Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-4519/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Гончаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

11 августа 2011 г.

гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Российской Федерации к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель», администрации г. Кемерово об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд в интересах Российской Федерации к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель», администрации г. Кемерово об обязании совершить действия.

Свои требования, с учетом уточнений, мотивирует тем, что прокуратурой Центрального района г. Кемерово в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области, на систематической основе проводятся проверки в сфере предоставления услуг государственными, муниципальными учреждениями здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Установлено, что по результатам комплексной проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье», проведенной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее- ТФ ОМС КО) в период с 30.08.2010г. по 22.09.2010г. в МУЗ «Клиническая Медико-санитарная часть № 17 «Строитель» (далее - МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель») выявлены нарушения в том числе, в части нецелевого использования денежных средств, выделенных на финансирование дополнительной медицинской помощи (диспансеризация работающих граждан) в размере 283 595, 60 руб. в период 2008-2009 гг.

В ходе проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование ПНП «Здоровье» МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель», проведенной ТФ ОМС КО установлено, что между ТФ ОМС и МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» заключен договор о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан от 22.01.2008 г. № 13 (срок действия договора с 22.01.2008г. по 31.12.2009г.).

Также установлено, что распределение денежных средств за дополнительную диспансеризацию работающих граждан в МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» осуществлялось в соответствии с документами, утвержденными главным врачом: Положение о распределении средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» от 28.04.2008г.; Изменение к Положению о распределении средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» от 21.09.2009г (далее - Положение МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель»).

Средства, полученные от ТФ ОМС за проведение дополнительной диспансеризации направлялись на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, на оплату труда врачам-специалистам и среднему персоналу, работающему со специалистами, а также медицинским работникам подразделений, участвующих в проведении функциональных и лабораторных исследований, согласно Перечням, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2009 N 67н.

Указанными Положениями МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» предусмотрено, что средства, полученные от ТФ ОМС за проведение дополнительной диспансеризации направляются также заместителю главного врача по лечебной работе и зав.отделением за «экспертизу амбулаторных карт»; врачу-статистику и медицинскому статистику за «подготовку реестров»; медицинской сестре (или медицинскому регистратору) за «заполнение амбулаторных карт»; главной медицинской сестре и старшей медицинской сестре за «обеспечение санитарно-эпидемиологического режима».

В период с июля 2008г. по декабрь 2009г. МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» допущено расходование средств, предназначенных для оплаты труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан, на оплату труда лиц, не относящихся к указанной категории.

Так, в 2008 г. выплачено за заполнение амбулаторных карт заместителю главного врача по лечебной работе Б. - 34 259, 93 руб., заведующей отделением А. - 29 977, 45 руб.; за подготовку реестров врачу-статистику В. - 29 977, 45 руб.; медицинскому статистику Г. - 10 980, 37 руб.; за заполнение амбулаторных карт медсестре Г. - 3 247,1 руб.; за обеспечение санитарно-эпидемиологического режима главной медсестре Д. - 12 847, 48 руб., старшей медсестре Е. - 12 847, 48 руб.; всего в 2008 г. - 108 174, 57 руб.

В 2009 г. выплачено за заполнение амбулаторных карт заместителю главного врача по лечебной работе Б. - 35 148, 53 руб., заведующей отделением А. - 30 754, 97 руб.; за подготовку реестров медицинскому статистику Г. - 13 796, 48 руб.; за заполнение амбулаторных карт заведующей отделением А. - 21 407, 04 руб., медсестре И. - 1 539, 2 руб.; медрегистратору Ж. - 285, 49 руб.; за обеспечение санитарно-эпидемиологического режима главной медсестре Д. - 13 180, 7 руб., старшей медсестре Е. - 432, 2 руб.; всего в 2009 г. - 116 544, 61 руб. Начисления на оплату труда указанным лицам за период 2008-2009г. составили 58 876, 42 руб.

Таким образом, МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» за период 2008- 2009гг. допущено нецелевое использование денежных средств, предназначенных для оплаты труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в размере 283 595, 42 руб.

25.02.2011г. ТФ ОМС КО выдано МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» предписание № 9 об устранении нарушений в использовании средств, выделенных на финансирование ПНП «Здоровье», выявленных в ходе проверки МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009г., согласно которому МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» обязано в срок до 01.04.2011г. восстановить средства, использованные не по целевому назначению в сумме 283 595, 60 руб. В установленный в предписании срок, средства восстановлены не были.

В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» восстановлены денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 19 000 руб. (платежные поручения ### от 14.06.2011г. на сумму 5 000 руб., ### от 20.06.2011г. на сумму 11 000 руб., ### от 21.06.2011 г).

Затем, МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» восстановлены денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 39 000 рублей (платежные поручения ### от 23.06.2011на сумму 3 000 руб., ### от 27.06.2011 на сумму 6 000 руб., ### от 28.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 29.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 30.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 30.06.2011 на сумму 3 000 рублей, ### от 06.07.2011 на сумму 3 000 рублей, ### от 07.07.2011 на сумму 6 000 руб., ### от 08.07.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 13.07.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 14.07.2011 на сумму 3 000 руб.).

Таким образом, по состоянию на 20.07.2011 г. не восстановлены использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 225 595,60 руб.

Просит признать действия Муниципального учреждения здравоохранения
«Медико-санитарная часть № 17 «Строитель» по нецелевому использованию
денежных средств, выделенных на финансирование дополнительной медицинской
помощи (диспансеризация работающих граждан) в размере 283 595, 60 руб. в
2008-2009 годах незаконными.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель» восстановить денежные средства, выделенные на финансирование дополнительной медицинской помощи (диспансеризация работающих граждан) в размере 225 595,60 руб.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок до 01.09.2011г. для совершения вышеуказанных действий. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель», субсидиарную ответственность по исполнению решения суда возложить на администрацию г. Кемерово.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Исакова А.И., требования уточнила в части размера денежных средств, подлежащих восстановлению – 207595, 60 руб., остальные требования оставила без изменений, на уточненных требованиях настаивала.

Представитель ответчика МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» Типцова Е.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Представитель ответчика - администрации г. Кемерово Леонова Ю.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Представители третьего лица - ТФ ОМС КО Залесова О.Б., Керимова И.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования полагали обоснованными и подлежащими удовлетворению, представили в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан осуществляется в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 327 "Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", Приказа Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008 - 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан", Приказа Минздравсоцразвития России от 20.05.2008 N 233 "О порядке организации мониторинга проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 - 2009 годах", Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.03.2008 N 50 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.03.2008 N 57 "Об утверждении форм и порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.2008 N 84 "Об утверждении реестра счетов и порядка ведения реестра счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан", письма Минздравсоцразвития России от 13.03.2008 N 100-ТГ "О предоставлении сведений о лечебно-профилактических учреждениях".

Согласно ст. 20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ст. 37. 2 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан").

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 и Постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 N 913 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 и 2009 год соответственно. Данными программами предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи, в том числе - дополнительная диспансеризация работающих граждан.

Пункт 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2007 N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", а также п. 6 Федерального закона от 25.11.2008 N 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусматривает, что предоставление субсидий на проведение дополнительной диспансеризации, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 утвержден Порядок и Правила предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 921).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 правила определяют порядок предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) из фонда софинансирования, утвержденного в составе бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее соответственно - субсидии, Фонд), на финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Субсидии предоставляются Фондом бюджетам территориальных фондов ежемесячно исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 921).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008 - 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан" утвержден Порядок и объем проведения в 2008 - 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н). Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2009 N 67н "О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан" утвержден Порядок и объем проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2009 N 67н). Указанными Приказами предусмотрен исчерпывающий перечень врачей-специалистов, которыми проводится дополнительная диспансеризация работающих граждан, а также исчерпывающий перечень лабораторных и функциональных исследований.

Согласно подпункту "д" п. 8 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 финансирование расходов территориальным фондов ОМС лечебного учреждения на проведение дополнительной диспансеризации осуществляется на договорной основе, с учетом утвержденной типовой формы договора.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Статья 38 Бюджетного кодекса РФ закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно п. 3.13 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.07.2009 № 329, задачами Территориального фонда, среди прочих, являются осуществление контроля за использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан на территории Кемеровской области.

Судом установлено, что МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией № ###, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области от 29.10.2008г. на период с 29.10.2008 по 29.10.2013г. Предшествующая лицензия № ### выдана департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области на период с 24.12.2003 по 24.12.2008г.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» между ТФ ОМС и МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» заключен договор о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан от 22.01.2008 ### (срок действия 22.01.2008-31.12.2009).

Распределение денежных средств за дополнительную диспансеризацию работающих граждан в МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» осуществлялось в соответствии с документами, утвержденными главным врачом учреждения: Положением о распределении средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» от 28.04.2008; Изменением к Положению о распределении средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» от 21.09.2009г.

Согласно данным документам средства, полученные от ТФ ОМС за проведение дополнительной диспансеризации направляются на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, на оплату труда врачам-специалистам и среднему персоналу, работающему со специалистами, а также медицинским работникам подразделений, участвующих в проведении функциональных и лабораторных исследований, согласно Перечня, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Приказы МЗ и СР от 20.02.2008 № 80н и от 24.02.2009 № 67н).

Кроме того, денежные средства дополнительно направляются: заместителю главного врача по лечебной работе и зав.отделением за «экспертизу амбулаторных карт», врачу-специалисту и медицинскому статистику за «подготовку реестров», медицинской сестре (или медицинскому регистратору) за «заполнение амбулаторных карт», главной медицинской сестре и старшей медицинской сестре за «обеспечение санэпид.режима».

В период с 30.08.2010г. по 22.09.2010г. на основании приказа исполнительного директора Кемеровского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 30.08.2010г. ### проведена проверка целевого использования средств, выделенных на финансирование национального приоритетного проекта «Здоровье» в МУЗ «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель» за период с 01.01.2008 по 31.12.2009г. Проверкой выявлено нецелевое использование ответчиком средств в сумме 283595,60 руб. в нарушение Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 921 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан».

По результатам проверки составлен акт от 22.09.2010г., в котором дана рекомендация восстановить нецелевое использование денежных средств в сумме 283595,60 руб. по оказанию дополнительной диспансеризации работающих граждан (л.д. 23-35). Акт проверки подписан обеими сторонами без замечаний.

25.02.2011 г. ТФ ОМС КО выдано МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» предписание ### об устранении нарушений в использовании средств, выделенных на финансирование ПНП «Здоровье», выявленных в ходе проверки МУЗ «МСЧ №17 «Строитель» за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009г., согласно которому МУЗ «МСЧ №17 «Строитель» обязано в срок до 01.04.2011г. восстановить средства, использованные не по целевому назначению в сумме 283 595, 60 руб. (л.д. 22). В установленный в предписании срок, средства восстановлены не были.

Порядок направления средств федерального бюджета, на финансирование дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также перечень медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации определен нормативными документами федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 24.12.2007г. № 921, утверждающее «Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета ФФ ОМС субсидий ТФОМС на проведение доп. диспансеризации..», Приказы МЗ и СР РФ (от 20.02.2008г. № 80н, от 18.03.2009г. № 67н).

В силу п. 10 Правил, средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Согласно п. 4 Порядка, утв. Приказами № 80н и № 67н, определен Перечень медицинских работников, участвующих в дополнительной диспансеризации: дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме :

осмотр врачами-специалистами:

лабораторные и функциональные исследования....".

Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 № 80н "О проведении в 2008 - 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан", действующего в период с 25.03.2008г. по 06.04.2009г., средства, полученные учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - учреждения здравоохранения) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), включенных в Федеральный регистр медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12 "О введении в действие отраслевого стандарта "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" (вместе с "ОСТ 91500.01.0005-2001...") медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Однако заместитель главного врача по лечебной работе, заведующий отделением, главная и старшая медицинские сестры, медицинский регистратор, врач-статистик и медицинский статистик не относятся к исполнителям медицинских услуг по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан. Соответственно, не являются получателями денежных средств, направленных ТФ ОМС МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Также согласно разъяснений, содержащихся в Письме Министерства здравоохранения и социального развития от 07.10.2008г. № 7694-ВС, изданного во исполнение пункта 4 Правил предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 921 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", в число медицинских работников - получателей денежных выплат за проведение диспансеризации включаются врачи-специалисты согласно перечню, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 № 80н (далее - Перечень), средний медицинский персонал, работающий с указанными специалистами, а также медицинские работники подразделений, участвующих в проведении функциональных и лабораторных исследований в соответствии с Перечнем.

Заведующим отделениями, главным и старшим медицинским сестрам за выполнение дополнительных обязанностей, в том числе по организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (без непосредственного выполнения медицинских услуг по проведению дополнительной диспансеризации), руководитель учреждения здравоохранения может устанавливать надбавки за напряженность в труде, в связи с увеличением объемов работы и др., из средств, формирующих фонд оплаты труда учреждения.

Как следует из Письма МЗСР от 25.02.2011г. ###, в число медицинских работников - получателей денежных выплат за проведение диспансеризации включаются врачи-специалисты: средний медицинский персонал, работающий с указанными специалистами, а также медицинские работники подразделений, участвующих в проведении функциональных и лабораторных исследований.

Расширение Перечня медицинских работников, участвующих в проведении д/д, и оплата их труда за счет средств, поступающих из бюджета ФФОМС на проведение д/д, не предусмотрены.

В нарушение требований названных норм в период с июля 2008г. по декабрь 2009г. МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» допущено расходование средств, предназначенных для оплаты труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан, на оплату труда лиц, не относящихся к указанной категории.

Так, в 2008 г. выплачено за заполнение амбулаторных карт заместителю главного врача по лечебной работе Б. - 34 259, 93 руб., заведующей отделением А. - 29 977, 45 руб.; за подготовку реестров врачу-статистику В. - 29 977, 45 руб.; медицинскому статистику Г. - 10 980, 37 руб.; за заполнение амбулаторных карт медсестре Г. - 3 247, 1 руб.; за обеспечение санитарно-эпидемиологического режима главной медсестре Д. - 12 847, 48 руб., старшей медсестре Е. - 12 847, 48 руб.; всего в 2008 г. - 108 174, 57 руб.

В 2009г. выплачено за заполнение амбулаторных карт заместителю главного врача по лечебной работе Б. - 35 148, 53 руб., заведующей отделением А. - 30 754, 97руб.; за подготовку реестров медицинскому статистику Г. - 13 796, 48 руб.; за заполнение амбулаторных карт заведующей отделением А. - 21 407, 04 руб., медсестре И. - 1 539, 2 руб.; медрегистратору Ж. - 285, 49 руб.; за обеспечение санитарно-эпидемиологического режима главной медсестре Д. - 13 180, 7 руб., старшей медсестре Е. 432, 2 руб.; всего в 2009 г. - 116 544, 61 руб. Начисления на оплату труда указанным лицам за период 2008-2009г. составили 58 876, 42 руб.

Таким образом, МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» за период 2008- 2009гг. допущено нецелевое использование денежных средств, предназначенных для оплаты труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в размере 283 595, 42 руб.

Восстановление средств ОМС производится в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (п. 7 приказа ФФОМС от 17.12.1998 № 100 «Об утверждении и введении инструкции «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС»).

В соответствии со ст. 4 названного Указа средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного и финансового контроля в течение 1 месяца после выявления указанных нарушений.

Как следует из материалов дела, МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» восстановлены денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 76 000 руб. (платежные поручения ### от 14.06.2011г. на сумму 5 000 руб., ### от 20.06.2011г. на сумму 11 000 руб., ### от 21.06.2011 г. на сумму 3000 руб., ### от 23.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 27.06.2011 на сумму 6 000 руб., ### от 28.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 29.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 30.06.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 30.06.2011 на сумму 3 000 рублей, ### от 06.07.2011 на сумму 3 000 рублей, ### от 07.07.2011 на сумму 6 000 руб., ### от 08.07.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 13.07.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 14.07.2011 на сумму 3 000 руб., ### от 15.07.2011 на сумму 3000 руб., ### от 18.07.2011 на сумму 3000 руб., ### от 19.07.2011 на сумму 3000 руб., ### от 21.07.2011 на сумму 9000 руб.).

Таким образом, по состоянию на 11.08.2011г. не восстановлены использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 207 595,60 руб.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В силу п. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

Согласно п. 1.5 Устава МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» учредителем учреждения является администрация города Кемерово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово.

Таким образом, обязанность по восстановлению денежных средств, использованных не по целевому назначению, перечисленных МУЗ «МСЧ №17 «Строитель» за проведение дополнительно диспансеризации работающих граждан должна быть возложена на МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель» и администрацию г. Кемерово в случае недостаточности средств у МУЗ «МСЧ № 17 «Строитель».

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего совершить какие-либо действия, не связанные с передачей денег, суд своим решением может установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение.

Принимая во внимание вышеуказанные положения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2011 года, поскольку полагает указанный срок разумным и достаточным для восстановления денежных средств, использованных не по целевому назначению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить.

Признать действия Муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель» по нецелевому использованию денежных средств, выделенных на финансирование дополнительной медицинской помощи (диспансеризация работающих граждан) в размере 283 595, 60 руб. в 2008-2009 годах незаконными.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель» восстановить денежные средства, выделенные на финансирование дополнительной медицинской помощи (диспансеризация работающих граждан) в размере 207595,60 руб. в срок до 31.12.2011 г.

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 17 «Строитель», субсидиарную ответственность по исполнению решения суда возложить на администрацию г. Кемерово.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: М.К. Курилов

В окончательной форме решение изготовлено 08.09.2011 г.