Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово В составе председательствующего Трубиной И.Н. При секретаре Прилягиной Н.В. Рассмотрев в открытом судебном заседание в городе Кемерово 18 апреля 2011 года Гражданское дело по заявлению ЗАЯВЛЕНИЕ к Администрации г.Кемерово о признании решения о снятии с льготной очереди среди офицеров запаса недействительным, У С Т А Н О В И Л: ЗАЯВЛЕНИЕ обратился в суд с заявлением к Администрации города Кемерово о признании решения о снятии с льготной очереди среди офицеров запаса недействительным. Свои требования мотивируют тем, что он состоял на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в территориальном управлении Центрального района администрации города Кемерово по категории «граждане, уволенные с военной службы». Распоряжением администрации города от 18.02.2011г. № 724 его сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилой площадью свыше нормы предоставления, действовавшей на момент постановки на учет. Считает данное распоряжение администрации г. Кемерово незаконным по следующим основаниям. Прежде всего, это необоснованное, голословное заявление, а не решение органа власти, принятое в соответствие с требованиями нормативных актов. Кроме того. решение с такой формулировкой, принятое по истечение почти двух десятков лет, по крайней мере странное. На момент постановки на учет (его обращения) он жилой площадью вообще не был обеспечен. Истец уволен с военной службы 4 февраля 1993 года на основании приказа Министра обороны от 25.12.1992г. № 01789 по статье 59 пункт «в» (по сокращению штатов) Закона от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности». По выбранному месту жительства встал на воинский учет 6 мая 1993 года, регистрировался по месту жительства 25 мая 1993 года. В военном комиссариате Кировского района г. Кемерово, при постановке на воинский учет, ему разъяснили, что заявление для обеспечения жильём необходимо сдавать в военный комиссариат Центрального района г. Кемерово, так как там ведется общий учет нуждающихся в получении жилья граждан уволенных в запас или отставку за весь город. После регистрации по месту жительства он представил заявление в военный комиссариат Центрального района г. Кемерово. Его заявление приняли, но объяснили, что все дела по жилищным вопросам находятся в территориальном управлении центрального района администрации г. Кемерово, а военный комиссариат ведет только общий учет нуждающихся граждан. Рекомендовали обратиться к специалисту территориального управления, ответственному за постановку и учет граждан уволенных с военной службы нуждающихся в получении жилья для оформления необходимых документов. В территориальном управлении Центрального района (специалист по жилищным вопросам Карнова) он написал заявление и в течение недели предоставил затребованные документы. Однако в установленный пунктом 19 Постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193 «Об утверждении положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку и их семей» срок (не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства) жилой площадью он обеспечен не был. Срок исполнения обязательства истек 25 августа 1993 гола. Обязательство не исполнил орган местного самоуправления. В 1994 году истец предоставлял опять справки и опять такие же. В 1995 году с него потребовали предоставить удостоверение о льготах, в установленной формы и вообще предоставить все документы вновь, так как имеющиеся каким-то образом устарели и всё необходимо обновить. К концу года предоставил полностью все новые (такие же самые) документы. С 1996 по 2000 год, ежегодно он представлял различные, а в основном такие же справки или их копии. В июне 2000 года, в воскресенье, в 23.40, специалист Карнова по телефону сказала, что она считает, что приказ Министра обороны (именно приказ) незаконный и она сомневается, что истца уволили с военной службы именно по той статье закона, которая дает право на льготное получении жилья. Далее мне был зачитан перечень из более 20 наименований документов (всё те же справки и копии с них), которые необходимо предоставить ей в понедельник в течение дня. Распоряжением Главы города от 26.06.2008г. № 2483 истца сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта «е», пункта 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». О решении жилищной комиссии и распоряжении Главы города истец узнал письма комитета по жилищным вопросам, из этого же письма выяснилось, что основанием явилось удостоверение о праве на льготы, признанное недействительным. Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 10 марта 2009 года восстановлен в очереди по учету граждан, уволенных с военной службы нуждающихся в жилых помещениях, в той очередности, которая имела бы место на момент вынесения решения суда в случае не снятия из указанной очереди. Таким образом, в течение всего этого длительного времени, орган местного самоуправления прилагал все усилия, чтобы не предоставлять жилья. Как уже указано, с меня постоянно требовали какие-то справки, что-то постоянно обновлялось, появлялись новые требования. Два или три раза писал заявления на предоставление жилищного сертификата. А вот его номер очереди ему удалось узнать первый раз только в октябре 2010 года, когда представлял в жилищный комитет пакет документов уже для получения жилья. Орган местного самоуправления не выполнил своё обязательство, срок заполнения которого наступил более 17 лет назад. Снятие с очереди нуждающихся в жилых помещениях намного позже, чем наступил срок исполнения обязательства противоречит Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех поем дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 г. за N 7-0). В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" указывается, что часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих правоотношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом, исходя из изложенного и руководствуясь статьями 254, 256 ГПК РФ. Просит признать распоряжение администрации города от 18.02.2011г. № 724 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях недействительным. В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал. Представитель администрации г.Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г., требования не признал, пояснил, что по результатам ревизии учетных дел было принято решение о снятии заявителя с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд, заслушав пояснения участников процесса, рассмотрев письменные материалы дела, считает, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению. Согласно ст. 246 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия. Согласно ч. 1 ст. 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. Согласно ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Согласно подпункту «а» п.6 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; Пункт 7 названных Правил, предусматривает основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. В силу п.8 указанного Постановления, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Согласно подпункта «а» п. 10 вышеназванных Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); По пункту 26 указанных Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в том числе, в случае: г) решения жилищной проблемы; Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Судом установлено, что истец уволен с военной службы 4 февраля 1993 года на основании приказа Министра обороны от 25.12.1992г. № 01789 по статье 59 пункт «в» (по сокращению штатов) Закона от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности». По выбранному месту жительства встал на воинский учет 6 мая 1993 года, регистрировался по месту жительства 25 мая 1993 года (л.д.7). ЗАЯВЛЕНИЕ с 30.01.1996г. состоял на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в территориальном управлении Центрального района администрации города Кемерово по категории «граждане, уволенные с военной службы». Распоряжением Главы города от 26.06.2008г. №2483 его сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Истец не согласился с данным распоряжением и обжаловал его в судебном порядке. Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 10.03.2009г. по делу за № 2-1429/09 (обозревалось в настоящем судебном заседании) распоряжение Главы города от 26.06.2008г. №2483 о снятии ЗАЯВЛЕНИЕ с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признано незаконным. Администрацию г.Кемерово обязали восстановить истца в очереди по учету граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, в той очередности, которая имела бы место на момент вынесения решения суда в случае не снятия истца из указанной очереди. Распоряжением администрации города от 18.02.2011г. № 724 истца вновь сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях, но уже по другому основанию: в связи с обеспеченностью жилой площадью свыше нормы предоставления, действовавшей на момент постановки на учет (л.д. 12). ЗАЯВЛЕНИЕ было направлено письмо от 21.02.2011г. за № 170711748/2 о его снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д.6). Согласно представленному договору дарения квартиры от 10.04.1995г. П. и К. подарили ЗАЯВЛЕНИЕ квартиру находящуюся по адресу: .... Квартира состоит из двух комнат, общей площадью 59,8кв.м., жилой 32,2 кв.м. (л.д.13). В судебном заседании заявитель пояснил, что договор дарения квартиры был им зарегистрирован в БТИ. То есть договор дарения от 10.04.1995г. был зарегистрирован истцом в установленном на то время законном порядке. Заявитель не отрицал тот факт, что ему на праве собственности принадлежит указанное жилое помещение, и что в нем проживает он, его жена и сын. Как видно из поквартирной карточки и справки ООО «РЭУ 22», истец зарегистрирован в квартире по вышеуказанному адресу с 23.01.2001г. и на данный момент проживает по данному адресу совместно с женой и сыном. Согласно справке ГПКО «ЦТИ КО» от 13.09.2010г. жена истца – Р. и его сын – М. также зарегистрированы по месту жительства в .... Таким образом, в указанной квартире, принадлежащей заявителю на праве собственности проживает он и двое членов его семьи. На каждого члена семьи приходится по 19,93 кв.м. общей площади, т.е. в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что на период постановки заявителя на учет граждан, уволенных с военной службы, он не был нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 38 ЖК РСФСР, норма предоставления жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м. на одного человека. Учетная норма по Кемеровской области на период постановки истца на очередь была 8 кв.м. общей площади на одного человека. Согласно ст. 50 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005г., учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека. Установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Кемерово в размере 10 кв. м общей площади на одного человека. Оценивая все доказательства по делу в их совокупности, нормы закона, в том числе требования подпункта «а» п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», суд считает, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению. Оснований для признания незаконным Распоряжения администрации города Кемерово от 18.02.2011г. № 724 у суда не имеется На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования ЗАЯВЛЕНИЕ о признании недействительным Распоряжения Администрации г.Кемерово от 18.02.2011 № 724 о снятии его с льготной очереди среди офицеров запаса - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: И.Н. Трубина Решение в окончательной форме 26.04.2011г.