Дело № 2-2573/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Копыловой Е. В.
При секретаре Джулань К. В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
30 июня 2010 года
гражданское дело по иску Громыко В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Громыко В. Ф. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение), об обязании последнего увеличить страховой стаж истца на 14 лет 5 месяцев 4 дня, увеличить стажевый коэффициент до 0,75, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, выплатить недоначисленную пенсию с 01.01.2002 года по 15.10.2009 года, взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины, юридические и почтовые расходы.
Требования мотивирует тем, что Управлением ПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области при начислении истцу пенсии были нарушены его права и законные интересы. Истец прослужил в ВС СССР с 10.11.1964 года по 22.10.1967 года. Период службы 3 года 13 дней по закону № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трансформируется в сумму пенсионного капитала посредством стажевого коэффициента. При этом срок службы по призыву засчитывается в трудовой стаж в двойном размере на основании Закона РФ «О статусе военнослужащих». Кроме того, истец проработал на Крайнем Севере в период с 14.11.1979 года по 30.11.1999 года и в период с 01.12.1999 года по 20.08.2002 года – 22 года 9 месяцев 6 дней. Периоды работы в условиях Крайнего Севера засчитывались в трудовой стаж в льготном исчислении, однако ответчик засчитал в стаж периоды работы в условиях Крайнего Севера в обычном исчислении, а не в полуторном, как того требовали положения закона. Считает, что ответчиком необоснованно из трудового стажа исключены указанные периоды времени, в связи с чем обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, просит суд увеличить страховой стаж на 14 лет 5 месяцев 4 дня, увеличить стажевый коэффициент до 0,75, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, выплатить недоначисленную пенсию с 01.01.2002 года по 15.10.2009 года, взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины, юридические и почтовые расходы, всего в сумме 8 680 руб.
В судебном заседании истец увеличил исковые требования в соответствии со ст. 39 ГПК РФ. Просит устранить нарушения пенсионных прав, обязав ответчика доначислить пенсию в полном объеме, исходя из 3,5 минимальных размеров пенсии, выплатить недоплату за период с 10.09.2000 года по 30.06.2010 года, обязать ответчика установить процент валоризации пенсии 48%, сумму расчетного пенсионного капитала в размере 2768097,59 руб., сумму от валоризации пенсии в размере 9 226,99 руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб. На удовлетворении остальных исковых требованиях настаивал.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Борискин В.П., действующий на основании доверенности, на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал.
Представители ответчика Лиманская А. В., Марченко Н. С., действующие на основании доверенностей, требования не признали.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Частью 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что с 10.09.2000 года истцу назначена пенсия по старости за работу в особых условиях в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с учетом общего трудового стажа 52 года 4 месяца 22 дня (в т. ч. была включена служба в армии с 10.11.1964 года по 22.10.1967 года, исчисленной в двойном размере, работа в условиях Крайнего Севера в период с 14.11.1979 года по 30.11.1999 года и в период с 01.12.1999 года по 20.08.2002 года в полуторном размере), а также с учетом средней заработной платы истца в сумме 8 519,40 руб.
На дату назначения трудовой пенсии общий стаж составил 52 года 4 месяца 22 дня, календарный стаж – 39 лет 11 месяцев 2 дня, из них: 29 лет 05 месяцев 28 дней – стаж по трудовой книжке, 10 лет 4 месяца 28 дней – период работы в районах Крайнего Севера. Размер пенсии на дату назначения 10.09.2000 года составил 1 082 руб.
С 01.01.2002г. Закон РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» утратил силу и вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. До вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ размер трудовой пенсии зависел главным образом от двух факторов-продолжительности трудового стажа и величины заработка перед выходом на пенсию. С принятием Закона № 173-ФЗ уровень пенсионного обеспечения определяют иные факторы – размер расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии. Расчетный пенсионный капитал определяется двумя способами: 1) путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом до 1 января 2002 года, в порядке, установленном ст.30 Закона №173-ФЗ; 2) путем учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования поступивших за него страховых взносов с 1 января 2002 года. То есть, расчетный пенсионный капитал – это учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В п.1 ст.10 Закона № 173-ФЗ указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В ст.11 Закона № 173-ФЗ указан исчерпывающий перечень иных периодов, которые засчитываются в страховой стаж. Льготный порядок исчисления периодов военной службы по призыву не предусмотрен данным законом, соответственно, не применяется. В связи с этим, УПФР правомерно служба в армии по призыву засчитана истцу в общий трудовой стаж в календарном размере.
Пунктом 1 ст. 29 Закона № 173-ФЗ установлено, что размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1, пересчитываются в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
То есть данная норма касается лиц, которым пенсии были назначены до 1 января 2002 г. по нормам Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
У законодателя было два варианта решения вопроса при утрате силы Закона № 340-1:
1) сохранить действие Закона от 20 ноября 1990 г. в отношении пенсий, назначенных до 1 января 2002 г., и применять нормы Закона N 173-ФЗ только при новом назначении пенсий, начиная с 1 января 2002 г.;
2) не делить пенсионеров в зависимости от даты назначения пенсии и перевести тех из них, кому пенсия была назначена в соответствии с нормами Закона от 20 ноября 1990 г., на трудовую пенсию, устанавливаемую согласно новому закону - Закону N 173-ФЗ.
В связи с тем, что нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом № 173-ФЗ, являются более высокими в сравнении с Законом от 20 ноября 1990 г., законодателем был избран второй вариант, который закреплен в п. 1 ст.29 Закона № 173-ФЗ.
С 1 января 2002 г. Закон от 20 ноября 1990 г. утратил силу (п. 2 ст. 31 Закона N 173-ФЗ), а лицам, получавшим по состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсии по его нормам, произведен их автоматический перерасчет (т.е. без обращения со стороны пенсионера в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение) по документам пенсионных дел в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
Перерасчету подлежат все пенсии, установленные до 1 января 2002 г., в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 г., независимо от того, предусматривает ли Закон № 173-ФЗ соответствующие вид пенсии и основание ее назначения.
После перерасчета, предусмотренного п. 1 ст.29 Закона № 173-ФЗ, пенсии квалифицируются в качестве полноценных трудовых пенсий, установленных в соответствии с Законом №173-ФЗ. Дальше эти пенсии выплачиваются и пересчитываются исключительно по нормам данного Закона (в их полном объеме без каких-либо изъятий).
Перерасчет старой пенсии по нормам Закона №173-ФЗ осуществлялся с 1 января 2002 г. по имеющимся в пенсионном деле сведениям без истребования заявления от пенсионера. При этом он предполагал проверку (автоматизированным способом) целесообразности исчисления пенсий по нормам ранее действовавшего законодательства (т.е. исчисление размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера; при этом не имел значения факт работы пенсионера), в том числе с использованием применительно к пенсиям, установленным в соответствии со ст. ст. 12 и 14 Закона от 20 ноября 1990 г. (пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсии в связи с работой на Крайнем Севере), вместо общего трудового стажа (имеющегося и требуемого) специального трудового стажа (имеющегося и требуемого), на основании данных о продолжительности трудового стажа и величине среднемесячного заработка пенсионера, документально подтвержденных и зафиксированных в материалах его пенсионного дела по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Пенсионер, кроме того, был вправе в течение трех месяцев с начала возникновения права на трудовую пенсию по Закону от 17 декабря 2001 г. (т.е. с 1 января до 1 апреля 2002 г.) представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, дополнительные сведения об обстоятельствах, которые имели место до 1 января 2002 г., для оценки его пенсионных прав.
В случае представления пенсионером дополнительных документов ему (в течение трех месяцев со дня обращения) производилось определение расчетного пенсионного капитала в соответствии со ст. 30 Закона №173-ФЗ, а также назначалась пенсия по этому Закону - с 1 января 2002 г. (и доплата сумм пенсии за прошлое время).
Если в указанные сроки пенсионер не заявлял о своем желании представить дополнительные документы об обстоятельствах, имевших место до 1 января 2002 г. и влияющих на увеличение его пенсии, или не представил их, то трудовая пенсия считалась пересчитанной с 1 января 2002 г. по нормам Закона № 173-ФЗ в размере, определенном исходя из сведений, имеющихся в пенсионном деле.
С 1 января 2002 г. установление и выплата трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом N 173-ФЗ. При этом необходимым условием назначения трудовой пенсии является уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных Законом N 167-ФЗ.
По состоянию на 1 января 2002 г. ни у одного из пенсионеров не было (и в принципе не могло быть) никаких средств на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. На этом счете, начиная с 1 января 2002 г., стали отражаться сведения о поступивших за застрахованное лицо страховых взносах в Пенсионный фонд, установленных с этой даты Законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Согласно п. 6 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. может быть определен по выбору пенсионера:
либо исходя из суммы установленной ему на 31 декабря 2001 г. пенсии (с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев);
либо исходя из расчетного размера пенсии по старости, определенного в том же порядке, что и при оценке прав остальных застрахованных лиц.
Пункт 5 ст. 29 Закона № 173-ФЗ предусматривает, что индексация размеров трудовых пенсий, установленных до 1 января 2002 г. и пересчитанных по нормам Закона № 173-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном для всех остальных застрахованных лиц, т.е. в соответствии со ст. 17 этого Закона.
Расчетный пенсионный капитал определяется по формуле:
ПК = (РП - БЧ) x Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц согласно п. 2, а для получателей пенсий по состоянию на 1 января 2002 г. - по п. 6 ст30;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости на 1 января 2002 г., составляющий 450 рублей, что закреплено в п. 1 ст. 30;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный с 1 января 2002 г. - 12 лет (144 месяца) и ежегодно последовательно увеличиваемый к 1 января 2013 г. до 19 лет (228 месяцев), а для лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 Закона №173-ФЗ), продолжающий увеличиваться и после этой даты.
Для того чтобы определить расчетный размер трудовой пенсии застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж не менее 25 лет - для мужчин и не менее 20 лет - для женщин, применяется формула:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии застрахованного лица;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП – среднемесячная заработная плата в РФ в тот же период;
СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07.2001 года по 30.09.2001 года для исчисления размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,9.
Трудовой стаж истца составил 42 года 11 месяцев 4 дня.
Соответственно, стажевый коэффициент в отношении истца составляет 72% (55% за необходимые для назначения пенсии 25 лет стажа и 17% за стаж, превышающий требуемый).
Отношение заработной платы истца к средней заработной плате по стране за тот же период составило 1, 9, как отмечено выше, данное отношение не может превышать 1,9, соответственно, в рассматриваемом случае, это отношение составляет 1,9.
Среднемесячная заработная плата по стране на указанный период времени составляла 1 671 руб. (Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 года № 720).
С учетом изложенного, расчет пенсии истца на 01.01.2002 года выглядит следующим образом:
72% х 1,9 х 1 671 = 2 285,93 руб.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 27 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», начиная с 01.01.2002 года, истец является получателем пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 14 Закона № 173-ФЗ состоит из базовой и страховой части.
Базовая часть пенсии установлена на 01.01.2002 года в твердом размере (п.1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ), страховая часть пенсии по состоянию на 01.01.2002 года определяется как разница между расчетным размером пенсии и базовой частью трудовой пенсии по старости. В качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма установленной пенсии.
Соответственно, расчетный пенсионный капитал (РП) на 01.01.2002г. равен: (2 285,93 – 450)х144 = 264 373,92 руб.
С учетом страховых взносов за 2002 год, из расчета общего трудового стажа истца с применением всех коэффициентов индексации, утвержденных Правительством РФ, размер пенсии истца по новому пенсионному законодательству составил на 01.08.2008 года ### руб., из которых: ### руб. – базовая часть, ### руб. – страховая часть.
Таким образом, размер пенсии истца = ### руб., исчисленный в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (из календарного стажа и отношения среднемесячной заработной платы Громыко В. Ф. к среднемесячной заработной плате в РФ), выше, чем размер пенсии = ### руб., исчисленной в соответствии с законом от 20.11.1990 года № 340-1 (из общего трудового стажа и из осовремененной заработной платы).
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды, обязательного медицинского страхования».
В соответствии с п.1 ст. 30.1 Федерального закона величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона (с учетом трудового стажа до 31.12.2001), и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.
Что касается доводов истца о нарушении его прав при назначении пенсии, исходя не из 3,5 минимальных размеров пенсии, а исходя из 3 минимальных размеров, суд отмечает следующее.
Согласно положениям ст. 18 Закона № 340-ФЗ, действующему в период назначения пенсии истцу, максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров. При этом размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Таким образом, оснований для исчисления пенсии, исходя из 3,5 минимальных размеров пенсии, не имелось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что размер пенсии истца при назначении и при дальнейших перерасчетах был исчислен в соответствии с действующим законодательством, является верным, нарушений действующего законодательства допущено не было, в связи с чем, требования истца в этой части необоснованны и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку исковые требования Громыко В. Ф. оставлены без удовлетворения, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Громыко В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о возложении обязанности, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.
Судья: Е. В. Копылова
Решение изготовлено в окончательной форме 05.07.2010 года.