Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-6754/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

05 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Каштанова А. С. к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Каштанов А.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Заявленные требования мотивирует следующим: истец является сиротой с детства. Мать истца – Ы., умерла **.**.****, отец – Ц., **.**.**** лишен родительских прав.

Распоряжением администрации г. Кемерово от 0.01.1997 г. установлена опека над Каштановым А.С. Й.., проживающей по адресу .... Закрепленного жилья истец не имеет. Истец проживает у родителей его жены по адресу ...

Истец как лицо, оставшееся без попечения родителей, состоит на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Общая городская очередь истца ###.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Истец просит обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Каштанову А. С., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в го отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснял, что является сиротой с детства. Зарегистрирован истец у бабушки и дедушки по адресу .... Проживает истец, его жена и их ребенок у родителей жены по адресу ... Истец состоит на очереди в предоставлении ему жилья. Собственного жилья истец не имеет.

Представитель истца Флусова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Мякишева М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Каштанов А.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории дети-сироты. Предоставив вне очереди социальное жилье Каштанову А.С., Администрацией города будут нарушены права других лиц, имеющих право на получение льготного жилья, которые стоят в очереди на жильё. В настоящее время у администрации нет возможности обеспечить всех нуждающихся в получении жилья.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее: Каштанов А. С., **.**.**** года рождения, относится к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Мать истца – Ы. умерла**.**.****, что подтверждается представленным суду свидетельством о смерти, выданным **.**.**** Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 03.04.1998 г., отец истца – Ц. лишили родительских прав в отношении сына Каштанова А.С.

Распоряжением Территориального управления Заводского района администрации г. Кемерово №16 от 0.01.1997 г. над Каштановым А.С. установлена опека Й.., проживающей по адресу ...

Указанная квартира принадлежит бабушке истца – Й.., и дедушке истца – Н.., на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 15.03.1994 г.

Истец зарегистрирован в квартире, принадлежащей его бабушке и дедушке по указанному выше адресу, что подтверждается представленной суду справкой ООО «Гарант +», выданной 17.03.2011 г. Указанное обстоятельство подтверждается также представленной суду справкой ГП КО «Центр технической инвентаризации КО» от 17.03.2011 г.

Фактически истец проживает по адресу ... что подтверждается поквартирной карточкой. Указанная квартира принадлежит на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 20.10.1993 г. ...

Брак между Каштановым А.С. и П. зарегистрирован **.**.**** что подтверждается свидетельством о заключении брака. После регистрации брака жене присвоена фамилия «Каштанова». **.**.**** г. родился Ж., что подтверждается свидетельством о рождении серии ###, выданным **.**.****

Из представленных суду сведений ОАО «Городское бюро недвижимости» от 11.03.2011 г., ГП «Центр технической инвентаризации КО» от 21.11.2011 г., Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 18.11.2011 г. следует, что у Каштанова А.С. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества.

Как следует из представленного суду письма администрации г. Кемерово, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с 29.12.2008 г. Общая городская очередь истца ###.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство.

Согласно ч.3-5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч. 2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади.

Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст.5 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.5, 7 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Согласно ст.4 Закона Кемеровской области №67-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 03.12.2010 №118-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2011 году – 20 540 тысяч рублей, что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Каштанова А.С. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Каштанова А.С. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью 14 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каштанова А. С. к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Каштанову А. С., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева