Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-3658/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе судьи Ларченко М.В.,

при секретаре Богдановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

29 июня 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора города Кемерово в интересах Пуртовой А.Б. к муниципальному образованию город Кемерово – в лице администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах Пуртовой А.Б. к муниципальному образованию город Кемерово – в лице администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действия. Свои требования мотивирует тем, что Прокурором города Кемерово проведена проверка по обращению Пуртовой А.Б. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - об отказе Администрации города Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.

Проверкой установлено, что родители Пуртовой А.Б.- Хайдарова Ю.В. и Хайдаров Б.Ж. решением Кировского районного суда от **.**.**** были лишены родительских прав.

На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 27.04.1999 ### «Об определении в госучреждение несовершеннолетних Хайдаровых» Пуртова А.Б. (Хайдарова) была направлена в детское учреждение на полное государственное обеспечение.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 29.01.2009 ### «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Пуртова А.Б. (Хайдарова) была поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако обеспечение его жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если основанием для такого обращения является обращение гражданина о защите и обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статья 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет прокуроров правом обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, просит суд обязать муниципальное образование в лице Администрации г. Кемерово предоставить Пуртовой А.Б. вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Кемерово Нестеренко А.А., а также истец на требованиях настаивали.

Представитель Администрации города Кемерово в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом мнения прокурора, истца, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что родителями Пуртовой (Хайдаровой) А.Б., **.**.**** г.рождения, являются Хайдаров Б.Ж. и Хайдарова Ю.В. (свидетельство о рождении 1-ЛО ###).

Согласно свидетельству о заключении брака 1-ЛО ###, Хайдаровой А.Б. после заключения брака с С. присвоена фамилия «Пуртова».

Решением Кировского районного суда г. Кемерово от **.**.**** родители Пуртовой А.Б.- Хайдарова Ю.В. и Хайдаров Б.Ж. были лишены родительских прав.

На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 27.04.1999 ### «Об определении в госучреждение несовершеннолетних Хайдаровых» Пуртова А.Б. (Хайдарова) была направлена в детское учреждение на полное государственное обеспечение.

Таким образом, Пуртова А.Б., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу Пуртовой А.Б. жилое помещение как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей не предоставлено.

Из ответа УФРС по Кемеровской области от 24.03.2011 г. усматривается, что в ЕГРП отсутствуют сведения о праве собственности Пуртовой А.Б. на объекты недвижимого имущества в г. Кемерово.

Аналогичные сведения предоставлены Городским бюро недвижимости, ГП КО «ЦТИ».

То обстоятельство, что жилое помещение Пуртовой А.Б. не предоставлено, и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается фактом ее принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях распоряжением Администрации города Кемерово от 29.01.2009 № 217 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Указанным распоряжением Пуртова А.Б. (Хайдарова) была поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако обеспечение его жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц.

Суд считает, что отказ Администрации г. Кемерово в предоставлении Пуртовой А.Б., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении жилого помещения вне очереди необоснованным по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ).

Согласно ст. 8 п. 1 п.п. 2 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 30.06.2007) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных настоящим законом.

С учетом установленного факта нуждаемости Пуртовой А.Б. в жилом помещении, она, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете.

Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.

Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.

В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по дого­вору социального найма (далее - норма предоставления) является ми­нимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставля­емого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного са­моуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем му­ниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помеще­ниями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Фе­дерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помеще­ний по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан об­щей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в каче­стве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предос­тавления, установленной данным органом.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

При этом, исходя из буквального толкования указанных положений законодательства, закрепленная с законе норма о предоставлении жилого помещения на одного человека не менее нормы применяется независимо от того, предоставляется жилое помещение в очередном или внеочередном порядке.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.

С учетом изложенного суд считает, что Пуртова А.Б. имеет право на предоставление жилой площади не ниже установленной социальной нормы 14 кв. м.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования прокурора города в интересах Пуртовой А.Б. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Пуртовой А.Б. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 кв. м общей площади. Принимая во внимание, что исходя из положений ст.ст. 15,62 ЖК РФ по жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для проживания, свободным как фактически, так и юридически от прав третьих лиц, суд считает, что дополнительное указание на данные обстоятельства в решении суда, не требуется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Пуртовой А.Б. удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Пуртовой А.Б., **.**.**** года рождения, на состав семьи 1 человек, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Решение в мотивированной форме составлено 05.07.2011 г.

Судья М.В. Ларченко