Дело №2-6418/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово В составе председательствующего Исаковой Е.И. При секретаре Букановой СВ. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово «22» декабря 2011 года Дело по иску Хахалина Александра Петровича к администрации г. Кемерово о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения вне очереди, УСТАНОВИЛ: Хахалин Александр Петрович обратился в суд с иском к администрации г. Кемерово о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения вне очереди. Требования мотивирует тем, что с момента своего рождения истец находился под опекой государства, о чем свидетельствуют: решение Исполнительного комитета Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 25.04. 1984 г. за № 174 «О направлении несовершеннолетнего в детский дом»;. справка ### от 01.09. 1996 г. о том, что я являюсь сиротой. Опекуном в отношении истца, как из числа родных, так и чужих людей, никто не назначался. С 22.11. 1999 г. (с 18 лет) по 21.11. 2005 г. (по 24 года) истец отбывал наказание в виде лишения свободы в ЛИУ ### ..., следовательно, до достижения 23-х летнего возраста по этой причине не смог встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 18.05. 2011 г. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющему статус сироты, но официального ответа на данное заявление не получил, а из промежуточного ответа от 14.06. 2011 г. за ### следует, что вопрос о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должен был быть рассмотрен на комиссии по жилищным вопросам территориального управления Заводского района г. Кемерово 29.06. 2011 г. В настоящее время истец продолжает относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Свое право на жилое помещение не реализовал, так как до настоящего времени жилое помещение ему не было предоставлено. Также в настоящее время у истца образовалась семья, состоящая из трех человек, а именно: родился сын , **.**.**** которого он признал, но в органе ЗАГС(а) его зарегистрировали на фамилию его гражданской супруги - , **.**.**** В настоящее время у истца не имеется какого-либо своего жилья, как по договору социально найма, так и в собственности, о чем свидетельствуют документы из ГП «ЦТИ по КО», ГБН г. Кемерово и УФСГРДиК по КО. Просит суд признать Хахалина Александра Петровича, **.**.**** принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; 2. Обязать, ответчика Администрацию города Кемерово, предоставить вне очереди Хахалину Александру Петровичу, **.**.****, имеющему статус сироты, пригодное для проживания жилое помещение в черте города Кемерово по договору социального найма с учетом нормы предоставления жилья в г. Кемерово в размере не менее 14.0 кв.м. В судебном заседании истец, представитель истца Щербинин А.Н., действующий на основании доверенности от 17.05.2011 года на исковых требованиях настаивали. Представитель ответчика Фролов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования удовлетворению не подлежат. Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Вопросы социальных гарантий детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Кемеровской области регулируются Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без. попечения родителей" (до 16.05.2006 на территории Кемеровской области действовал Закон от 26.03.2001 N 28-03 "О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 N 274 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма". Постановлением Кемеровского ГСНД от 28.10.2005 г. № 274 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово в размере 14 кв. м общей площади на одного человека. Судом установлено, что Хахалин А.П. являлся воспитанником Детского дома № 1 с 11.09.1984 г. по 31.08.1988 г., с 01.08.1088 г. по 01.09.1995 г. проживал и обучался в школе-интернат ###, находился на полном государственном обеспечении (л/д 28-29). В 1996 году закончил ГПТУ ###. С 22.11.1999 г. по 21.11.2005 г. истец отбывал наказание в виде лишения свободы в ЛИУ ### .... Из представленных суду сведений Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области от 24.04.2010 г., справки ГП КО «Центр технической инвентаризации» следует, что у Халина А.П. отсутствуют какие-либо права на объекты недвижимого имущества (л.д. 13-14). В настоящее время Хахалин А.П. зарегистрирован временно по адресу: г. Кемерово, .... 18.05.2011 года истец обратился в администрацию г. Кемерово с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющем статус сироты (л/д 17-18). Согласно ответа администрации г. Кемерово от 14.06.2011 года заявление вопрос о принятии на учет будет рассмотрен 29.06.2011 г. В судебном заседании представитель администрации г. Кемерово пояснил, что поскольку истец не состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении и достиг возраста 23 -х лет, то он не имеет право на получение жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста, то есть двадцати трех лет. Исходя из положений действующего законодательства, право требования предоставления жилья во внеочередном порядке считается утраченным, если гражданин обратился по этому вопросу в компетентные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста. Следовательно, действие Закона N 159-ФЗ на них уже не распространяется. В обоснование своих доводов истец указывает на то обстоятельство, что он не мог своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, поскольку находился в местах лишения свободы. Однако суд считает, что указанные доводы не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований. Из представленной в материалы дела справки ### (л/д 12) следует, что истец, освободился из мест лишения свободы 21.11.2005 года, однако не выражал свое волеизъявление, направленное на принятие органом муниципального образования его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, хотя препятствий к этому не было и обратился только 18.05.2011 года. Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные исковые требования Хахалина А.П. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Отказать Хахалину Александру Петровичу в удовлетворении требований. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья Исакова Е.И. В окончательной форме решение изготовлено «10» января 2012 года.