Дело № 2-4160/2011 именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово в составе: Председательствующего Курилова М.К. при секретаре Гончаровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 27 июля 2011 г. гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Баулина С.Н. к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Заводского района г. Кемерово в интересах Баулина С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Свои требования мотивирует тем, что Баулин С.Н., **.**.**** года рождения в соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (родители лишены родительских прав). Закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время Баулин С.Н. проживает по адресу: .... На основании решения Заводского районного Совета народных С 08.12.2003 года Баулин С.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Заводском районе г. Кемерово (на 01.06.1011г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» № 298). В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещения предоставляются не очереди. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.1 вышеуказанного закона лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-03 « О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Гражданам, указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч.2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч.7 ст. 19). В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Кемеровской области от 18.12.2008 № 108-03 «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по г. Кемерово предусмотрено в 2009г.- 19740 тыс. руб., 2010г.- 10740 тыс. руб., 2011-10740 тыс.руб., что является недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями. Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления. Поскольку финансирование мероприятий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на имущество и жилое помещение является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, предоставление жилого помещения органом местного самоуправления г. Кемерово Баулиным С.Н. возможно только после выделения денежных средств органу местного самоуправления на указанные цели субъектом Российской Федерации. Несмотря на то, что в настоящее время Баулин С.Н. имеет право на обеспечение его жилым помещением, и что его права и законные интересы в силу ст.4 ФЗ №159-ФЗ на дополнительные гарантии по социальной поддержке должны обеспечиваться и охраняться государством, Баулин С.Н. жилым помещением не обеспечен, что в свою очередь является не только нарушением его прав и законных интересов, но и грубым нарушением приведенного законодательства в целом. Просит обязать администрацию города Кемерово предоставить Баулину С.Н., **.**.**** года рождения вне очереди по договору социального найма жилое помещение по месту его жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Анфилатова М.В. на требованиях настаивала. Истец Баулин С.Н. требования поддержал. Представитель ответчика администрации г. Кемерово Мякишева М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации. Указанной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение данной категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Гражданам указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч. 2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч. 7 ст. 19). В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления. Судом установлено, что матерью истца Баулина С.Н., родившегося **.**.**** является В., отцом – У.. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении ### от 12.07.2011г. В записи акта о регистрации рождения на Баулина С.Н. сведения об отце У. аннулированы решением Заводского суда г.Кемерово от 09.06.1989г. Решением Заводского районного народного суда г.Кемерово от **.**.****. В. лишена родительских прав. Баулин С.Н. передан на попечение органов опеки и попечительства. Мать истца В. умерла **.**.****. На основании решения Заводского районного Совета народных депутатов от 06.03.1989г. Баулин С.Н. был определен на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение (л.д.10). С 01.09.1995г. по 01.09.2003г. Баулин С.Н. воспитывался в детском доме №6 г.Кемерово. За детьми В. было закреплено жилое помещение по адресу: ... Как следует из сообщения Управления образования администрации г.Кемерово от 03.06.2011г., после определения детей В. на полное государственное обеспечение в детские образовательные учреждения, жилое помещение по адресу: ..., было предоставлено для проживания другим гражданам, так как В. в данном помещении не проживала. В дальнейшем жилое помещение по адресу: ..., было приватизировано и продано АО «...». Распоряжением территориального управления Заводского района администрации города Кемерово № 280 от 29.12.2003 г. Баулин С.Н., как ребенок-сирота, поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (л.д.11-12), по состоянию на 01.06.2011г. его очередь по г.Кемерово №298. Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области информация о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Баулину С.Н. отсутствует (л.д.8). В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время Баулину С.Н. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено. С учетом установленного факта нуждаемости Баулина С.Н. в жилом помещении, истец, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права. В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. Постановлением Кемеровского совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, и полагает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Баулину С.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Заводского района г. Кемерово удовлетворить. Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Баулину С.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Кемерово. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней. Судья М.К.Курилов
депутатов от 06.03.1989г. Баулин С.Н. был определен на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение. С 01.09.1995г. по 01.09.2003г. Баулин С.Н. воспитывался в детском доме № 6 г. Кемерово.