Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-991/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего Исаковой Е.И.

При секретаре Букановой С.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«13» февраля 2012 года

Дело по иску Красавина А. В. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Красавин А. В. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что мать истца К. решением Заводского районного суда г. Кемерово по делу № 2-4592/95г. по иску Органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Заводского района г. Кемерово к К. о лишении родительских прав и передаче детей органу опеки и попечительства от 23.10.1995 г. лишена родительских прав в отношении истца.

Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

21.11.1995 г. распоряжением администрации Заводского района г. Кемерово ### от 21.11.1995 г. «Об опеке над несовершеннолетним Красавиным А. В.» над истцом установлена опека и назначен опекун С..

Распоряжением администрации города Кемерово от 13.06.2001 г. ### «О снятии опеки» в связи с определением его в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение опека отменена, С. освобождена от обязанностей опекуна.

Распоряжением администрации города Кемерово от 13.06.2001 г. ### «О направлении несовершеннолетнего в детское учреждение» он был направлен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. С 01.11.2011 г. по 19.12.2005 г. истец находился на полном государственном обеспечении в МОУ «...». 12.02.2004 г. распоряжением администрации города Кемерово «О постановке на очередь» он поставлен на общую и льготную очередь среди детей сирот. Состав семьи 1 человек.

В настоящее время, истец временно выехал проживать в город Прокопьевск, так как проживать в городе Кемерово не имеет возможности, так как арендовать жилье ему «не по карману» в связи с тем, что 16.02.2008 г. он женился, а 30.04.2008 г. у него родился ребенок О..

В сентябре 2010 года он обратилась в администрацию города Кемерово по вопросу предоставления ему жилого помещения.

Истцу был направлен ответ от 01.10.2010 г. ### в котором сказано: «К сожалению, администрация города не вправе предоставить Вам жилое помещение в настоящее время, поскольку это повлечет нарушение прав детей-сирот, вставших на учет раньше Вас».

Считает, что данный ответ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в полном объеме. В связи с тем, что администрация не предоставляет добровольно истцу жилое помещение, он был вынужден обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Просит суд обязать Администрацию г. Кемерово Кемеровской области предоставить Красавину А. В., **.**.**** года рождения вне очереди на состав семьи из 1-го человека, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте города Кемерово Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учетом нормы предоставления жилья в г. Кемерово Кемеровской области из расчета 14 кв.м, на одного человека.

Истец в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истцам Джирихина О.В., действующая на основании доверенности от 14.09.2011 года на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 20.12.2011 года исковые требования не признал.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.

Достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки.

В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, декларирующих человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию как социальное государство.

Согласно ч. 3-5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением; по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Аналогичные нормы закреплены ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Кемеровской области № 67-03).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово на одного человека составляет 14 кв. метров общей площади. Исходя из ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона Кемеровской области № 67-03 обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 (ред. от 30.09.2008) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлена специальная норма о том, что дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5, 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Статьей 21 Закона Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-03 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» введен в действие Закон Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данные нормы также закреплены в п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке субвенций.

Таким образом, законодатель исходит из того, что органы местного самоуправления обязаны исполнить обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если такие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном законом порядке и для их реализации предоставлено финансовое обеспечение в необходимом размере. В противном случае, нарушаются гарантии конституционного принципа независимости местного самоуправления, в том числе и финансовой его основы, недопущения возложения на органы местного самоуправления самостоятельного финансирования расходов на реализацию отдельных государственных полномочий (ст. 12, 132-133 Конституции Российской Федерации).

Статьей 4 Закона Кемеровской области № 67-03 предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законом Кемеровской области от 03.12.2010 № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по г. Кемерово предусмотрено в 2011 году -20540 тыс. руб., что является явно недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.

Однако федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 7, 39, 40 Конституции Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; гарантируется право на жилище, указанным в законе гражданам оно предоставляется бесплатно, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Органы власти не вправе отказываться от ранее взятых на себя обязательств, в том числе, издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку это противоречит положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что Красавин А.В. в соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Заводского районного народного суда г. Кемерово от 23.10.1995 года, мать Красавина А.В.К. лишена родительских прав в отношении сына (л/д 11).

На основании распоряжения администрации Заводского района г. Кемерово ### от 21 ноября 1995 года опекуном Красавина А.В. назначена С. (л/д 8).

Распоряжениями от 13.06.2001 года опека над Красавиным отменена, несовершеннолетний помещен в детское учреждение на полное гособеспечение, за несовершеннолетним закреплено право проживания по адресу ...

Согласно представленного в материалы дела ответа Росреестра данные о собственниках указанного жилого помещения ЕГРП отсутствуют.

Распоряжением администрации г. Кемерово ### от 12.02.2004 года Красавин А.В. по категории дети-сироты поставлен на очередь на получение жилья (л/...).

В судебном заседании представитель истца пояснила, что в настоящее время истец зарегистрирован по адресу: г. Прокопьевск, ..., указанная квартира принадлежит родственникам жены, зарегистрирован, поскольку ему необходимо было получать документы. Ранее был зарегистрирован в детском учреждении.

Согласно свидетельства о госрегистрации права собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ... принадлежит на праве собственности ИНЫМ ЛИЦАМ (л/д 33-34).

Несмотря на то, что в настоящее время Красавин А.В. имеет право на обеспечение его жилым помещением, и что права и законные интересы Красавина А.В. в силу ст. 4 ФЗ №159-ФЗ на дополнительные гарантии по социальной поддержке должны обеспечиваться и охраняться государством, он жилым помещением не обеспечен, что в свою очередь является не только нарушением его прав и законных интересов, но и грубым нарушением приведенного законодательства в целом.

Отсутствие жилья влечет существенное нарушение прав и законных интересов Красавина А.В.

Отсутствие в собственности Красавина А.В., **.**.**** г.р. жилого помещения подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, справкой ЦТИ КО (л/д 26-27).

Суд не может принять во внимание доводы ответчика администрации г. Кемерово о том, что в настоящее время Красавину А.В. не может вне очереди быть предоставлено жилое помещение из-за отсутствия финансирования, и что истец принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление жилого помещения вне очереди нарушит права иных лиц, поскольку законом Красавину А.В. предоставлено право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Законом Кемеровской области от 16 мая 2006 года N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и ЖК РФ обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не связана с очередностью и наличием других граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления – администрацию г. Кемерово.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца о предоставлении вне очереди жилого помещения, на условиях договора социального найма исходя из нормы предоставления жилой площади не менее 14 кв. м., установленной Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов № 274 от 28.10.2005 г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 94-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красавина А. В. удовлетворить.

Обязать администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Красавину А. В., **.**.**** года рождения жилое помещение по договору социального найма по месту его жительства (в черте г. Кемерово) общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений (14 кв.м.), отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.

Судья Исакова Е.И.