Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-1064/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Ларченко М.В.

при секретаре Богдановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«01» февраля 2012г.

гражданское дело по иску Шереметовой Г.М. к Администрации
г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Шереметова Г.М. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивирует тем, что ее родители Ы. и Й. решением Ленинского районного суда г. Кемерово по иску Ленинского территориального управления Администрации г. Кемерово к Ы., Й. и О. о лишении родительских прав от 11 июля 2001г. лишены родительских прав в отношении нее.

**.**.****. ее отец Й. умер, о судьбе матери ей неизвестно.

Распоряжением Администрации г. Кемерово от 20 февраля 2003г. «Об определении в детское государственное учреждение Шереметовой Г.М., 1990 года рождения» она была направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. В указанном распоряжении также указано, что жилой площади подлежащей закреплению она не имеет.

Так как на момент определения ее в детское учреждение жилого помещения подлежащего закреплению она не имела, то распоряжением Администрации г. Кемерово от 23 мая 2007г. «О принятии на учет граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и малоимущими» она была поставлена на очередь № 338 по категории детей-сирот не имеющих закрепленного жилья.

В настоящее время, она проживает в жилом помещении, общей площадью 19,2 кв.м, расположенном по адресу: ... на основании договора ### краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от 02 февраля 2011г., где ей предоставлено койко-место.

В августе 2011г. она обратилась в Администрацию г. Кемерово по вопросу предоставления ей жилого помещения. Ей был направлен ответ от 26 августа 2011г. № 17-07/7235 в котором сказано: «Вы с 20 марта 2007г. состоите на учете нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 26 августа 2011г. Ваша очередь № 1025. Приобретение жилых помещений для предоставления по договору социального найма детям-сиротам осуществляется администрацией города в пределах установленных лимитов по мере поступления денежных средств из областного бюджета. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет».

Считает, что данный ответ противоречит нормам действующего законодательств; нарушает ее права и законные интересы в полном объеме. В связи с тем, что администрация не предоставляет добровольно ей жилое помещение, она была вынуждена обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Просит суд обязать Администрацию г. Кемерово Кемеровской области предоставить ей вне очереди на состав семьи из 1-го человека, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте города Кемерово Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления жилья в г. Кемерово Кемеровской области из расчета 14 кв.м, на одного человека.

В судебное заседание Шереметова Г.М. не явилась, письменно просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 21).

Представитель истца Шереметовой Г.М. – Джирихина О.В., действующая на основании доверенности ### от 05 июля 2011г. (л.д. 5), требования доверительницы поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности ### от 30 декабря 2011г. (л.д. 22), исковые требования не признал.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования Шереметовой Г.М. подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что **.**.**** у родителей Й. и Ы. родилась дочь Шереметова Г.М., что подтверждается повторным свидетельством о рождении ### ###, выданным ОЗАГС Администрации г. Кемерово от 2 марта 2002г. (л.д. 7).

Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 11 июля 2001г. Ы. и Й. лишены родительских прав в отношении дочери Шереметовой Г.М. (л.д. 10-11).

**.**.**** Й. умер, о чем составлена запись акта о смерти ###, что подтверждается свидетельством о смерти ### ### от 10 марта 2003г., выданным Администрацией Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края (л.д. 9).

Распоряжением Администрации г. Кемерово № 232 от 20 февраля 2003г. Шереметова Г.М. была направлена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 14). Также в данном распоряжении указано, что жилой площади, подлежащей закреплению, и ценного имущества несовершеннолетняя не имеет.

Распоряжением Администрации г. Кемерово № 28 от 23 мая 2007г. Шереметова Г.М. поставлена на очередь для получения жилого помещения, очередь № 338 (л.д. 15).

Согласно справке № 27 от 31 марта 2008г., выданной Администрацией г. Кемерово, Шереметова Г.М. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь № 334 (л.д. 8).

Согласно свидетельству ### о регистрации по месту пребывания от 01 июня 2011г. Шереметова Г.М. зарегистрирована по адресу: ... на срок с 01 июня 2011г. по 01 февраля 2012г. (л.д. 17).

В августе 2011г. Шереметова Г.М. обратилась в Администрацию г. Кемерово с просьбой предоставить жилое помещение. 26 августа 2011г. Шереметовой Г.М. был получен ответ, в котором ей сообщалось, что по состоянию на 26 августа 2011г. ее очередь № 1025, а жилые помещения предоставляются в порядке очередности (л.д. 12).

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области № ### от 05 июля 2011г. следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения относительно имущества, принадлежащего Шереметовой Г.М., отсутствуют (л.д. 16).

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: ..., в котором истец зарегистрирована по месту пребывания, было предоставлено ей по договору найма.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд считает, что Шереметова Г.М., как ребенок-сирота, нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу Шереметовой Г.М. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено.

То обстоятельство, что жилое помещение Шереметовой Г.М. не предоставлено, и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается фактом принятия Шереметовой Г.М. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях распоряжением Администрации города Кемерово № 28 от 23 мая 2007г.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ст. 52 ЖК РФ).

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 30 июня 2007г.) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона (ч. 1 и 2 ст. 1).

С учетом установленного факта нуждаемости Шереметовой Г.М. в жилом помещении, она, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таким образом, законом субъекта Российской Федерации регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.

Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.

В соответствии с нормами ст. 35 БК РФ бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

При указанных обстоятельствах суд считает, что не предоставление истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57 ЖК РФ.

Ссылка представителя ответчика на недостаточность средств, выделяемых на предоставление жилья детям сиротам, а также на то, что при предоставлении жилья Шереметовой Г.М. будут нарушены права иных лиц, указанной категории, принятых на учет ранее, суд находит несостоятельными, поскольку финансовые трудности, испытываемые властным органом не должны препятствовать гражданину в реализации его права, в данном случае права Шереметовой Г.М. на предоставление жилого помещения. Более того, сама по себе закрепленная в законе гарантия на внеочередное получение жилого помещения, не предполагает постановку принятых на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальную очередь.

В силу требований ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При этом, исходя из буквального толкования указанных положений законодательства, закрепленная с законе норма о предоставлении жилого помещения на одного человека не менее нормы предоставления применяется независимо от того, предоставляется жилое помещение в очередном или внеочередном порядке.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28 октября 2005г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово в размере 14 кв. м общей площади на одного человека.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Шереметовой Г.М. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Шереметовой Г.М. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 кв. м общей площади.

Принимая во внимание, что исходя из положений ст. 15, 62 ЖК РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для проживания, свободным как фактически, так и юридически от прав третьих лиц, суд считает, что дополнительное указание на данные обстоятельства в решении суда, не требуется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шереметовой Г.М. удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Шереметовой Г.М., **.**.**** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 квадратных метров общей площади за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья М.В. Ларченко