Решение - требования удовлетворить.



Дело №2-5729/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Тихоновой Д.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

21 октября 2011 года

гражданское дело по иску Ащеулова А. С. к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Ащеулов А.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Заявленные требования мотивирует следующим: истец является сиротой с детства. В 2004 г. детский дом №6, в котором находился истец, был расформирован. Истец был определен в детский дом №105 г. Кемерово.

Распоряжением Территориального управления Заводского района Администрации г. Кемерово от 24.12.2003 г. Ащеулов А.С., **.**.**** года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время общая городская очередь истца ###.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Истец просит обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Ащеулову А. С., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивал. Суду пояснил, что является сиротой с детства. В 1994 г. умерла мать истца, где находится, не знает. В 2003 г. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как сироте. Однако, до настоящего времени жилое помещение истца как сироту не предоставлено. Жилой дом по адресу ..., в котором после рождения с родителями проживал истец, сгорел. 10 лет назад указанный жилой дом принадлежал на праве собственности бабушке истца – Ы.., умершей в **.**.**** г. В настоящее время истцу негде проживать и он живет на автомойке, где работает.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено следующее: на основании распоряжения Администрации Заводского района ### от 15.09.1994 г. «О помещении несовершеннолетних в детское учреждение», Ащеулов А.С. был помещен в детский дом №6, за ним закреплено жилое помещение по адресу .... Мать истца – Ж. умерла **.**.****, отец истца – Й. с 1994 г. находится в розыске (л.д. 7).

С 2004 г. Ащеулов А.С. на основании приказа ### от **.**.**** переведен из детского дома №6 в детский дом №105, что подтверждается представленным суду направлением ### от **.**.**** (л.д. 9).

По сведениям производственной службы Государственного предприятия Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» от 06.10.2011 г., жилой дом по адресу ..., принадлежит Ы. на основании дубликата свидетельства о праве на наследство по закону ### от 29.04.1999 г.

Как пояснил в судебном заседании истец, Ы. является его бабушкой, она умерла в **.**.**** г. Жилой дом, принадлежащий на праве собственности бабушке истца Ы. сгорел в 2003 г., по указанному адресу никто не проживает. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной суду справкой отдела милиции №4 УВД по г. Кемерово и представленными истцом фотографиями.

Распоряжением Территориального управления Заводского района Администрации г. Кемерово от 24.12.2003 г. Ащеулов А.С., **.**.**** года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 4-5). В настоящее время общая городская очередь истца ###.

Из представленных суду сведений Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 29.08.2011 г. следует, что у Ащеулова А.С. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества. Также отсутствуют сведения о правах на жилое помещение по адресу ....

Указанные выше обстоятельства подтверждаются также показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля.

Свидетель СВИДЕТЕЛЬ1 суду пояснила, что истец является ее родным братом. Свидетель, также как и истец, является сиротой. Мать умерла в **.**.**** г., а местонахождение отца никому неизвестно. Истец проживал в детском доме, своего жилья не имеет. В настоящее время истец живет на автомойке, где и работает. Жилой дом по адресу ..., принадлежал бабушке истца – Ы.., которая умерла в **.**.**** Указанный дом в 2003 г. сгорел. Истец с 2003 г. находится на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как сирота. Однако, до настоящего времени истцу жилье не предоставлено, проживать ему негде.

У суда нет оснований не доверять пояснениям свидетеля, поскольку они не противоречивы и подтверждаются письменными материалами дела.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство.

Согласно ч.3-5 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади.

Таким образом, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст.5 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.5, 7 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Согласно ст.4 Закона Кемеровской области №67-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 03.12.2010 №118-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2011 году – 20 540 тысяч рублей, что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

При этом, федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, орган местного самоуправления – Администрация г. Кемерово нарушает предоставленное законодательством право Ащеулова А.С. на жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Ащеулова А.С. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью 14 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ащеулова А. С. к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Ащеулову А. С., **.**.**** года рождения, вне очереди в черте г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

В окончательной форме решение изготовлено «________» ___________ 2011 г.

Судья Н.Н. Зверева