Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-3970/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего Исаковой Е.И.

При секретаре Калининой А.

С участием прокурора Пачгиной О.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании

в г. Кемерово 06.10.2010 г.

дело по заявлению прокурора г. Кемерово в интересах РФ, неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону, недействующим со дня вступления в силу решения Кемеровского городского Совета народных депутатов №302 «О тарифах ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение сточных вод на 2010 год»,

УСТАНОВИЛ:

27.11.2009 Кемеровским городским Советом народных депутатов со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ФЗ №210-ФЗ) принято решение №302 «О тарифах ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение сточных вод на 2010 год».

Согласно п. 1 решения с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлены тарифы ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение сточных вод согласно приложению.

руб./куб, м

1.

Холодная вода

1.1.

Потребители в жилищном секторе

14,93

1.2.

Прочие потребители

67,92

2.

Водоотведение сточных вод

2.1.

Потребители в жилищном секторе

8,97

2.2.

Прочие потребители

53,07

Решение опубликовано в приложении «Вестник Кемеровского городского Совета народных депутатов» к газете «Кемерово», № 49, 04.12.2009, «Кемерово» (спецвыпуск), № 48/1, 28.11.2009..

Прокурор просит признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов № 302 от 27.11.2009 «О тарифах ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод на 2010 год» противоречащим закону, недействующим со дня его вступления в силу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кемерово Пачгина О.В. заявление поддержала в полном объеме.

Представитель Кемеровского ГСНД полагает требования прокурора необоснованными, представил письменные возражения.

Представители администрации г. Кемерово, ООО «ПФ «Янтарь» и департамента цен и тарифов в Кемеровской области в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает заявление прокурора г. Кемерово обоснованным.

Согласно ст. 251 п.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст. 246 п. 3 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Судом установлено, что 27.11.2009 Кемеровским городским Советом народных депутатов со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ФЗ №210-ФЗ) принято решение №302 «О тарифах ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение сточных вод на 2010 год».

Согласно п. 1 решения с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлены тарифы ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение сточных вод согласно приложению.

Решение опубликовано в приложении «Вестник Кемеровского городского Совета народных депутатов» к газете «Кемерово», № 49, 04.12.2009, «Кемерово» (спецвыпуск), № 48/1, 28.11.2009.

На момент принятия оспариваемого нормативного акта регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 3 ФЗ №210-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 5 закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, в полномочия органов местного самоуправления входило, в том числе, осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены и в ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 28 Устава города, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов.

В силу ст.ст. 2, 3 ФЗ №210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с п. 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса при условии наличия различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей могут дифференцироваться для различных групп потребителей.

Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (потребители).

В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

• в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

• в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им
лицо, предоставляющее коммунальные услуги (п. 17 ст. 2 ФЗ №210-
ФЗ).

Таким образом, законодателем потребители действительно разделены на две группы:

1. потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе,

2.        иные потребители.

Однако, согласно Приложению к решению №302 тарифы ПФ «Янтарь» установлены по группам потребителей в нарушение требований п. 12 Основ ценообразования - без учета различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.

Тем самым, органом регулирования - Кемеровским городским Советом при отсутствии полномочий, создана новая норма регулирования порядка установления тарифов для организаций коммунального комплекса в указанной сфере правоотношений (в отличие от п. 12 Основ ценообразования).

Доводы представителя ГорСовета о том, что принимая оспариваемый нормативный акт, Горсовет руководствовался ФЗ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым установлены сроки прекращения установления тарифов по группам потребителей в целях ликвидации перекрестного субсидирования и допускается применение указанных положений без учета требований п. 12 Основ ценообразования, утвержденных постановлением правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520, суд не принимает во внимание.

Предметом правового регулирования Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ являются устанавливаемые указанным законом правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Данным законом не регулируются отношения в сфере регулирования тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для различных групп потребителей.

Кроме того, содержание норм решения №302 позволяет сделать вывод о том, что оспариваемым актом установлены ценовые ставки (тарифы) для потребителей по услугам, предоставляемых организациями коммунального комплекса.

Полномочия по установлению тарифов (ценовых ставок) для потребителей органам местного самоуправления не предоставлены.

В силу ст.ст. 2, 3 ФЗ №210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу Закона, представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги. Тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса подлежат включению (включаются) в состав цен (тарифов) для потребителей. Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не включаются в состав тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Цены (тарифы) для потребителей представляют собой ценовые ставки, которые включают в себя тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, являются их суммой, обеспечивающей производство товаров и услуг (необходимую валовую выручку) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению.) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

В связи с чем, положения решения №302 в силу своего содержания не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивает ее единообразного понимания и толкования правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции РФ принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ №210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (части 2, 3, 7 статьи 9 Закона).

На территории города Кемерово согласование производственных программ организаций коммунального комплекса в силу ст. 5 ФЗ №210-ФЗ, п.2 п/п. 23 ст. 28 Устава города, п.п. 2.2., 3.12. Порядка принятия решений об установлении тарифов организаций коммунального комплекса, утв. постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.06.2007 № 155 (опубликовано в газете «Кемерово», № 27, 06.07.2007, приложение «Вестник»), отнесено к полномочиям администрации города.

Правовой формой управленческой деятельности в местном самоуправлении в соответствии со ст. 2 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003 являются муниципальные правовые акты, которые представляют собой обязательные для исполнения на территории муниципального образования документально оформленные решения, принятые населением непосредственно, органами или должностными лицами местного самоуправления, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным органам. В систему муниципальных правовых актов включаются нормативные и ненормативные правовые акты, имеющие индивидуальный характер.

Нормативные правовые акты представляют собой письменно оформленный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений - согласно ст.ст. 43, 44 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003, ст. 45 Устава зла, утв. постановлением Кемеровского городского Совета народных штатов №253 от 24.06.2005, к ним относятся постановления Администрации Кемерово.

Ненормативные акты носят индивидуальный характер - согласно ст.ст. 44 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003, ст. 45 Устава города – распоряжения администрации г. Кемерово. Они всегда предназначены для решения индивидуально-определенной правовой ситуации. За ее пределами ненормативный акт не имеет никакой юридической силы. Согласно ч.ч. 4, 6 ст. 43 ФЗ №131-Ф3 распоряжения Главы муниципального образования, если он исполняет полномочия местной администрации издаются по вопросам организации работы местной администрации, которую он возглавляет на основе единоначалия.

Положения, закрепленные в распоряжении от 26.11.2009 №5211, о согласовании производственной программы, направлены на возникновение обязательных правовых предписаний, рассчитанных на регулирование общественных отношений, являются основанием для установления представительным органом местного самоуправления тарифов ПФ «Янтарь» определение ВАС РФ от 22.09.08 №11397/08 по делу № А60-1230/2008-С9).

Вопросы организации работы местной администрации распоряжение № 5211 не регулирует.

В связи с чем, издание правового акта по согласованию производственной программы предприятия в форме ненормативного правового акта осуществлено в противоречии ч. 3 ст. 7, ст. 43 ФЗ №131-Ф3 от 06.10.2003, ст. 2, 9, 45 Устава города.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определено, что если при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства к форме (виду), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, то суд вправе принять решение об удовлетворении заявления о признании акта недействующим без исследования обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Указанное является основанием для неприменения распоряжения №5211. Действия по его исполнению:

•         нарушают п. 2 ст. 3 ФЗ №210-ФЗ, определяющего обязательность
установленного указанным Федеральным законом порядка и
правил, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

•         ставят под сомнение исполнение принципа единства правового
пространства на территории Российской Федерации,
гарантированного ст. 15 Конституции РФ.

Несмотря на обязательность соблюдения порядка установления тарифов, горСоветом решение №302 об утверждении тарифов ПФ «Янтарь» принято на основе правового акта, не порождающего правовые последствия. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой деятельности, в том числе - правотворческой, связанной с установлением норм муниципального права.

Принятие правовых актов при превышении полномочий, в противоречии федеральному законодательству, не отвечающих критериям определенности, ясности и недвусмысленности регулирования, создают возможности злоупотребления для должностных лиц, осуществляющих функции по исполнению правовых актов, препятствуют осуществлению прав и свобод граждан и организаций, ведет к нарушениям требований ст. ст. 5, 6 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» по осуществлению органами местного самоуправления мер по профилактике коррупции.

Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (п.3).

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (п.4).

При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства, нормы закона, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Кемерово подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009г. № 302 «О тарифах ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод на 2010 год» недействующим со дня вступления указанного решения в силу.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 251-253 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Требования прокурора г. Кемерово удовлетворить.

Признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009г. № 302 «О тарифах ООО «Производственная фирма «Янтарь» на холодную воду, водоотведение и очистку сточных на 2010 год» недействующим со дня вступления указанного решения в силу.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский» областной суд в течение 10 дней.

Судья Е.И. Исакова

В окончательной форме решение изготовлено 15.10.2010 г.