Дело № 2-3853/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области В составе председательствующего Ларченко М.В. При секретаре Богдановой А.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 25 июля 2011 года гражданское дело по иску Прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах Куренкова Д.В., **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Рудничного района г. Кемерово в интересах Куренкова Д.В., **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий. Заявленные требования мотивирует следующим: Прокурором Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению Куренкова Д.В. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу отказа Администрации города Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. В ходе проверки установлено, что Куренков Д.В., согласно распоряжения Территориального управления Рудничного района Администрации г. Кемерово от 10.08.2006 г. ###, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди по состоянию на 10.05.2011 г. – 636. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Куренков Д.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. Порядок предоставления жилого помещения предусмотрен ст. ст. 3,4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которым, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий год. Истец просит обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Куренкову Д.В., **.**.**** года рождения, жилое помещение не менее нормы предоставления жилых помещений, установленной в г. Кемерово не менее 14 кв.м., вне очереди по договору социального найма. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Рудничного района г. Кемерово Зубанова Т.В. на заявленных исковых требованиях настаивала. Истец Куренков Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Мякишева М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено следующее: Прокурором Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению Куренкова Д.В. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу отказа Администрации города Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. В ходе проверки установлено, что Куренков Д.В., согласно распоряжения Территориального управления Рудничного района Администрации г. Кемерово от 10.08.2006 г. ###, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по льготной очереди, номер очереди по состоянию на 10.05.2011 г. – 636. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Куренков Д.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов. Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство. Согласно ч.3-5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади. Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц. В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Согласно ст.5 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.5, 7 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Согласно ст.4 Закона Кемеровской области №67-03, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Куренкова Д.В. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Прокурора Рудничного района г. Кемерово о предоставлении Куренкову Д.В. жилого помещения по договору социального найма общей площадью 14 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Рудничного района г. Кемерово удовлетворить. Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Куренкову Д.В., **.**.**** года рождения, по договору социального найма пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г. Кемерово Кемеровской области, размером не менее 14 кв.м общей площади на одного человека за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово. Решение в мотивированной форме составлено 02.08.2011 г. Судья М.В. Ларченко