Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-4709/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Гончаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

13 сентября 2011 г.

гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Ксенофонтова Ю. В. к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Кемерово в интересах Ксенофонтова Ю.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Свои требования мотивирует тем, что Ксенофонтов Ю. В., **.**.**** г.р., является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (одинокая мать лишена родительских прав по решению суда от **.**.****.).

В 1992 году Ксенофонтов Ю.В. помещён в детский дом № 1 г. Кемерово, где обучался до 1994 года, в период 1994 - 2004 г.г. обучался в школе - интернате ### г. Кемерово, в 2004 году поступил в училище ###.

04.12.2003 Администрация образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством поставила Ксенофонтова Ю.В. на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Рудничном районе г.Кемерово (на 01.07.2011 года общегородская очередь по категории «дети сироты» ###).

28.12.2008 управлением образования администрации г. Кемерово Ксенофонтову Ю.В. предоставлено по договору краткосрочного найма койко - место в специализированном жилом помещении для временного проживания по адресу: ..., с сохранением его в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов согласно установленным законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ (в ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67 - ОЗ (в ред. от 30.06.2007) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом Российской Федерации, Законом Кемеровской области №67-ОЗ.

В п. 3 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Кроме того, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен статьей 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67 - ОЗ, согласно которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Вопреки требованиям действующего законодательства Ксенофонтову Ю. В. после выпуска из Муниципального образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом -интернат ###» жилое помещение не предоставлено.

Просит обязать Администрацию города Кемерово предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, Ксенофонтову Ю. В., **.**.**** года рождения.

В судебном заседании Ксенофонтов Ю.В. исковые требования поддержал.

Представитель истца – старший помощник прокурора Центрального района г.Кемерово Канаплицкая О.А. требования поддержала.

Представитель ответчика – администрации г.Кемерово Мякишева М.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом мнения Ксенофонтова Ю.В., представителя истца, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав Ксенофонтова Ю.В., представителя истца Канаплицкую О.А., изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации.

Указанной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение данной категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Гражданам указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч. 2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч. 7 ст. 19).

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления.

Судом установлено, что матерью истца Ксенофонтова Ю.В., родившегося **.**.**** является В., отцом – К.. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении ### от **.**.****. (л.д.29).

Решением Центрального районного суда г.Кемерово от **.**.****. В. признана безвестно отсутствующей (л.д.19-20).

Согласно справке о смерти ### от **.**.****., В. умерла 21.10.2009г.

На основании распоряжения администрации Рудничного района г.Кемерово ### от **.**.****., Ксенофонтов Ю.В. определен на постоянное содержание в детское гор.учреждение на полное государственное обеспечение, как оставшийся без попечения родителей (л.д.7).

С 01.09.1994г. Ксенофонтов Ю.В. воспитывался в детском доме №### г.Кемерово (л.д.8), закрепленного за ним жилого помещения не имеет.

Как следует из сообщения Управления образования администрации г.Кемерово от 04.07.2011г., 04.12.2003г. Ксенофонтов Ю.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Рудничном районе г.Кемерово (на 01.07.2011г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» №261).

28.12.2008г. в управлении образования Ксенофонтову Ю.В. предоставлено на условиях договора краткосрочного найма койко-место в специализированном жилом помещении для временного проживания по адресу: ..., с сохранением его в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ГП КО «ЦТИ Кемеровской области», ОАО «Городское бюро недвижимости», информация о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Ксенофонтову Ю.В. отсутствует (л.д.14,17,34).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время Ксенофонтову Ю.В. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено. С учетом установленного факта нуждаемости Ксенофонтова Ю.В. в жилом помещении, он, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по дого­вору социального найма (далее - норма предоставления) является ми­нимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставля­емого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного са­моуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помеще­ниями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Фе­дерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан об­щей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предос­тавления, установленной данным органом.

В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

Постановлением Кемеровского совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, и полагает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Ксенофонтову Ю.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Ксенофонтову Ю. В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Кемерово.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: М.К. Курилов

В окончательной форме решение изготовлено 28.09.2011 г.