Дело №2-4826/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово В составе председательствующего Исаковой Е.И. При секретаре Букановой СВ. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово «10» октября 2011 Дело по иску Воронина С. В. к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Воронин С. В. обратился в суд с иском к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения. Требования мотивирует тем, что Воронин С. В., **.**.**** года рождения, является сиротой. С 01.09.1992г. находился на полном государственном обеспечении, обучался в МС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида ###». Выбыл 01.09.1999г. (приказ ### от 01.09.1999г.) в связи с окончанием 8 классов. С 01.09.1999г. обучался в ИРУ Профессиональное училище ### г. Кемерово по профессии «Мастер отделочных строительных работ». Сейчас ему 27 лет и на учет как нуждающегося в жилье его никто не ставил, тем самым считает, что были нарушены его права. Согласно пп. 2 п. 2 статьи 57 ЖК РФ, согласно которому, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с аб. 2 п. 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов, профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений -на органы исполнительной власти по месту жительства. В преамбуле ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано: «Настоящий ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет». Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом двадцатитрехлетнего возраста не может являться основанием для лишения его, гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Считает, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма не является. Просит суд обязать Администрацию г. Кемерово предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал. Представитель ответчика Мякишева М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Вопросы социальных гарантий детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Кемеровской области регулируются Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без. попечения родителей" (до 16.05.2006 на территории Кемеровской области действовал Закон от 26.03.2001 N 28-03 "О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 N 274 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма". Постановлением Кемеровского ГСНД от 28.10.2005 г. № 274 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово в размере 14 кв. м общей площади на одного человека. Судом установлено, что Воронин СВ. являлся воспитанником МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида ###» с 01.09.1992 г. по 01.09.1999 г., находился на полном государственном обеспечении, в связи с тем, что мать истца была лишена родительских прав и умерла. Факт того, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, представитель администрации г. Кемерово не оспаривал. С 01.09.1999г. обучался в ИРУ Профессиональное училище ### г. Кемерово по профессии «Мастер отделочных строительных работ». Воронину СВ. как выпускнику МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида ###» по ходатайству органа опеки и попечительства в лице отдела образования г. Кемерово было предоставлено жилое помещение по адресу ... на право занятия койко-места, что подтверждается представленной в материалы дела копией ордера от 10.06.2002 года. На основании договора хранения ### от 24.03.2011 года истцу передано на временное хранение для проживания с целью его хранения жилое помещение, расположенное по адресу: ... (л/д 6). В судебном заседании представитель администрации г. Кемерово пояснил, что поскольку истец не состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении и достиг возраста 23 -х лет, то он не имеет право на получение жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ. Указанные доводы суд не принимает во внимание. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Согласно п. 3 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права. На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона). Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не возложена, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом также не предусмотрена. В случае учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления на данном учете будут состоять только граждане, в отношении которых имело место обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не все граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Такой подход противоречит положениям абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Как следует из преамбулы Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Предоставление администрацией г. Кемерово жилого помещения по договору хранения для проживания в общежитие не является доказательством обеспечения его жилым помещением в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Требования Воронина С. В. удовлетворить. Обязать администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Воронину С. Валерьевичу на условиях договора социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления жилых помещений ( не менее 14 кв. м.), отвечающее санитарным, техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья Исакова Е.И. В окончательной форме решение изготовлено «14» октября 2011 года.