Дело № 2-1995/2011 Центральный районный суд г. Кемерово в составе: председательствующего Курилова М.К. при секретаре Гончаровой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 08 июля 08 июля 2011 года гражданское дело по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ об оспаривании решения комиссии Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово, УСТАНОВИЛ: ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании права на получение пенсии. Свои требования мотивирует тем, что он является инвалидом 2-й группы (бессрочно) вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы в пограничных войсках КГБ (Комитет государственной безопасности) СССР. Причина инвалидности указана в Постановлении Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной Пограничной службы РФ от 02.08.1995 г. ### и в справке ВТЭК серии ВТЭ-72 ### от 27.02.1997 г. 16.11.2010 г. истец обратился в Управление социальной защиты населения по Заводскому району о назначении ему пенсии Кемеровской области, по категории инвалидности в соответствии с Законом Кемеровской области № 8 – 03 «О пенсиях Кемеровской области» от 14.01.1999 г., в которой истцу отказали, ссылаясь на то, что у него нет инвалидности вследствие военной травмы. Далее с этим же вопросом истец обратился в вышестоящий орган в Департамент социальной защиты населения по Кемеровской области, где получил такой же аналогичный ответ, что и от Управления социальной защиты населения по Заводскому району. В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г., истец получает ежемесячную денежную выплату по категории (012) - военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, что подтверждается справкой от 01.02.11 г. за ### УПФР по г. Кемерово и Кемеровскому району. В соответствии с вышеуказанными документами истец является лицом, приравненным к категории инвалиды Отечественной войны согласно удостоверению «инвалида о праве на льготы» серии I-A ###, выданный 19.05.1998 г. (бессрочно) Центром социальной защиты населения г. Черемхово Иркутской области. Этот документ был выдан на основании Постановления Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной Пограничной службы РФ от 02.08.1995 г. ###, что подтверждает участие истца в защите Родины, так как он служил в Пограничных войсках, которые всегда находились и находятся в состоянии боевых условий, защищая государственные границы страны. Просил признать травму, полученную при исполнении обязанностей военной службы, военной травмой, признать истца получателем пенсии Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области № 8 - 03 «О пенсиях Кемеровской области» от 14.01.1999 г., как инвалида вследствие военной травмы с даты подачи заявления с 16.11.10 г. и обязать Департамент социальной защиты населения по Кемеровской области назначить истцу данную пенсию. В ходе рассмотрения дела, ЗАЯВИТЕЛЬ требования уточнил, просил признать отказ Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово от 17.11.2010 г. ### незаконным, обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово назначить пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области», как инвалиду вследствие военной травмы с даты подачи заявления, с 16.11.2010 г. В судебном заседании ЗАЯВИТЕЛЬ на уточненных требованиях настаивал. Представитель ДСЗН КО Григорьев В.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменные возражения. Представитель заинтересованного лица УСЗН администрации г. Кемерово Абрамова А.Ю., действующая на основании доверенности, требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель заинтересованного лица ФГУ «ГБ МСЭ по КО» Сергеев М.Н., действующий на основании доверенности, требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель заинтересованного лица УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив письменные материалы дела, материалы пенсионного дела ЗАЯВИТЕЛЬ, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, законность принятого решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу положений ч. 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. Дополнительные пенсии либо доплаты к пенсиям, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным - помимо назначаемых на основании норм соответствующих федеральных законов пенсий - пенсионным обеспечением. Субъект Российской Федерации, устанавливая порядок и условия такого обеспечения, вправе определить круг лиц, на которых оно распространяется. Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области дополнительного пенсионного обеспечения за счёт средств бюджета Кемеровской области и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе определять круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, а также устанавливать основания и условия назначения, размеры дополнительных пенсий. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области», пенсия Кемеровской области назначается военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку) военнообязанным, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации при условии определения им I или II группы инвалидности вследствие военной травмы. Порядок обращения за пенсией Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.01.99 N 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области», ее назначения и выплаты, ведения пенсионной документации, предусмотрены Правилами обращения за пенсией, назначения и выплаты пенсии, ведения пенсионной документации в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.01.99 N 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.09.2005 N 86. Правилами предусмотрено, что граждане подают заявление со всеми необходимыми документами о назначении пенсии в орган социальной защиты населения по месту жительства. Граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами о назначении пенсии. К заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, наличие о признании инвалидом I или II группы вследствие военной травмы; удостоверение ветерана боевых действий; свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.92. Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема органом социальной защиты населения заявления со всеми необходимыми документами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Постановления Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 02.08.1995 г. ЗАЯВИТЕЛЬ получил травму при исполнении обязанностей военной службы (л.д. 5). ЗАЯВИТЕЛЬ является инвалидом II группы, что подтверждается справкой сер. ВТЭ-72 ### (л.д. 4). Причина инвалидности – травма, полученная при исполнении обязанностей военной службы. С 27.02.1997 г. инвалидность установлена бессрочно. С 01.01.2005 г. ЗАЯВИТЕЛЬ получает ежемесячную денежную выплату по категории (012) - военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (л.д. 6). 16.11.2010 г. ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово за назначением пенсии Кемеровской области в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона КО от 14.01.1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области». Решением Комиссии по назначению и выплате детских пособий, компенсаций и пенсии Кемеровской области Заводского отдела социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово № 93 от 17.11.2010 г. ЗАЯВИТЕЛЬ отказано в назначении пенсии Кемеровской области в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 6 Закона КО от 14.01.1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» в связи с тем, что причина инвалидности не соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства (л.д. 8). Отказ Комиссии в назначении ЗАЯВИТЕЛЬ пенсии суд считает незаконным на основании следующего. В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, исчерпывающий перечень формулировок причин инвалидности, применяемый федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержится в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17. Определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы. Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. В то же время, как указано ранее, причина инвалидности - травма, полученная при исполнении обязанностей военной службы, была установлена истцу в 1995г., т.е. до принятия Министерством труда и социального развития Российской Федерации Постановления от 15.04.2003 N 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности». Закон КО № 8-ОЗ не содержит понятие инвалидности вследствие военной травмы. Однако, в соответствии со ст. 15 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг. При этом причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в правоохранительных органах, определяется военно-врачебной комиссией. Как следует из Постановления Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 02.08.1995г., травма ЗАЯВИТЕЛЬ «Закрытая травма головного мозга», по последствиям которой он, согласно свидетельству о болезни ### от 14.11.1974г. Военно-врачебной комиссией войсковой части 2530 на основании с..9 графы 1 Приказа Министра обороны 1973 года ### был признан негодным в мирное время, годным к нестроевой службе в военное время, получена при исполнении обязанностей военной службы. Как пояснил представитель ФГУ «ГБ МСЭ по КО» в судебном заседании, заявителю была установлена инвалидность II группы, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы МСЭ. При этом, Бюро МСЭ вынесло решение о причине инвалидности, указанной ВВК в заключении, изменять данную формулировку у Бюро МСЭ в настоящее время не имеется правовых оснований. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и порядке их составления», в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения инвалида, ему выдается новая справка, а в случае ее утраты (порчи) выдается дубликат справки. Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 года № 17 «Об определении Федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности», при установлении бывшим военнослужащим инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется ФГУ МСЭ в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечья (ранения, травме, контузии) заболевания. Таким образом, поскольку Закон КО № 8-ОЗ принят в целях развития дополнительного пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу, что заявитель имеет право на получение пенсии Кемеровской области как инвалид вследствие военной травмы, а следовательно, отказ комиссии Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово в назначении ЗАЯВИТЕЛЬ пенсии Кемеровской области от 17.11.2010 г. является незаконным. Иных оснований для отказа ЗАЯВИТЕЛЬ в назначении пенсии Кемеровской области, представителем УСЗН администрации г. Кемерово не заявлено. Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным отказ комиссии Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово в назначении ЗАЯВИТЕЛЬ пенсии Кемеровской области от 17.11.2010 г. Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово назначить ЗАЯВИТЕЛЬ пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области «О пенсиях Кемеровской области» № 8-ОЗ от 14.01.1999г. с даты обращения, т.е. с 16.11.2010 г. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 19.07.2011 г.