Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-3118/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

10 мая 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Корневой И.А., **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Центрального района г. Кемерово в интересах Корневой И.А. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Заявленные требования мотивирует следующим:

Прокуратурой Центрального района г. Кемерово проведена проверка по обращению Корневой И.А., **.**.**** года рождения, по факту нарушения жилищных прав.

В ходе проверки установлено следующее: согласно распоряжения Администрации города Кемерово от 14.12.2004 №198, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди по состоянию на 01.04.2011 г. – 534. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Корнева И.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются указанной категории граждан на условиях социального найма жилого помещения вне очереди, исходя из нормы предоставления жилой площади (не менее 14 кв.м.), установленной Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».

Однако, после выпуска из Муниципального образовательного учреждения для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» жилое помещение не предоставлено.

Истец просит обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Корневой И.А., **.**.**** года рождения жилое помещение вне очереди в черте г.Кемерово по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Плохотя А.В. на заявленных исковых требованиях настаивала.

Материальный истец Корнева И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что проживает у друга, прописана у сестры, которая имеет личный дом. С сестрой у них разные отцы, родители лишены родительских прав и Корнева их не знает. Младший брат находится в детском доме.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в бюджете администрации недостаточно средств для строительства жилья, а свободной жилой площади для предоставления Корневой не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Кемерово проведена проверка по обращению Корневой И.А., **.**.**** года рождения, по факту нарушения жилищных прав.

Согласно распоряжения Администрации города Кемерово от 14.12.2004 №198, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди по состоянию на 01.04.2011 г. – 534. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Корнева И.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

Решением Кировского районного суда г. Кемерово от 15.04.2003 г. и от 21.12.1999г. родители Корневой И.А. –Корнев А.И. и Скосырская Н.Н. лишены родительских прав.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 22.04.2009г. №746 «Об определении в государственное учреждение несовершеннолетней» Корнева И.А. была определена в госучреждение на полное государственное обеспечение.

На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 14.12.2004 №198 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по общему и льготному списку очередности» по состоянию на 01.04.2011 г. Корнева И.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди– 534.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Согласно ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади.

Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5, 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области № 67-03, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 03.12.2010 № 118-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2011 г. - 20540 тыс. руб., в 2012 г. – 20540 тыс. руб., в 2013 г. – 20540 тыс. руб., что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из представленного суду уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, по состоянию на 07.04.2011 г. сведения о зарегистрированных правах Корневой И.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Корневой И.А. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления жилой площади - не менее 14 кв.м.

Оценивая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово о предоставлении Корневой И.А. жилого помещения вне очереди, в черте г. Кемерово по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Корневой И.А. к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Корневой И.А., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева