Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г.Кемерово В составе председательствующего Прошина В.Б. При секретаре Тихоновой Д.А. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово 26 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Вотиновой Т. Л. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Вотинова Т.Л. обратилась в суд с требованиями к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что **.**.**** родилась Вотинова Т. Л., согласно свидетельства о рождении матерью истицы являлась Й., отцом - Ы.. Родители после рождения дочери совместно не проживали. Отец истицы - Ы. находился в местах лишения свободы. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 18.09.1993г. по иску органа опеки и попечительства Й. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Вотиновой Т. Л.. Распоряжением Администрации Заводского района г.Кемерово ### от **.**.**** было принять решение поместить Истицу в детское учреждение, содержание производить за счет государства. В связи с чем, Истица была направлена и воспитывалась в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2» г. Кемерово. Закрепленного жилого помещения так же не имела. Отец истицы - Ы. скончался **.**.****, когда Истице было 11 лет - т.е. до наступления ее совершеннолетия. Администрация «детского, дома №2» неоднократно поднимала вопрос о розыске родителей Истицы, направляя соответствующие запросы в отдел судебных приставов, но без результата. Истица 30.05.2005г. направила заявление о внеочередном представлении жилого помещения детям-сиротам. Администрацией города Кемерово 03.07.2008г. Истица была поставлена на льготную очередь получения жилья. Данный факт подтверждается ответом - Администрации г.Кемерово от 24.06.2011г. № 01-29/1170. Жилого помещения Администрацией г.Кемерово до настоящего момента выделено не было, жилья у Истицы нет. Просит суд обязать Администрацию г.Кемерово предоставить Вотиновой Т. Л. **.**.**** г.р., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, площадью не менее нормы предоставления жилья в г.Кемерово. В судебном заседании истец и ее представитель Князев С.В., действующий на основании доверенности от 08.11.2011г. на требованиях настаивали. Представитель Администрации города Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 31.12.2011г., исковые требования не признал. Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что **.**.****. у Ы. и Й. родилась дочь – Вотинова Т.Л., что подтверждается представленным свидетельством о рождении (л.д.6). Решением Заводского районного суда г.Кемерово от **.**.**** Й. была лишена родительских прав в отношении Вотинова Т.Л., и несовершеннолетняя Вотинова Т.Л. передана органам опеки и попечительства. Распоряжением Администрации Заводского района г.Кемерово ### Вотинова Т.Л. помещена в детское учреждение, а ее содержание производилось за счет средств государства (л.д.10). 02.10.1995г. истица была направлена в школу-интернат «Детский Дом №2» и с 25.12.1995г. по 06.09.2005г. находится на полном государственном обеспечении (л.д.4, 12, 24). **.**.**** умер отец истицы Ы. (л.д.9). На основании заявления от 30.05.2005г. Вотинова Т.Л. постановлена на льготную очередь получения жилья (л.д.13). После выпуска из МОУ «Детский дом №2» поступила в ПУ №65 г. Кемерово. В настоящее время истице жилого помещения Администрацией г.Кемерово выделено не было, жилья у истицы нет, что подтверждается материалами дела (л.д.17, 22, 23, 38, 39). В настоящее время, Вотинова Т.Л. с 03.07.2008г. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г.Кемерово, как лицо из числа детей-сирот. На 20.06.2011г. номер общегородской очереди – 1368 (л.д.18). Вотинова Т.Л. в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания: ... (л.д.21). В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещения предоставляются вне очереди. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.1 вышеуказанного закона лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Гражданам указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч.2 ст.19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч.5 ст.19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч.7 ст. 19). В соответствии с п. 9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления. Поскольку финансирование мероприятий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на имущество и жилое помещение является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, предоставление жилого помещения органом местного самоуправления г.Кемерово Вотиновой Т.Л. возможно только после выделения денежных средств органу местного самоуправления на указанные цели субъектом Российской Федерации. Несмотря на то, что в настоящее время Вотинова Т.Л. имеет право на обеспечение его жилым помещением, и что его права и законные интересы в силу ст.4 ФЗ №159-ФЗ на дополнительные гарантии по социальной поддержке должны обеспечиваться и охраняться государством, Вотинова Т.Л. жилым помещением не обеспечена, что в свою очередь является не только нарушением его прав и законных интересов, но и грубым нарушением приведенного законодательства в целом. Суд считает, что отказ Администрации г.Кемерово в предоставлении истцам жилого помещения вне очереди необоснованным, поскольку в силу закона Администрация г. Кемерово обязана предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Освобождение от такой обязанности в силу отсутствия денежных средств на жилье или наличия лимитов поступления денежных средств из областного бюджета законом не предусмотрено и нарушает право детей-сирот на получение жилья вне очереди. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете. Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону. В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г.Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте противоречит действующему законодательству. При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям Вотиновой Т.Л. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Вотиновой Т. Л. удовлетворить. Обязать Администрацию г.Кемерово предоставить Вотиновой Т. Л., **.**.**** рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кемерово общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: В.Б. Прошин Решение в окончательной форме 10.01.2012г.