Дело № 2-2258/2011 Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово В составе председательствующего Костровой Т.В. При секретаре Сапожниковой С.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово 26 апреля 2011 года. Гражданское дело по иску Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Василица А.Ф. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Заводского района г. Кемерово обратился в суд в интересах Василица А.Ф. с иском к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения, Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Заводского района г. Кемерово проведена проверка по обращению Василица А.Ф. о нарушении её жилищных прав. Установлено, что Василица А.Ф., **.**.**** года рождения в соответствии с п.З ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать умерла, отец лишен родительских прав). Закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время Василица А.Ф. зарегистрирована в Детском ... по адресу: .... На основании распоряжения управления образования администрации г. Кемерово от 04.12.2001г. ### Василица А.Ф. была определена на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение. С 15.01.2002г. по 21.09.2006г. Василица А.Ф. воспитывалась в детском .... С 21.08.2006 года Василица А.Ф. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Заводском районе г. Кемерово (на 01.03.2011г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» ###). В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещения предоставляются не очереди. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Несмотря на то, что в настоящее время Василица А.Ф. имеет право на обеспечение её жилым помещением, и что её права и законные интересы в силу ст.4 ФЗ №159-ФЗ на дополнительные гарантии по социальной поддержке должны обеспечиваться и охраняться государством, Василица жилым помещением не обеспечена, что в свою очередь является не только нарушением её прав и законных интересов, но и грубым нарушением приведенного законодательства в целом. Прокурор просит суд: Обязать администрацию города Кемерово предоставить, Василица А.Ф., **.**.**** года рождения вне очереди по договору социального найма жилое помещение по месту её жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Анфилатова М.В., действующая на основании удостоверения ТО ###, на удовлетворении исковых требований настаивала. Истец Василица А.В. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г. сроком до 31.12.2011г., исковые требования не признал. Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов согласно установленным законом нормами. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии со ст. ст. 1, 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пункт 1 ст. 8 указанного Закона определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов № 274 от 28.10.05г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления жилой площади (не менее 14 кв.м.). Согласно ст.ст. 1,3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-03 « О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Гражданам указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Судом установлено, что Василица А.Ф., **.**.**** года рождения в соответствии с п.З ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать умерла, отец лишен родительских прав). Закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время Василица А.Ф. зарегистрирована в Детском ... по адресу: .... На основании распоряжения управления образования администрации г. Кемерово от 04.12.2001г. ### Василица А.Ф. определена на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение. С 15.01.2002г. по 21.09.2006г. Василица А.Ф. воспитывалась в детском .... С 21.08.2006 года Василица А.Ф. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Заводском районе г. Кемерово (на 01.03.2011г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» ###). Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время Василица А.Ф. имеет право на обеспечение её жилым помещением, и что её права и законные интересы в силу ст.4 ФЗ №159-ФЗ на дополнительные гарантии по социальной поддержке должны обеспечиваться и охраняться государством, Василица жилым помещением не обеспечена, что в свою очередь является не только нарушением её прав и законных интересов, но и грубым нарушением приведенного законодательства в целом. В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч.2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч.7 ст. 19). Законом Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по г. Кемерово предусмотрено в 2008г.-36700 тыс. руб., 2009г.- 19740 тыс. руб., 2010г.- 13159 тыс. руб., что является недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями. Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления. Поскольку финансирование мероприятий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на имущество и жилое помещение является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, предоставление жилого помещения органом местного самоуправления г. Кемерово Василица А.Ф. возможно только после выделения денежных средств органу местного самоуправления на указанные цели субъектом Российской Федерации. Суд не может принять во внимание то обстоятельство, что истица с 21.08.2006 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Заводском районе г. Кемерово, по состоянию на 01.03.2011г. состоит на общегородской очереди по категории «дети-сироты» ###, поскольку законом ей предоставлено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Законом Кемеровской области от 16 мая 2006 года N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и ЖК РФ обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не связана с очередностью и наличием других граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд считает требования Прокурора Заводского района г. Кемерово об обязании администрацию города Кемерово предоставить Василица А.Ф., вне очереди жилое помещение, на условиях договора социального найма исходя из нормы предоставления жилой площади не менее 14 кв. м., установленной Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов № 274 от 28.10.2005 г. подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Заводского района г. Кемерово удовлетворить. Обязать администрацию города Кемерово предоставить Василица А.Ф., **.**.**** года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение по месту её жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья Т.В. Кострова В окончательной форме решение изготовлено 06.05.2011г.