Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г.Кемерово В составе председательствующего Прошина В.Б. При секретаре Кузнецовой М.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово 08 февраля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Кемерово в интересах Макаровой А. Е. к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Истец прокурор города г.Кемерово обратился в суд с иском в интересах Макаровой А.Е. к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что Прокурором города Кемерово проведена проверка по обращению Макаровой А. Е. - лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - об отказе Администрации города Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. Проверкой установлено, что мать Макаровой А.Е. - Н. умерла **.**.****, отец - Г. решением Кировского районного суда от 19.06.2002г. лишен родительских прав. На основании распоряжения Управления образования Администрации города Кемерово «Об определении несовершеннолетних Макаровых в государственное учреждение» от 03.07.2002г. № 1449, Макарова А.Е. была помещена в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Распоряжением Администрации города Кемерово от 29.12.2003г. Макарова А.Е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако обеспечение его жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц. Просит суд обязать муниципальное образование в лице Администрации города Кемерово предоставить Макаровой А. Е. **.**.**** г.р., вне очереди в черте города Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м. В судебном заседание старший помощник прокурора г.Кемерово Сафронова И.И. на требованиях настаивала в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г.Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Истец Макарова А.Е. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась повесткой. Суд, заслушав участников процесса, рассмотрев письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что 13.12.2011г. Макарова А.Е. **.**.****г.р. обратилась в Прокуратуру г.Кемерово с заявлением о нарушении ее прав (л.д.8) Как видно из материалов дела, мать Макаровой А.Е. – Н. умерла **.**.****, отец – Г. - решением Кировского районного суда 19.06.2002г. лишен родительских прав (л.д. 11-12). На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 03.07.2002г. ### «Об определении в государственное учреждение» Макарова А.Е. была определена в госучреждение на полное государственное обеспечение (л.д.10). Согласно представленной справке от 18.07.2011г. Макарова А.Е. с 16.12.2002г. по 31.08.2004г. являлась воспитанницей Школы-интернат ... (л.д.18). Распоряжением Администрации города Кемерово от 29.12.2003г. Макарова А.Е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако обеспечение его жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц. По состоянию на 09.08.2011г. общегородская очередь №### (л.д.13) Макаровой А.Е. должно было быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилого помещения не предоставлено. Жилья на праве собственности или каком-либо другом праве Макарова А.Е. не имеет, согласно представленным сведениям ОАО «ГБН», ГП КО «ЦТИ КО» и Росреестра (л.д. 14, 15, 17). Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов. Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство. Согласно ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Аналогичные нормы закреплены ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади. Исходя из ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона Кемеровской области № 67-ОЗ обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц. В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-03 (ред. от 30.09.2008г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлена специальная норма о том, что дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5, 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Статьей 21 Закона Кемеровской области от 04.12.2007г. № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данные нормы также закреплены в п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке субвенций. Таким образом, законодатель исходит из того, что органы местного самоуправления обязаны исполнить обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если такие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке и для их реализации предоставлено финансовое обеспечение в необходимом размере. В противном случае, нарушаются гарантии конституционного принципа независимости местного самоуправления, в том числе и финансовой его основы, недопущения возложения на органы местного самоуправления самостоятельного финансирования расходов на реализацию отдельных государственных полномочий (ст. 12, 132-133 Конституции Российской Федерации). Статьей 4 Закона Кемеровской области № 67-03 предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом Кемеровской области от 03.12.2010г. № 118-03 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2011 году - 20540 тыс. руб., что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями. Однако федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 7, 39, 40 Конституции Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; гарантируется право на жилище, указанным в законе гражданам оно предоставляется бесплатно, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Органы власти не вправе отказываться от ранее взятых на себя обязательств, в том числе, издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку это противоречит положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации. Таким образом, отказ исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Кемерово от предоставления Макаровой А.Е. жилого помещения является незаконным и необоснованным. Это касается и ссылки на то, что внеочередное предоставление жилого помещения Макаровой А.Е. нарушит права впереди стоящих лиц, поскольку предоставление лицам данной категории жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г.Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57ЖКРФ. Ссылка представителя ответчика на недостаточность средств, выделяемых на предоставление жилья детям сиротам, суд находит несостоятельными, поскольку финансовые трудности, испытываемые властным органом не должны препятствовать гражданину в реализации его права, в данном случае права Макаровой А.Е. на предоставление жилого помещения. В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-03 (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-03) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека. Таким образом, истец Макарова А.Е., имея статус ребенка-сироты, при прекращении опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Макаровой А.Е. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено. То обстоятельство, что жилое помещение Макаровой А.Е. не предоставлено и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается материалами дела. Суд считает, что отказ Администрации г.Кемерово в предоставлении Макаровой А.Е., как ребенку-сироте, в предоставлении жилого помещения вне очереди необоснованным. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Макаровой А.Е. к Администрации г.Кемерово о предоставлении Макаровой А.Е., **.**.**** рождения, вне очереди в черте города Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию г.Кемерово предоставить в черте города Кемерово вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям Макаровой А. Е., **.**.**** рождения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово. Судья: В.Б. Прошин Решение в окончательной форме 13.02.2012г.