Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г.Кемерово В составе председательствующего Трубиной И.Н. При секретаре Кузнецовой М.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово 06 февраля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г.Кемерово Кемерово в интересах Морозовой Е. А. к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Центрального района г.Кемерово обратился в суд с иском в интересах Морозовой Е.А. к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что Морозова Е. А., **.**.**** г.р., является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать, Г., отец, Ж., **.**.**** решением Рудничного районного суда г. Кемерово лишены родительских прав, **.**.**** умер). 27.05.99 Распоряжением №### заведующего отдела образования Территориального Управления Рудничного района Администрации г.Кемерово Морозова Е.А. определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение с закрепленным за несовершеннолетней жилым помещением, расположенным в .... Согласно справке заместителя главного государственного инспектора г. Кемерово по пожарному надзору от 17.09.2007 № 2484, бревенчатый дом, расположенный по указанному адресу, сгорел полностью в результате произошедшего 01.12.2001 пожара. 03.07.2002г. Распоряжением начальника территориального Управления Рудничного района г.Кемерово ### Морозова Е.А. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении по общему и льготному списку очередности. На 15.11.2011 общегородская очередь Морозовой Е.А. по категории «дети - сироты» ###. Морозова Е.А. является выпускницей Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 102». Настоящее заявление направлено прокурором района в суд в защиту интересов Морозовой Е.А. в сфере детства, социальной защиты и обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просит суд обязать Администрацию города Кемерово предоставить вне очереди в соответствии с п.2 Постановления Кемеровского Совета народных депутатов № 274 от 28.10.2005 «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, Морозовой Е. А., **.**.**** года рождения. В судебном заседании старший помощник прокурора Канаплицкая О.А. на требованиях настаивала в полном объеме. Истец Морозова Е.А. требования поддержала. Представитель ответчика Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 30.12.2011г., исковые требования не признал. Суд, заслушав участников процесса, рассмотрев письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что 28.11.2011г. Морозова Е.А. **.**.**** г.р. обратилась в Прокуратуру г.Кемерово с заявлением о нарушении ее прав (л.д.5). Как видно из материалов дела, родители Морозовой Е.А. – Г. и Ж. решением Рудничного районного суда г.Кемерово **.**.**** лишены родительских прав (л.д. 23-оборот). **.**.**** Ж. (отец истицы) умер. Распоряжением ### от 27.05.1999г. была Морозова Е.А. помещена в детское государственное учреждение, на полное гос. обеспечение (л.д.7). За Морозовой Е.А. было закреплено жилое помещение расположенное по адресу: .... С 16.11.2000г. по 17.09.2001г. Морозова Е.А. находилась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № ...» (л.д.8, 20). 01.12.2001г. закрепленное за истицей жилое помещение сгорело, что подтверждается справкой выданной заместителем начальника ПЧ-4 ОГПС-1 ГУВД КО, а также справкой выданной заместителем главного ГИ г.Кемерово по пожарному надзору от 17.09.2007г. (л.д.21, 15). Распоряжением начальника территориального Управления Рудничного района г.Кемерово ### от 03.07.2002г., Морозова Е.А. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении по общему и льготному списку очередности (л.д.22). На 15.11.2011г. общегородская очередь Морозовой Е.А. по категории «дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей» ### (л.д.18). 02.02.2011г. между Морозовой Е.А. и Администрацией г.Кемерово был заключен договор № с-9992 краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования, согласно которому ей предоставлено во владение и пользование жилое помещение расположенное по адресу: ... (л.д.9-оборот). Как пояснила сама истица в судебном заседании, в настоящее время она проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., со своим ребенком. Данный факт также подтверждается представленным свидетельством о регистрации ### (л.д.6). В настоящее время, жилья на праве собственности или каком-либо другом праве Морозова Е.А. не имеет, согласно представленным сведениям ОАО «ГБН», ГП КО «ЦТИ КО» и Росреестра (л.д. 16, 17, 25, 26). В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов согласно установленным законом нормами. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В п.3 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Кроме того, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен статьей 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-03, согласно которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Кемеровской области 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детях попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма". Расходы на реализацию мер по обеспечению дополните жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансы (ст. 4 Закона № 67-ОЗ). Таким образом, истец Морозова Е.А., имея статус ребенка-сироты, при прекращении опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Морозова Е.А. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено. То обстоятельство, что жилое помещение Морозовой Е.А. не предоставлено и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается материалами дела. Суд считает, что отказ Администрации г.Кемерово в предоставлении Морозовой Е.А., как ребенку-сироте, в предоставлении жилого помещения вне очереди необоснованным по следующим основаниям. Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Частями 3, 4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ). Согласно ст. 8 п. 1 п.п. 2 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. N 165 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органы местного самоуправления приобретают жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Законом Кемеровской области от 26.03.2001г. № 28-03 "О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п. 2 ст. 4 предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, целевой безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Такая субсидия предоставляется при отсутствии необходимого жилого фонда за счет средств бюджета Кемеровской области. С учетом установленного факта нуждаемости Морозовой Е.А. в жилом помещении, как ребенок-сирота, она имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Статьей 21 Закона Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данные нормы также закреплены в п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке субвенций. Таким образом, законодатель исходит из того, что органы местного самоуправления обязаны исполнить обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если такие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке и для их реализации предоставлено финансовое обеспечение в необходимом размере. В противном случае, нарушаются гарантии конституционного принципа независимости местного самоуправления, в том числе и финансовой его основы, недопущения возложения на органы местного самоуправления самостоятельного финансирования расходов на реализацию отдельных государственных полномочий (ст. 12, 132-133 Конституции Российской Федерации). Статьей 4 Закона Кемеровской области № 67-03 предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Однако федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 7, 39, 40 Конституции Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; гарантируется право на жилище, указанным в законе гражданам оно предоставляется бесплатно, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Органы власти не вправе отказываться от ранее взятых на себя обязательств, в том числе, издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку это противоречит положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации. Таким образом, отказ исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Кемерово от предоставления Морозовой Е.А. жилого помещения является незаконным и необоснованным. Это касается и ссылки на то, что внеочередное предоставление жилого помещения Морозовой Е.А. нарушит права впереди стоящих лиц, поскольку предоставление лицам данной категории жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г.Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57ЖКРФ. Ссылка представителя ответчика на недостаточность средств, выделяемых на предоставление жилья детям сиротам, суд находит несостоятельными, поскольку финансовые трудности, испытываемые властным органом не должны препятствовать гражданину в реализации его права, в данном случае права Морозовой Е.А. на предоставление жилого помещения. В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-03 (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-03) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека. С учетом изложенного, суд считает, что Морозова Е.А. имеет право на предоставление жилой площади. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах Морозовой Е.А. о предоставлении вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию г.Кемерово предоставить в черте города Кемерово вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям Морозовой Е. А., **.**.**** рождения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово. Судья: В.Б. Прошин Решение в окончательной форме 09.02.2012г.