01.2011 г. и выплатить истцу причитающийся размер пенсии. В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные исковые требования и просила суд обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, то есть с 09.03.2010 г., поскольку с учётом спорных периодов трудовой деятельности, стаж истца на 09.03.2010 г. составит 20 лет и будет достаточным для назначения пенсии по старости. В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала. Суду пояснила, что ее работа в указанный период времени носила характер педагогической деятельности и заключалась в воспитании и обучении малолетних детей. Истец считает, что досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается вне зависимости от вида да деятельности, связанной с педагогической работой с детьми. Условия труда в должности воспитателя детского комбината соответствуют условиям труда в должности воспитателя ясли-сада, которая включена в общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» в числе учреждений дошкольного воспитания. Истец просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Лиманская А.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Частью 2 ст.39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ###-Ф3 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Пунктом 3 ст.27 ФЗ-173 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1-20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Списки). Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067. В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. С 14.11.2002 года вступили в силу «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. Спорный период работы истца не включен в специальный трудовой стаж, так как пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 06.09.1991г. №463 «детские комбинаты» не предусмотрены. Раздел «Наименование должностей» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 №781, содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых включаются в подсчёт специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Наименование учреждения «детский комбинат» вышеуказанными списками не предусмотрено. По представленным документам стаж заявительницы, дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 составил 23 года 04 месяца 10 дней. Таким образом, УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе КО основывает свои действия и выносит решения в соответствии с действующим законодательством и назначает досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью только в порядке, установленном законодательством и не имеет право трактовать законодательство по-своему усмотрению в ту или иную пользу. Требования же истца основаны на неверном толковании законодательства и не могут быть приняты Управлением, как противоречащие законодательству. В связи с этим, представитель ответчика считает, что действия Управления совершены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. 09.03.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет. Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением №911 от 29.03.2010г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа. При этом из стажа работы истца были исключены следующие периоды: С 14.02.1992 г. по 13.08.1993 г. – 01 год 06 месяцев – отпуск по уходу за ребенком 18.08.1990 года рождения, в должности воспитателя Сосновского ясли-сада Новокузнецкого районо. Данный период не включен в специальный трудовой стаж в связи с тем, что включение в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, дополнительных отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 не предусмотрено. С 25.04.1994 г. по 14.06.1994 г. – 01 месяц 20 дней в должности воспитателя детского комбината №48. Этот период работы был исключен ответчиком из трудового стажа педагогической работы в связи с тем, что Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 учреждение «детский комбинат» не предусмотрено как учреждение, работа в котором дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью. Работа истца в указанные периоды в указанных должностях подтверждается представленной суду трудовой книжкой. С 01.01.2002 г. введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). В соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п.4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., №5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно ч.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Следовательно, при определении периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости ответчику следовало руководствоваться нормативной базой, действующей на период работы истца. В соответствии с положениями п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций). То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности. В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года №310-0, согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В соответствии с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно ст.80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Как следует из представленной суду справки Управления образования Администрации г. Кемерово от 10.03.2011 г., запись в трудовой книжке Ратушной Н.В. от 25.04.1994 г. «Детский комбинат №48» г. Кемерово соответствует названию «Детский сад №48» г. Кемерово. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.05.1959 г. №558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», а также Временным положением о дошкольном учреждении – ясли-сад, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 08.03.1960 г., было утверждено такое наименование детских дошкольных учреждений, как ясли-сад. В соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» 1 78018, утверждённым 01.01.1976 г. Государственным Комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам в разделе 92400(3) «Дошкольное воспитание» наименование учреждений обозначено как «детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки». Таким образом, название «Детский комбинат», «Ясли-сад» соответствовали названию «детский сад». Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утверждённому Постановлением правительства РФ от 01.07.1995 г. №677, дошкольные образовательные учреждения – детские ясли-сады переименованы в соответствии с их направленностью в детские сады, детские сады присмотра и оздоровления, детские сады общеразвивающего вида и пр. В соответствии со ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.08.2002г. №56-ВО2-10 указано, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам ранее назначалась в зависимости от вида деятельности. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение граждан, работающих в сфере образования. Закон РФ «Об образовании» распространяется на все образовательные учреждения независимо от их наименований, организационно-правовых форм и других обстоятельств и также не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников этих образовательных учреждений, в том числе и в праве на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью (п.5 ст.55). В связи с этим, суд считает, что работа истца в должности воспитателя детского комбината №48 была связана с воспитанием малолетних детей и носила характер педагогической деятельности, указанный период работы истца должен быть включен в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости. При подсчёте специального трудового стажа ответчиком также исключен период с 14.02.1992 г. по 13.08.1993 г. – 01 год 06 месяцев – в течение которого истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, в должности воспитателя Сосновского ясли-сада Новокузнецкого районо. Данный период не включен в специальный трудовой стаж в связи с тем, что включение в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, дополнительных отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 не предусмотрено. Суд считает, что данный период должен быть включен в специальный трудовой стаж по следующим основаниям: До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г. Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»: «При разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Учитывая, что отпуск по уходу за Ратушной Н.В. начался 14.02.1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 14.02.1992 г. по 13.08.1993 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Общий педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии 09.03.2010 г. с учетом спорных периодов работы составляет 25 лет 00 месяцев 00 дней; на момент принятия ответчиком решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии 29.03.2010 г. специальный трудовой стаж истца составлял более 25 лет и являлся достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В связи с изложенным суд считает отказ Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонная) в назначении Ратушной Н.В. досрочной трудовой пенсии незаконным. Кроме того, суд считает возможным с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить требования истца об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 09.03.2010 г., то есть с момента возникновения у истца права на досрочное назначение пенсии. Оценивая изложенное в совокупности, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ратушной Н.В. удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №911 от 29.03.2010 г которым Ратушной Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить периоды работы Ратушной Н.В.: с 14.02.1992 г. по 13.08.1993 г. – 01 год 06 месяцев – отпуск по уходу за ребенком 18.08.1990 года рождения в должности воспитателя Сосновского ясли-сада Новокузнецкого районо; с 25.04.1994 г. по 14.06.1994 г. – 01 месяц 20 дней в должности воспитателя детского комбината №48, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 09.03.2010 г. и выплатить Ратушной Н.В. причитающийся размер пенсии. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.Н. Зверева Решение в мотивированной форме изготовлено 29 марта 2011 года