Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-7114/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

06 декабря 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Николаенко Э.А. **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Заводского района г. Кемерово обратился в суд в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Николаенко Э.А., **.**.**** года рождения, к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Заявленные требования мотивирует следующим:

Николаенко Э.А., **.**.**** года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 02.08.1990 г. мать Николлаенко Э.А. – Ы. лишена родительских прав**.**.**** умерла. Отец Николаенко Э.А. записан со слов матери.

На основании распоряжения Управления образования администрации г. Кемерово от 11.05.2004 г. №1133 Николаенко Э.А. находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно распоряжению администрации г. Кемерово от 08.09.2010 г., Николаенко Э.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку очередности. Общегородская очередь №1766. Закрепленного жилья Николаенко Э.А. не имеет. В настоящее время Николаенко Э.А. проживает по адресу ...

Истец просит обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Николаенко Э.А., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Анфилатова М.В. на заявленных исковых требованиях настаивала.

Николаенко Э.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что Николаенко Э.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории дети-сироты. Предоставив вне очереди социальное жилье Николаенко Э.А., администрацией города будут нарушены права других лиц, имеющих право на получение льготного жилья, которые стоят в очереди на жильё. В настоящее время у администрации нет возможности обеспечить всех нуждающихся в получении жилья.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее: Николаенко Э.А., **.**.**** года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Николаенко Э.А. - Ы. решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 02.08.1990 г. лишена родительских прав (л.д. 10).

Ы. **.**.**** умерла, о чем составлена запись акта о смерти ###, что подтверждается представленным суду свидетельством о смерти серии ###, выданным **.**.**** Отец Николаенко Э.А. – Й. записан со слов матери.

На основании распоряжения Управления образования администрации г. Кемерово от 11.05.2004 г. №1133 Николаенко Э.А. находилась на полном государственном обеспечении, над несовершеннолетней установлено попечительство Николаенко Е.А. (л.д. 9).

Из представленных суду сведений ОАО «Городское бюро недвижимости» от 01.11.2011 г., ГП «Центр технической инвентаризации КО» от 03.11.2011 г., Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 01.11.2011 г. следует, что у Николаенко Э.А. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества. Также отсутствуют сведения о правах на жилое помещение по адресу ...

Согласно распоряжению администрации г. Кемерово от 08.09.2010 г. ###, Николаенко Э.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку очередности (л.д. 11). Общегородская очередь Николаенко Э.А. ###.

Таким образом, обеспечение Николаенко Э.А. жильём поставлено в зависимость от наступления очереди.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство.

Согласно ч.3-5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади.

Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст.5 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.5, 7 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Законом Кемеровской области от 03.12.2010 № 118-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.4 Закона Кемеровской области №67-03, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 03.12.2010 №118-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2011 году – 20 540 тысяч рублей, что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Довод ответчика о том, что Николаенко Э.А. поставлена на учет и вне очереди жилое помещение ей не может быть предоставлено, поскольку в таком случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди, судом не может быть принят во внимание, так как предоставление лицам данной категории жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Николаенко Э.А. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Прокурора Заводского района г. Кемерово о предоставлении Николаенко Э.А. жилого помещения по договору социального найма общей площадью 14 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Николаенко Э.А., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева