Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-380/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Костровой Т.В.
При секретаре Сапожниковой С.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«24» мая 2011г.

гражданское дело по иску Исаевой Н.С. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Исаева Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения.

Требования мотивированы тем, что Комиссия по пенсионным вопросам ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонный) протоколом ### от 07.05.2010г. отказала истице в назначении пенсии по причине недостаточности педагогического стажа, так как из подсчета стажа были исключены следующие периоды работы:

с 01.10.1980г. по 31.07.1983г. (02года 10 мес. 01 дн.) в должности медсестры/няни Детясли ### Кемеровского горздрава;

с 03.09.2007 по 26.09.2007г. (24 дн.) - курсы повышения квалификации.

Всего не зачтено: 02 года 10 мес. 25 дней.

Считает отказ незаконным, поскольку в период с 01.10.1980г. по 31.07.1983г. истица работала в должности медсестры/няни Детяслей ### Кемеровского горздрава, данный период исключен ответчиком из специального педагогического стажа, так как должность медсестры/няни не перечислена в списках №№ 781, 1067 и 463.

На момент трудоустройства в Детясли ### Кемеровского горздрава у истицы имелась квалификация - воспитатель детского сада присвоенная решением Государственной квалификационной комиссии от 27 декабря 1977 года (Диплом об окончании Томского педагогического училища), а также специальный педагогический стаж более 2х лет в должности воспитателя ясли сад № 58 Томского манометрового завода. В процессе трудовой деятельности в детских яслях истица организовала и проводила работу по всестороннему гармоничному развитию и воспитанию детей, готовила их к обучению в школе, следила за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, выполняла требования медицинского персонала. Внимательно относилась к детям, изучала их индивидуальные особенности, планировала учебно-воспитательную работу, обеспечивала выполнение установленного для детей режима дня. регулярно информировала руководящих работников детских яслей и медицинский персонал о состоянии здоровья детей, проводила работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье.

Указанные функции соответствуют квалификации воспитателя, а также должностным обязанностям Воспитателя яслей.

Период работы в должности медицинской сестры ясельной группы (медсестры/няни) Детясли ### Кемеровского горздрава относится к периоду, когда действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил детские ясли в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений, среди должностей данного списка предусмотрены медицинские сестры вне зависимости от наименования должности.

Кроме того, в указанный период истица совмещала должность методиста, работа в указанной должности, также засчитывалась в специальный стаж работы дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью (пенсия за выслугу лет) в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Также, истица считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, период с 03.09.2007 по 26.09.2007г. нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Просит суд:

Признать незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонный) в назначении истцу досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, изложенный в решении комиссии ### от 07.05.2010 г.;

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонный) включить, периоды работы:

с 01.10.1980г. по 31.07.1983г. в должности медсестры Детясли ### Кемеровского горздрава;

с 03.09.2007 по 26.09.2007г. - курсы повышения квалификации в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по пп. 19 п. 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учётом этих периодов с момента наступления права на пенсию, то есть 19.02.2010г. и выплатить причитающийся размер пенсии.

В судебном заседании истец Исаева Н.С. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Лиманская А.В., действующая на основании доверенности №2 от 08.02.2011г. сроком до 31.12.2011г., исковые требования не признала.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 №173-Ф3 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Пунктом 3 ст.27 ФЗ-173 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1-20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067. В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. С 14.11.2002 года вступили в силу «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П, при исчислении стажа для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 с. 27 закона от 17.12.2001 могут применятся ранее действовавшие правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до ведения в действие новых.

Из содержания протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) № 1413 от 07.05.2010г. следует, что комиссия не усматривается право у Исаевой Н.С. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011г.

При этом, из подсчета стажа были исключены следующие периоды:

с 01.10.1980г. по 31.07.1983г. (02года 10 мес.01 дн.) в должности медсестры/няни Детясли ### Кемеровского горздрава, поскольку Спсками профессий и должностей утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 и Постановлением от 22.09.1999г. №1067, должность м/няня не предусмотрена;

с 03.09.2007 по 26.09.2007г. (24 дн.) - курсы повышения квалификации, поскольку Постановлением Правительства от 11.07.2002г. №516 нахождение на курсах повышения квалификации (с отрывом от производства) к зачету в специальный стаж не подлежат.

Итого, стаж, работы, дающий право на досрочное назначение трудов пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 у Исаевой Н.С. на 19.02.2010г. составил 23 года 11 мес. (при требуемом - 25 лет), страховой стаж – 28 лет. 11 мес. 17 дней.

Суд находит отказ ответчика в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, необоснованным.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 февраля 2011г. судом по делу была назначена экспертиза условий труда. В рамках проведения экспертизы, согласно Заключения ### от 18.05.2011г. эксперт Государственной экспертизы условий труда пришел к следующим выводам:

1)                     Работа Исаевой Н.С. в период с 01.10.80г. по 31.07.83г. (2 года 10 месяцев 1 день) в должности «медицинской сестры/няни» Детских яслей ### относится к педагогической деятельности.

2)                     Характер и условия работы Исаевой Н.С. в период с 01.10.80г. по 31.07.83г в должности «медицинской сестры/няни» Детских яслей ### соответствует характеру и условиям работы в должности «медицинской сестры», предусмотренной Списками №463, №781.

3)                     Вырабатывала ли Исаева Н.С. в период с 01.10.80г. по 31.07.83г. (2 года 10 месяцев 1 день) в должности м/няни Детского сада ### норму рабочего времени за ставку заработной платы воспитателя детского сада?

Ответ: Требование о выработке нормы рабочего времени за ставку заработной платы установлено для стажа после 1 сентября 2000 г.

При этом, эксперт исходит из следующего.

В спорный период «детские ясли» - учреждение системы здравоохранения, в то время как «ясли-сад» - учреждение органов народного образования, предприятий и учреждений, совхозов, колхозов и других организаций.

В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно записям в трудовой книжке, выданной истице первым работодателем 17.10.1973г. (л.д.23-29) Исаева (до брака - Кулешова) Надежда Сергеевна имеет среднее образование и профессию сборщица. Истица имеет трудовой стаж по рабочим профессиям с 17.10.1973г. по 13.08.1974г.

Далее, в трудовой книжке следует запись № 4. На основании приказа ### от 20.02.1978г. принята в ясли-сад № 58 Томского манометрового завода на должность воспитателя, в которой проработала по 03.06.1980г (запись № 5).

Далее в трудовой книжке следует запись № 6. На основании приказа ### параграф 1 от 01.10.1980г. принята в детские ясли ### Заводского района Кемеровского горздравотдела на должность медсестры/няни.

Далее в трудовой книжке следует запись № 7. На основании приказа ### параграф 3 от 10.07.1984г. уволить в связи с ликвидацией учреждения с 18.07.1984г.

Далее в трудовой книжке следует запись № 8. На основании приказа ###-к от 16.07.1984г. принята в детский сад № 78 Кемеровского коксохимического завода воспитателем.

В материалах дела (л.д. 9) представлена копия диплома AT ### выданного Кулешовой Н.С., которая с 1974г. по 1977г. обучалась в Томском педагогическом училище по специальности «Дошкольное воспитание». Решением Государственной квалификационной комиссии от 27.12.1977г. присвоена квалификация «воспитатель детского сада».

Таким образом, истец в 1980г. перешла в детские ясли с педагогической работы (с Должности «воспитатель») и возвратилась на педагогическую работу в 1983г. (на должность «воспитатель»).

В материалах дела (л.д.6-8) представлен Протокол заседания Комиссии УПФ РФ (ГУ) решение которой обжалует истец. Решением комиссии зачтен в специальный стаж период с 01.08.1983г. по 18.07.1984г. в должности «воспитателя» детского сада ###. Однако в детском саду ### Исаева Н.С. в указанный период не работала, правильное наименование учреждения, подтвержденное материалами дела - «Детские ясли № 8 Заводского района Кемеровского горздравотдела».

Наименование должности «медицинская сестра/няня» является ненормативным.

Должность «медицинская сестра/няня», а также профессия «няня» Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж;работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрена.

При оценке пенсионных прав истца на досрочное назначение пенсии следует учитывать следующее.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, с датой введения с 01.01.1996 предусмотрены должности специалистов «медицинская сестра» (код 24038), с отсылкой к базовой группе 5131 по ОКЗ, «воспитатель» (код 20436), с отсылкой к базовой группе 3320 по ОКЗ, и профессия рабочего «няня» (код 15135), с отсылкой к базовой группе 3231 по ОКЗ при этом смешанная должность/профессия «медицинская сестра/няня», в классификаторе не поименована.

Описание трудовой функции по указанным базовым группам, предусмотренных Общероссийским классификатором занятий. ОК 010-93:

- базовая группа 3231 - медицинский персонал по уходу:

Медицинский персонал по уходу осуществляет медицинский уход за больными в лечебно - профилактических учреждениях и на дому, оказывает доврачебную и экстренную медицинскую помощь;

- базовая группа 3320 - персонал дошкольного воспитания и обучения:
Персонал дошкольного воспитания и обучения организует и осуществляет деятельность по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, направленную на их физическое и умственное развитие, формирование навыков общения;

- базовая группа 5131 - работники по уходу за детьми:

Работники по уходу за детьми оказывают помощь воспитателям по уходу за детьми в детских дошкольных учреждениях.

Таким образом, установлено, что трудовая функция указанных работников различна.

С 01.01.1987г. по 01.01.1996 года в СССР и России применялся иной классификатор - «Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016». В указанном классификаторе смешанная должность/профессия «медицинская сестра/няня» также не была предусмотрена.

В Единой номенклатуре должностей служащих (период действия 1967-31.12.1986г.) предусмотрены следующие наименования специалистов, занятых медицинским обслуживанием, народным образованием (группа 5):

код 5130 - воспитатель,

код 5420 - медицинская сестра.

Таким образом, имеет место быть ненормативное наименование должности, в которой была занята Исаева Н.С.

В спорный период в соответствии со статьей 87 Кодекса законов о труде Российской Федерации работникам, выполняющим в одном учреждении наряду со своей основной работой, дополнительную работу по другой профессии (должности), производится доплата за совмещение профессий (должностей).

В спорный период работники кадровых служб учреждений при заполнении трудовых книжек обязаны были руководствоваться Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях. В соответствии с п. 2.13 Инструкции 2.13 записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих -в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно -квалификационном справочнике работ и профессий рабочих; для служащих -в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием. При выполнении работ по вновь установленной профессии в трудовой книжке делается об этом соответствующая запись. Например, пишется: «Установлена вторая профессия -электрогазосварщик с присвоением 3 разряда с возложением обязанностей по выполнению электрогазосварочных работ в таком-то производстве», в графе 4 наряду с указанием соответствующего удостоверения об установлении второй профессии, его номера и даты делается ссылка и на дату и номер приказа. Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится администрацией по месту основной работы на основании приказа администрации предприятия, учреждения, организации, где работник принят на работу по совместительству. В таком же порядке производится запись об увольнении с этой работы. По желанию работника (по письменному его заявлению) запись в трудовую книжку о работе по совместительству может не производиться.

Во всех Министерствах РСФСР в спорный период были приняты руководящие документы регламентирующие вопросы возможности совмещения профессий и должностей. Например: Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 29.10.1982 №105 был утвержден Перечень профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей). В указанном перечне предусмотрен медицинский персонал и возможность сочетания должности «медицинская сестра» и в числе профессий по которым может производится совмещение поименована и профессия «няня». Аналогично вопрос по возможности совмещения решался и в здравоохранении.

Министерство здравоохранения СССР письмом от 13.03.1980г. № 17-14/11-32 подтвердило как действующий нормативный документ - Штатные нормативы медицинского, педагогического персонала и работников кухонь постоянных детских яслей в городах и сельских местностях. Однако, указанный документ отсутствует в имеющихся в распоряжении эксперта информационно-правовых базах. В связи с этим воспользуемся Сборником типовых штатов (1945г.) Из типовых штатов медицинского и административно-хозяйственного персонала городских и сельских яслей усматривается, что количество медсестер устанавливалось из расчета 1 ставка на группу детей в 20 детей. Количество ставок нянь устанавливалось аналогичным образом, из расчета 1 ставка на группу детей в 20 детей. Таким образом, вне зависимости от количества детей в яслях количество ставок по должности «медсестра» и по профессии «няня» было равным. При формировании штатного расписания учреждения исходили из общего количества детей, при этом определялось необходимое количество ставок персонала, но так как количество детей могло быть, например равным 90 (т.е. не кратным 20), установленное количество требуемых ставок по должности и профессии не было равным целому числу, и составляло в конкретном случае по 4,5 ставки по должности «медсестра» и по профессии «няня». Таким образом, кто-то из работников был вынужден фактически замещать должность «медсестра» и выполнять работу по профессии «няня». В рассматриваемом случае (в учреждении «Детские ясли ###») данным работником была истица.

Министерство здравоохранения СССР издан приказ от 12.06.1984г. № 666. В связи с изданием данного приказа признаны утратившими силу Штатные нормативы медицинского, педагогического персонала и работников кухонь постоянных детских яслей в городах и сельских местностях.

Данным приказом было уменьшено количество ставок медицинских сестер (медицинский персонал) и увеличено количество ставок воспитателей (педагогический персонал). Количество ставок младшего обслуживающего персонала (няня) устанавливалось также в прямой зависимости от количества ставок воспитателей (педагогический персонал) с учетом в разнице в продолжительности рабочего дня.

Должность «медицинская сестра» была предусмотрена и учреждениях просвещения, к которым относились детские сады-ясли. Однако, еще в 1979 году она была переименована в должность «воспитатель ясельной группы» на основании приказа Министерства просвещения СССР от 30.05.1979 № 103 «О переименовании должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала в учреждениях просвещения». Решение же аналогичного вопроса по переименованию в учреждениях здравоохранения, к которым относились детские ясли, было отложено до 1983 года (по материалам дела до 01.08.1983).

Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 установлено, что в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должности медсестры ясельной группы. Исходя из определения детских яслей других групп, кроме ясельных, в учреждении «детские ясли» не было.

Министерство здравоохранения СССР приказом от 21.10.1974г. № действуя в рамках предоставленных полномочий, утвердило Перечень высших и средств специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью.

В соответствии с указанным Перечнем специалист с педагогическим образованием, закончивший среднее специальное учебное учреждение имеет пр. заниматься медицинской деятельностью в детских яслях в должностях групповой медицинской сестры и заведующей детскими яслями. В Перечне имеется примечаю согласно которому лица, окончившие курсы с годичным сроком обучения по подготовке медицинских сестер для детских яслей, могут допускаться к работе в качестве средних медицинских работников на должностях: групповой медицинской сестры детских яслей (ясельной группы яслей - садов).

Таким образом, истец, имея соответствующее образование (л.д. 9) имела прав на осуществление медицинской деятельности в детских яслях в должности медицинская сестра. Под групповой медицинской сестрой следует понимать работник; осуществляющего деятельность непосредственно с детьми в группе, в то время как старшая медицинская сестра, должность которой предусмотрена Типовыми штатами работала в отдельном медицинском кабинете со всеми детьми яслей.

Номенклатурой учреждений здравоохранения учреждение - «детские ясли» отнесено к группе «учреждений охраны. материнства и детства».

Министерство социального обеспечения РСФСР издало Инструкционное письмо от 30. Об. 1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Согласно п. 1.2. указанного Инструкционного письма пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев - для работников просвещения и работников здравоохранения и сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и 20 лет - для работников здравоохранения в городах, приходится на работу, предусмотренную Перечнем. Согласно раздела 2 указанного Инструкционного письма работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной принадлежности этих учреждений. Перечень состоит из двух разделов «Учителя и другие работники просвещения»- I раздел и «Врачи и другие медицинские работники))- II раздел. Эти разделы делятся на подразделы. Должности, перечисленные внутри подразделов, относятся к тем учреждениям и организациям, против которых они указаны. В отличие от раздела I Перечня, где указаны строго определенные должности работников просвещения, в разделе II в ряде случаев предусмотрены медицинские работники независимо от занимаемой должности и ее наименования.

В лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санаторно-профилактических учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела 2, пенсии за выслугу лет назначаются врачам, зубным врачам, техникам, фельдшерам, помощникам врача, акушеркам, массажисткам, лаборантам и медицинским сестрам - всем независимо от наименования должности.

Поэтому право на пенсию имеют все врачи (врачи - руководители учреждений, структурных подразделений; врачи-невропатологи, врачи-окулисты, врачи-педиатры, врачи-психиатры, врачи-терапевты и т.п.), медицинские сестры (главные, старшие, младшие, операционные, патронажные, участковые и т.п.).

Лицам, работающим в должностях вакцинатора, дезинфектора, диспетчера станции скорой медицинской помощи, заведующего детскими яслями, медицинского регистратора, медицинского статистика, пенсия за выслугу лет может быть назначена при условии наличия в период работы медицинского образования.

Дезинфекционным инструкторам пенсии назначаются независимо от наличия медицинского образования.

В соответствии с п. 4.1. указанного Инструкционного письма при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня.

В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Продолжительность стажа, требуемого для назначения пенсии, определяется в зависимости от того, по какой должности взят заработок для ее исчисления.

12 апреля 1984 года Совет Министров СССР принял Постановление №317 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» согласно которого, медицинским сестрам, занятым воспитанием детей в возрасте до 3 лет (работники детских яслей), и воспитателям ясельных групп детских дошкольных учреждений и домов ребенка был установлен 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю) и увеличен ежегодный отпуск до продолжительности в 36 рабочих дней, как это предусмотрено для воспитателей старших групп детских садов.

Экспертом произведен анализ данных содержащихся в карточках-справках (л.д. 10-12) и в дополнительно представленных на экспертизу документах.

Из карточки-справки за 1981 год (л.д. 10) усматривается, что истица имела оклад равный 70 руб., соответствующий установленному окладу для младшего обслуживающего персонала, а также тарифицировалась как методист.

Из карточки-справки за 1982 год (л.д. 11) усматривается, что истица имела оклад равный 70 руб. соответствующий установленному окладу для младшего обслуживающего персонала, а также тарифицировалась как методист.

Из карточки-справки за 1983 год (л.д. 12) усматривается, что истица имела оклад равный 70 руб. соответствующий установленному окладу для младшего обслуживающего персонала, затем с 06.06.1983 тарифицировалась с окладом 80 руб. как медицинская сестра, а также тарифицировалась как методист.

С 01.08.1983 тарифицировалась как воспитатель с окладом 90 руб.

Оклады работникам в спорный период были установлены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24.12.1976 № 1057 и были равны при стаже до 5 лет медицинской работы: средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра - 80 руб., младший медицинский персонал - 70 руб. Оклад для методиста и воспитателя в спорный период был равен 85 руб. (при стаже до 5 лет).

Средний размер заработной платы согласно дополнительно представленных документов превышает 70 рублей. 10 рублей 50 копеек отражённые в выплатах в карточках-справках - это районный коэффициент, равный в спорный период 15 %.

Таким образом, истица работала в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в должности методиста, что полностью соответствует требованиям указанного Положения и в соответствии с пунктом 4 названного Положения, период работы может быть засчитан в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

При решении вопроса о праве истца на досрочное назначение пенсии по старости необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что ответ на поставленный в определении суда вопрос 3 «Выработала ли Исаева Н.С. в спорный период с 01.10.1980 по 31.07.1983 в должности «Медсестры/няни» Детского сада ### (вероятно наименование учреждения указано ошибочно-правильно: Детских яслей ###) норму рабочего времени за ставку заработной платы воспитателя детского сада» не имеет практического значения для разрешения иска по существу.

Заключение эксперта сторонами не оспорено, у суда отсутствуют основания для его критической оценки.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, т.е. в том числе и на получение досрочной пенсии в соответствии с ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. При этой, в силу ст. 55 Конституции РФ законодатель не должен издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Конституционный суд Российской Федерации в определении №84-О от 18.04.2006г. указал, что закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установленные для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика, условий труда и профессии и т.д). В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для определенной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Согласно определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.08.2002г. № 56-ВО2-10, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам ранее назначалась в зависимости от вида деятельности. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение граждан, работающих в сфере образования.

Закон РФ «Об образовании» распространяется на все образовательные учреждения независимо от их наименований, организационно-правовых форм и других обстоятельств и также не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников этих учреждении, в том числе и в праве на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью (п.5 ст. 55).

Учитывая тот факт, что работа истицы в оспариваемый период заключалась в воспитании и обучении малолетних детей- осуществлении педагогической деятельности, а досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в зависимости от вида деятельности, педагогической работы с детьми, отказ истице в назначении досрочной пенсии по старости нельзя признать законным.

В силу ст. 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3).

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004г. №11-П, "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Оценивая в совокупности представленные доказательства суд считает, что требования истца о включении в специальный педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода её работы с 01.10.1980г. по 31.07.1983г. в должности медсестры Детские ясли ### Заводского района Кемеровского горздрава, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Исаевой Н.С. о включении в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по пп.19 с.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периода прохождения курсов повышения квалификации, по следующим основаниям.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для Исаевой Н.С., как педагогического работника, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

На основании изложенного, суд полагает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 03.09.2007 по 26.09.2007г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета», утвержденными Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002г. № 16/19 Па, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения считается прием органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, поскольку специальный трудовой стаж истицы является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности и ею был полностью представлен пакет документов при обращении к ответчику, пенсия Исаевой Н.С. подлежит назначению с 19.02.2010г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исаевой Н.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) ### от 07.05.2010 г., об отказе Исаевой Н.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) включить в специальный стаж периоды работы Исаевой Н.С. с 01.10.1980г. по 31.07.1983г. в должности медсестры Детские ясли ### Заводского района Кемеровского горздрава, с 03.09.2007 по 26.09.2007г. - курсы повышения квалификации, а также назначить досрочную трудовую пенсию с учётом указанных периодов, с момента наступления права на пенсию, а именно с 19.02.2010г.; выплатить причитающийся размер пенсии..

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.

Судья: подпись Т.В. Кострова

Верно. Судья:

В мотивированной форме решение изготовлено 14.06.2011г.