Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А., при секретаре Семешовой Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 30 августа 2011 г. гражданское дело по исковому заявлению Бабитова С.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка и другим требованиям, у с т а н о в и л : Бабитов С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ### расположенного по адресу: ..., площадью 4600, 13 кв.м., проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля» по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости в размере 24649658, 60 рублей в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5358, 47 рублей за кв.м., также о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5358, 47 рублей за кв.м. Свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: ..., площадью 4 600.13 кв. м., имеющего вид разрешенного использования: «базы и склады», поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005 года. Согласно п. 1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) истец является плательщиком земельного налога. Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. С 01.01.2006 по 31.12.2008 кадастровая стоимость земельного участка истца в размере 2 607 537.69 руб. была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 566,84 руб./кв.м, соответствующего 7-му виду разрешенного использования: «земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи» и кадастровому кварталу ###. УПКС земельного участка истца с кадастровым номером ### в размере 566,84 руб. был утвержден Распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 № 261-р «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области», кадастровая стоимость в размере 2 607 537.69 руб. применялась для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01.01.2006 по 31.12.2008 года. Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговая ставка исчисляется как 1,5% от кадастровой стоимости, истец уплачивал по 2008 год налог на землю в размере 39 113,07 руб., согласно налоговому уведомлению № 53294. В мае 2010 года получил налоговое уведомление № 93513 из Федеральной налоговой службы г. Кемерово, из которого истцу стало известно, что в 2010 году он обязан уплатить за тот же земельный участок налог почта в 10 раз превышающий размер предыдущего налога, а именно 369 744,88 руб. Истец обратился за разъяснениями в ИФНС России по г. Кемерово, где было сказано, что в налоговую инспекцию поступили сведения о новой кадастровой стоимости его земельного участка, вместо 2 607 537,69 руб. новая стоимость с 01.01.2009 г. 24 649 658,60 руб. После обращения 04.06.2010 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, истцу стало известно следующее. На территории Кемеровской области в 2007-2008 годах были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» по состоянию на 01.01.2007 года. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» и № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» и применяются для целей налогообложения и других целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01.01.2009. По итогам конкурса исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области выступило Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», государственный контракт № 140 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области от 29.06.2007). В рамках работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в период 2007-2008 г.г., кадастровая стоимость земельного участка истца в размере 24 649 658,60 руб. была определена согласно УПКСЗ - 5 358,47 руб. за кв. м 9-го вида разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области». Истец обратился к независимому оценщику - Обществу с ограниченной ответственностью «Финансы Бизнес Консалтинг», которое составило отчет от 31.08.2010 № ЗУ-03/08, согласно которому рыночная стоимость земельного участка истца на 01.01.2009 составляет 1 953 000 рублей. Таким образом, государственная кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2009 в размере 24 649 658,60 руб. превышает рыночную стоимость на 01.01.2009 в размере 1 953 000 руб. в 12,6 раз. В ответе оценщика государственной кадастровой стоимости земли - ФГУП «ФКЦ «Земля» отсутствуют доказательства, подтверждающие определение кадастровой стоимости в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время, согласно поправкам в законодательство, рыночная стоимость земельного участка уравнена с кадастровой стоимостью земельного участка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В силу п. 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту Методические указания). Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний. В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. Согласно п. 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В п. 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации. Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215, согласно пункту 9.5 которого в случае соответствия состава Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость. Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (п. 9.8). Истец полагает, что размер кадастровой стоимости его земельного участка определен по недостоверным результатам оценки земель, без учета анализа рыночных цен. В судебное заседание истец Бабитов С.Н., извещенный надлежащим образом, не явился. Представитель истца Мальцева Г.Е., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала в полном объеме. Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», Коллегии Администрации Кемеровской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменными заявлениями просили дело рассмотреть в отсутствие своих представителей, в дело в порядке ст. 35 ГПК РФ представили письменные отзывы на иск. С учетом мнения представителя истца, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требованиях следует отказать. Судом установлено, что Бабитов С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: ..., площадью 4 600.13 кв. м., имеющего вид разрешенного использования: «базы и склады», поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005 года. С 01.01.2006 по 31.12.2008 кадастровая стоимость земельного участка истца в размере 2 607 537.69 руб. была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 566,84 руб./кв.м, соответствующего 7-му виду разрешенного использования: «земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи» и кадастровому кварталу ###. УПКС земельного участка истца с кадастровым номером ### в размере 566,84 руб. был утвержден Распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 № 261-р «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области», кадастровая стоимость в размере 2 607 537.69 руб. применялась для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01.01.2006 по 31.12.2008 года. На территории Кемеровской области в 2007-2008 годах были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» по состоянию на 01.01.2007 года. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» и № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» и применяются для целей налогообложения и других целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01.01.2009. По итогам конкурса исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области выступило Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», государственный контракт № 140 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области от 29.06.2007). В рамках работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в период 2007-2008 г.г., кадастровая стоимость земельного участка истца в размере 24 649 658,60 руб. была определена согласно УПКСЗ - 5 358,47 руб. за кв. м 9-го вида разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» ( л.д. 15-19). Истец обратился к независимому оценщику - ОЦЕНЩИК которое составило отчет от 31.08.2010 № ЗУ-03/08, согласно которому рыночная стоимость земельного участка истца на 01.01.2009 составляет 1 953 000 рублей ( л.д. 20 – 117). Истец полагает, что размер кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка определен по недостоверным результатам оценки земель. Согласно п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Приказом Роснедвижимости от 06.02.2007г. №П/0017 «Об организации работ по государственной кадастровой оценки земель в 2007 году» утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный, регламент), в соответствии с которым исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке населенных пунктов. Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222. Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 № 627-р были поставлены задачи по осуществлению в Кемеровской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, организации областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, даны рекомендации органам местного самоуправления. Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены по государственному контракту № 140 от 29.06.2007, заключенному по результатам открытого конкурса. Подрядчиком был выбран ФГУП «ФКЦ «Земля» (г. Москва). Подрядчик был выбран в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. Государственного контракта № 140 от 29.06.2007 г. ФГУП «ФКЦ «Земля» (Исполнитель) принял на себя обязательства по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области путем сдачи результата выполненных Работ. Управление Роснедвижимости по Кемеровской области (Заказчик) обязалось принять Работы и оплатить их. Объем Работ определялся Техническим заданием. Разделом 3 Технического задания предусмотрено, что целью проведения работ является определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, в числе которых названы земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 3.9). Дополнительными соглашениями № 1 от 31.11.2007 г., № 2 от 30.05.2008 г., № 3 от 20.11.2008 г. в Государственный контракт № 1401 от 29.06.2007 г. были внесены изменения относительно сроков проведения работ, их стоимости и порядка финансирования. По завершении работ подрядчиком был подготовлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Согласно разделу 2.1. Отчета, дата проведения работ - 01.01.2007 г., дата составления отчета-15.04.2008 г. Письмом от 06.11.2008 г. № 1-09/2340-К Отчет направлен руководителю Управления Роснедвижимости по Кемеровской области. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета только на соответствие его состава условиям технического задания (п.9.5. Административного регламента). Нормативно не установлена обязанность Управления Роснедвижимости по субъекту РФ при проведении предварительной проверки Отчета анализировать его, указывать причины соответствия или несоответствия величин рыночной стоимости, изложенных в нем, не проверяется Отчет на соответствие его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке населенных пунктов, требованиям указанных заявителями федеральных стандартов оценки. Отчет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области прошел экспертизу в Роснедвижимости (письмо Роснедвижимости от 24.11.2008 №МП/0242 «О проведении проверки» на соответствие требованиям методических указаний). На основании положительной предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были представлены Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области на утверждение Коллегии Администрации Кемеровской области. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области». Кадастровая; стоимость земельного участка с кадастровым номером ### была утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 в размере 24649658,6 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 5358,47 руб. / кв.м. Таким образом, суд считает, что процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области не была нарушена. Пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель от 08.04.2000 г. № 316, установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 1.4 Методических указаний от 15.02.2007 г. N 39, определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 Методических указаний (в числе которых, согласно пункту 1.2.9, перечислены и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) осуществляется в следующее & порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, в частности указанного в подпункте 1.2,9 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей. Построение моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков производится на основании сформированной группы. Для населенного пункта - г. Кемерово, земельные участки 9 вида разрешенного использования, к которым относится земельный участок заявителя определена 5 группа: Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений, Расстояние до ближайшего автовокзала, автостанции. Результат выбора факторов стоимости для построения моделей по каждой сформированной группе отображается по форме Таблицы 18 Приложения 7. Цель построения моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков каждой группы состоит в получении статистически значимой и качественной модели расчета для каждой группы земельных участков. Под моделью расчета понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной и значениями соответствующих факторов стоимости. В качестве зависимой переменной может выступать удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) земельных участков или кадастровая стоимость земельных участков. Для определения кадастровой стоимости или УПКС земельных участков каждой сформированной группы могут использоваться следующие регрессионные модели: 1. Линейная (аддитивная) 2. Мультипликативная с фиктивными переменными 3. Мультипликативная степенная (без выделения двоичных факторов): 4. Экспоненциальная модель. При наличии дополнительных сведений о возможном характере связи между зависимой переменной и факторами стоимости и доступностью соответствующего математического обеспечения возможно использование других типов моделей. В случае, если все используемые модели оказались статистически незначимыми для данной группы земельных участков, проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков на основании близости значений факторов стоимости и уровня цен, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков рассматриваемой группы. Количество земельных участков, для которых проводится оценка их рыночной стоимости, определяется возможностью построения статистически устойчивой (статистически значимой) модели расчета кадастровой стоимости земельных. участков группы. Из всех полученных моделей для каждой группы выбирается статистически значимая модель, обладающая наилучшим качеством. Построенная модель расчёта должна отвечать требованиям предметной интерпретации (объяснимости), а также удовлетворять допустимым уровням показателей качества статистических моделей данного вида. В результате указанного отбора для 9 вида разрешенного использования земельных участков группы 5 (Кемерово) была выбрана экспоненциальная модель, которая обладала приемлемым качеством. Состав факторов стоимости применительно к земельным участкам, расположенным на территории Кемеровской области и предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9 вид разрешенного использования) согласован на заседаниях межведомственных комиссий и утвержден Протоколом заседания областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов: Кемеровской области). Пунктом 2.2.3 Методических указаний от 15.02.2007 N 39 установлено, что сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. При составлении Отчета в распоряжение оценщика была предоставлена информация о характеристиках земельных участков (Таблица 02 «Перечень источников информации о OC.xls» Приложения № 7 к Отчету). Значения факторов стоимости для построения модели определены в таблице 18 «Факторы для модели, xls» Приложения 7 к Отчету. Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, с учетом представляемых документов, полагает, что Исполнителем работ статистическая модель определена верно, соответственно и расчет кадастровой стоимости с применением таковой произведен правильно. Таким образом, в этой части положения Порядка проведения работ по государственной кадастровой оценки и пунктов Методических рекомендаций, на которые ссылается в заявлении ООО «Трио» - не нарушены. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов, как следует из пункта 2.2.5 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости. Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ (приложение 7 таблицы 16). На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей (приложение №7 табл. 7). Таким образом, ФГУП «ФКЦ «Земля» была использована достаточная рыночная информация (Таблица 06 «Источники рыночной информации, xls» Приложения № 7 к Отчету, Таблице 07 «Рыночная информация, xls» Приложения № 7 к Отчету, а также в отчете «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных здания, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» по состоянию на 01.01.2007 г., выполненном Обществом с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений»). Общество с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений» привлечено для проведения оценки ФГУП «ФКЦ «Земля» в рамках исполнения Государственного контракта от 29.07.2007г. № 140. Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель от 08.04.2000 г. № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Аналогичная норма содержится в пункте 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255, а именно: при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Статья 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право оценщика самостоятельно применять методы проведения оценки объекта и определять подходы к оценке. Как следует из содержания пункта 9 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 «Об утверждении стандартов оценки» (действовали на дату оценки и составления отчета определения рыночной стоимости), аналог объекта оценки - сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях. В соответствии с пунктом 16 Стандартов оценки, оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор. Пунктом 5 Стандартов оценки предусмотрены подходы к оценке, среди которых назван сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 при применении сравнительного подхода к оценке допускается использование достоверной и доступной для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов при условии: обоснования выбора других единиц для сравнения, корректирования значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Оценщик должен согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщице должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов. Анализ вышеназванных норм законодательства об оценочной деятельности позволяет сделать вывод о возможности проведения оценки использованием объектов-аналогов. Вышеизложенное означает, что расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя произведен в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Суд считает, что при рассмотрении дела не установлено со стороны Росреестра нарушений при проведении проверки Отчета на соответствие его Методическим указаниям. При этом, судом принято во внимание, что Управление Росреестра в силу требований законодательства не осуществляло и не должно было осуществлять сам расчет кадастровой стоимости земельных участков, сбор и статистический анализ рыночной информации, а проверял лишь соответствие Отчета техническому заданию и Методическим указаниям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. Согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» с 15.09.2010 ФГУ «Земельная кадастровая палата по Кемеровской области» наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, и, соответственно, внесению в него сведений о кадастровой стоимости (п. 2 ст. 7 Закона о кадастре, пп.7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Суд также считает, что по делу не нашел своего подтверждения факт нарушения прав и интересов истца. В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. При этом ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно п.п. 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр. На основании п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. В период совершения управлением кадастра оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Правил ведения государственного кадастра недвижимости подлежали внесению в документы государственного кадастра недвижимости на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов. Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр. Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая, по мнению суда, может быть оспорена при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость. На момент обращения истца в суд с заявлением результат государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, в числе иных земель населенных пунктов Кемеровской области, утвержден нормативным правовым актом - Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», и, следовательно, получил статус обязательного характера, которым установлена кадастровая стоимость. В этой связи, действия государственного органа и его управления, сами по себе, ни каким образом не нарушают прав и интересов заявителя, в т.ч. не влекут для заявителя неблагоприятные последствия по уплате земельного налога, в связи с установленной (иным органом) кадастровой стоимостью. Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предоставляет заинтересованному лицу право обжаловать достоверность стоимость объекта оценки (ст.ст. 5, 13 закона). Высшие судебные инстанции, неоднократно указывали, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно до момента издания акта государственного органа утверждающего таковую. В случае если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу изданного акта, утверждающего результаты такой оценки. Таким образом, принимая во внимание, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том земельного участка с кадастровым номером ### утвержден нормативным правовым актом - Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, его оспаривание не может быть осуществлено вне рамок оспаривания самого нормативного правового акта. Определением суда от 31.01.2011г. производство по настоящему делу было приостановлено на основании ст. 215 ГПК РФ до рассмотрения по существу дела по иску Бабитова С.Н. об оспаривании решения Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка по ..., кадастровый номер ###. Решением Кемеровского областного суда от 03.05.2011г. Бабитову С.Н. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка по ..., кадастровый номер ### Решение вступило в законную силу ( т.2 л.д. 27-32). При указанных обстоятельствах, поскольку судом не установлены основания для признания нормативно-правового акта, которым утверждена государственная кадастровая оценка спорного земельного участка, противоречащим закону и недействующим, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Бабитова С.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка ### расположенного в ..., площадью 4600,13 кв. метров, проведенной ФГУП «ФКЦ Земля» по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости в размере 24649658,60 рублей в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5358,47 за кв. метр и другие требования – оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово. Судья Н.А. Савинцева Решение в мотивированной форме составлено 05.09.2011 года.