Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2- 2758/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

18 октября 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Клиническая поликлиника № 5», Администрации города Кемерово о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд с иском к интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Клиническая поликлиника № 5», Администрации города Кемерово о понуждении к совершению действий, а именно просил в срок не позднее 30.12.2011 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, и при недостаточности средств у муниципального учреждения возложить субсидиарную ответственность на Администрацию города Кемерово.

В процессе рассмотрения дела, исковые требования были уточнены, прокурор просил суд обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Клиническая поликлиника №5» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. обеспечить набор и площадь помещений поликлиники: стоматологический кабинет консультации №1-32, КДЛ поликлиники, женских консультаций №1 и №2; кабинеты гинекологов в женской ( консультации №2-13, 3-29 (кааб. 11,15,16,18); ЦСО поликлиники, женские консультации №1 и №2; кабинет проктолога, кабинет чистой перевязочной, кабинет старшей медицинской сестры с помещением для хранения медикаментов хирургического отделения; дневной стационар хирургического отделения на 3 койки, палата дневного") стационара на 2-ом этаже поликлиники на 5 коек, палата женской консультации №2 на 7 коек.

2. обеспечить поточность технологических процессов в ЦСО женской консультации № 1, ЦСО поликлиники, КДЛ поликлиники, в том числе в бактериологическом отделе;

3. произвести замену мебели во всех помещениях баклаборатории;

4. оборудовать устройствами обеззараживания воздуха (фильтрами высокой эффективности) приточную вентиляцию, подающую воздух в операционную хирургического отделения;

5. оборудовать вытяжную вентиляционную систему в баклаборатории и клинической лаборатории фильтрами тонкой очистки воздуха;

6. произвести ремонт приточно-вытяжной вентиляции в женской консультации № 2.

2. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок до 30.09.2011г. для совершения вышеуказанных действий.

3. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника №5», субсидиарную ответственность по исполнению решения суда возложить на администрацию г. Кемерово.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.

В ходе проверки установлено, что МУЗ «Клиническая поликлиника №5» допускаются нарушения Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03" (далее - СанПиН 2.1.3.1375-03), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ

от 03.04.2003 N 30 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1275-03" (далее - СП 3.1.1275-03). Так, МУЗ «КП №5»:

1. не обеспечен набор и площадь помещений поликлиники: дефицит площади стоматологического кабинета консультации №1-32, 1%; КДЛ поликлиники - 32,1%, женских консультаций №1 и №2 - 77% и 43%; кабинетов гинекологов в женской консультации №2-13, 3-29, 4% (кааб. 11,15,16,18); ЦСО поликлиники - 40%, женских консультаций №1 и №2 - по 35%, кабинеты проктолога - 54,5%, чистой перевязочной, кабинета старшей медицинской сестры с помещением для хранения медикаментов хирургического отделения - 20,9% и 50%; дневных стационаров хирургического отделения на 3 койки -19,0%, палаты дневного стационара на 2-ом этаже поликлиники на 5 коек - 37,8%, палаты женской консультации №2 на 7 коек - 40,4%, в нарушение р.З. п.п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.27 СанПиН 2.1.3.1375-03; п.п. 3.8., 3.9 СП 3.1.3.1275-03 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях»; п.п. 2.3.5 - 2.3.7 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней»; п. 2.10 СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям»; п. 3.2 СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней».

2. не обеспечена поточность технологических процессов в ЦСО женской консультации № 1, ЦСО поликлиники, КДЛ поликлиники, в том числе в бактериологическом отделе, в нарушение п. 3.3 СанПиН 2.1.3.1375 -03;

3. не устранены дефекты отделки оконных рам и подоконников в кабинете кишечных инфекций баклаборатории, в нарушение п. 4.2. СанПиН 2.1.3.1375-03;

4. не произведена замена мебели во всех помещениях баклаборатории, кроме средоварочной, в нарушение п. 4.7. СанПиН 2.1.3.1375 - 03; п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней»;

5. окна в ЦСО, кабинете забора крови КДЛ, в дневном стационаре поликлиники не оборудованы солнцезащитными устройствами на окнах, выполненными из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств, в нарушение п. 4.7 СанПиН 2.1.3.1375 - 03;

6. в коридоре ОФД сплошные рассеиватели на светильниках отсутствуют, в нарушение п. 7.6. СанПиН 2.1.3.1375 03; п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней»;

7. не созданы условия для раздельного хранения верхней, личной и спецодежды во всех кабинетах врачебного приема ОВП

терапевтического отделения №5; ординаторских ОФД, отделения профилактики; в женской консультации № 2 - в кабинетах гинеколога (каб. № 11, 1 2. 13), в кабинете терапевта, в нарушение п. 11.4. СанПиН 2.1.3.1375-03;

8. не оборудованы местные отсосы во всех процедурных кабинетах поликлиники № 5, в нарушение п. 6.9 СанПиН 2.1.3.1375-03;

9. не оборудована устройствами обеззараживания воздуха (фильтрами высокой эффективности) приточная вентиляция, подающая воздух в операционную хирургического отделения, в нарушение п. 6.8. СанПиН 2.1.3.1375-03;

10. вытяжная вентиляционная система в баклаборатории и клинической лаборатории не оборудована фильтрами тонкой очистки воздуха, в нарушение п. 2.3.24 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;

11. в клинико-диагностической лаборатории поликлиники № 5 не организован туалет для персонала и душевая кабинка, на 2-ом и 3-ем этажах поликлиники не организованы туалеты для персонала; в хирургическом отделении отсутствует душевая для персонала, в нарушение п.п. 9.5., 3.27. СанПиН 2.1.3.1375-03;

12. в женской консультации № 2 не отремонтирована приточно-вытяжная вентиляция, в нарушение п. 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03.

Требования, установленные СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", введенные в действие 17.09.2010г., в отношении указанных выше нарушений аналогичны требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03.

Ранее указанные нарушения МУЗ «КП№5» были установлены в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по КО проверки в октябре 2009г. и ноябре 20Юг, что подтверждается Актом внеплановой проверки №1533 от 29.11.2010г.

В настоящее время согласно информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по КО устранены нарушения, указанные в п.п. 3, 5-8, 11 (Акт проверки от 19.08.2011г. №1325).

Таким образом, МУЗ «КП №5» допущено систематическое неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при

осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг, в связи с чем, не обеспечивается безопасность граждан, находящихся в учреждении на лечении. Не принятие исчерпывающих мер по обеспечению требований указанных выше норм может повлечь негативные последствия для граждан, как работников, так и обслуживаемых лиц, а также иных лиц, находящихся в учреждении.

В силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несёт собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 2 Устава МУЗ «КП №5» учредителем Учреждения является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, являющееся структурным подразделением администрации г. Кемерово (п. 1.5 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 10.03.2006 N 324 "О Комитете по управлению муниципальным имуществом города Кемерово").

Таким образом, прокурор считает, что ответственность за финансирование мероприятий по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства должна быть возложена на МУЗ «КП №5» и администрацию г. Кемерово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, в той части, в которой собственных средств МУЗ «КП №5», будет недостаточно для устранения указанных в исковом заявлении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Плахотя А.В. отказалась от исковых требований в части обязания МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» устранить нарушения в виде замены мебели во всех помещениях баклаборатории, выполнении работ по оборудованию вытяжную вентиляционную систему в баклаборатории и клинической лаборатории фильтрами тонкой очистки воздуха, в связи с тем, что ответчиком в досудебном порядке указанные мероприятия уже выполнены. Определением суда от 18.10.2011г. производство по делу в указанной части прекращено. На остальных требованиях помощник прокурора настаивала.

Представители ответчика МУЗ «Клиническая поликлиника № 5» Яковлев М.Н. и Курепина Т.А., действующие на основании доверенностей, требования не признали.

Представитель администрации города Кемерово Леонова Ю.Г., действующая на основании доверенности, полагала требования необоснованными.

Представитель 3-его лица Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в судебное заседание не явился.

С учетом мнения прокурора, представителей ответчиков, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несёт собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 2 Устава МУЗ «КП №5» учредителем Учреждения является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, являющееся структурным подразделением администрации г. Кемерово (п. 1.5 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 10.03.2006 N 324 "О Комитете по управлению муниципальным имуществом города Кемерово").

Таким образом, ответственность за финансирование мероприятий по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства должна быть возложена на МУЗ «КП №5» и администрацию г. Кемерово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, в той части, в которой собственных средств МУЗ «КП №5», будет недостаточно для устранения указанных в исковом заявлении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судом установлено, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения прокуратурой района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области установлено, что МУЗ «Клиническая поликлиника №5» допускаются нарушения Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03" (далее - СанПиН 2.1.3.1375-03), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 30 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1275-03" (далее - СП 3.1.1275-03), а именно:

1. не обеспечен набор и площадь помещений поликлиники: дефицит площади стоматологического кабинета консультации №1-32, 1%; КДЛ поликлиники - 32,1%, женских консультаций №1 и №2 - 77% и 43%; кабинетов гинекологов в женской консультации №2-13, 3-29, 4% (кааб. 11,15,16,18); ЦСО поликлиники - 40%, женских консультаций №1 и №2 - по 35%, кабинеты проктолога - 54,5%, чистой перевязочной, кабинета старшей медицинской сестры с помещением для хранения медикаментов хирургического отделения - 20,9% и 50%; дневных стационаров хирургического отделения на 3 койки -19,0%, палаты дневного стационара на 2-ом этаже поликлиники на 5 коек - 37,8%, палаты женской консультации №2 на 7 коек - 40,4%, в нарушение р.З. п.п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.27 СанПиН 2.1.3.1375-03; п.п. 3.8., 3.9 СП 3.1.3.1275-03 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях»; п.п. 2.3.5 - 2.3.7 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней»; п. 2.10 СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям»; п. 3.2 СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней».

2. не обеспечена поточность технологических процессов в ЦСО женской консультации № 1, ЦСО поликлиники, КДЛ поликлиники, в том числе в бактериологическом отделе, в нарушение п. 3.3 СанПиН 2.1.3.1375 -03;

3. не устранены дефекты отделки оконных рам и подоконников в кабинете кишечных инфекций баклаборатории, в нарушение п. 4.2. СанПиН 2.1.3.1375-03;

4. не произведена замена мебели во всех помещениях баклаборатории, кроме средоварочной, в нарушение п. 4.7. СанПиН 2.1.3.1375 - 03; п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней»;

5. окна в ЦСО, кабинете забора крови КДЛ, в дневном стационаре поликлиники не оборудованы солнцезащитными устройствами на окнах, выполненными из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств, в нарушение п. 4.7 СанПиН 2.1.3.1375 - 03;

6. в коридоре ОФД сплошные рассеиватели на светильниках отсутствуют, в нарушение п. 7.6. СанПиН 2.1.3.1375 03; п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней»;

7. не созданы условия для раздельного хранения верхней, личной и спецодежды во всех кабинетах врачебного приема ОВП

терапевтического отделения №5; ординаторских ОФД, отделения профилактики; в женской консультации № 2 - в кабинетах гинеколога (каб. № 11, 1 2. 13), в кабинете терапевта, в нарушение п. 11.4. СанПиН 2.1.3.1375-03;

8. не оборудованы местные отсосы во всех процедурных кабинетах поликлиники № 5, в нарушение п. 6.9 СанПиН 2.1.3.1375-03;

9. не оборудована устройствами обеззараживания воздуха (фильтрами высокой эффективности) приточная вентиляция, подающая воздух в операционную хирургического отделения, в нарушение п. 6.8. СанПиН 2.1.3.1375-03;

10. вытяжная вентиляционная система в баклаборатории и клинической лаборатории не оборудована фильтрами тонкой очистки воздуха, в нарушение п. 2.3.24 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;

11. в клинико-диагностической лаборатории поликлиники № 5 не организован туалет для персонала и душевая кабинка, на 2-ом и 3-ем этажах поликлиники не организованы туалеты для персонала; в хирургическом отделении отсутствует душевая для персонала, в нарушение п.п. 9.5., 3.27. СанПиН 2.1.3.1375-03;

12. в женской консультации № 2 не отремонтирована приточно-вытяжная вентиляция, в нарушение п. 6.5 СанПиН 2.1.3.1375-03.

Требования, установленные СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", введенные в действие 17.09.2010г., в отношении указанных выше нарушений аналогичны требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03.

Ранее указанные нарушения МУЗ «КП№5» были установлены в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по КО проверки в октябре 2009г. и ноябре 2010г, что подтверждается Актом внеплановой проверки №1533 от 29.11.2010г.

Согласно информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по КО устранены нарушения, указанные в п.п. 3, 5-8, 11 (Акт проверки от 19.08.2011г. №1325).

Также в процессе рассмотрения дела МУЗ «КП№5» устранены нарушения в виде замены мебели во всех помещениях баклаборатории, выполнены работы по оборудованию вытяжной вентиляционной системы в баклаборатории и клинической лаборатории фильтрами тонкой очистки воздуха.

Таким образом, судом установлено, что МУЗ «КП №5» допущено систематическое неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг, в связи с чем, не обеспечивается безопасность граждан, находящихся в учреждении на лечении. Не принятие исчерпывающих мер по обеспечению требований указанных выше норм может повлечь негативные последствия для граждан, как работников, так и обслуживаемых лиц, а также иных лиц, находящихся в учреждении.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены допустимые доказательства, опровергающие заявленные требования, а также подтверждающие невозможность исполнения заявленных требований.

В связи с указанным, суд считает, что требования прокурора Центрального района г.Кемерово подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, принимая во внимание, что выполнение заявленных в иске требований требует дополнительного финансового обеспечения, суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.12.2012 года.

С учетом существа постановленного решения, принимая во внимание, что прокурор в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета г. Кемерово подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Клиническая поликлиника № 5» в срок не позднее 01.12.2012 года в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства выполнить следующие мероприятия:

1. обеспечить набор и площадь помещений поликлиники: стоматологический кабинет консультации №1-32, КДЛ поликлиники, женских консультаций №1 и №2; кабинеты гинекологов в женской ) консультации №2-13, 3-29 (каб. 11,15,16,18); ЦСО поликлиники, женские консультации №1 и №2; кабинет проктолога, кабинет чистой перевязочной, кабинет старшей медицинской сестры с помещением для хранения медикаментов хирургического отделения; дневной; стационар хирургического отделения на 3 койки, палата дневного стационара на 2-ом этаже поликлиники на 5 коек, палата женской консультации №2 на 7 коек.

2. обеспечить поточность технологических процессов в ЦСО женской консультации № 1, ЦСО поликлиники, КДЛ поликлиники, в том числе, в бактериологическом отделе;

3. оборудовать устройствами обеззараживания воздуха (фильтрами высокой эффективности) приточную вентиляцию, подающую воздух в операционную хирургического отделения;

4. произвести ремонт приточно-вытяжной вентиляции в женской консультации № 2.

При недостаточности у Муниципального учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника № 5» денежных средств для выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, субсидиарную ответственность по исполнению решения суда возложить на администрацию города Кемерово.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника № 5» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья: Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 03.11.2011 года.