Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Кемерово в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А., при секретаре Лютенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 10 февраля 2011 г. гражданское дело по заявлению Оськина В. В., Оськиной Д. В. об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в части утверждения отчета об оценке кадастровой стоимости земельного участка и другим требованиям, у с т а н о в и л : Заявители Оськин В.В. и Оськиной Д.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в части утверждения отчета об оценке кадастровой стоимости земельного участка и другим требованиям. Свое заявление мотивировали тем, что являются собственниками земельного участка общей площадью 559 кв.м., расположенного по адресу: ..., кадастровый номер объекта: ###. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности заявителей на указанный объект, каждому из заявителей принадлежит 1/2 доля в праве собственности на объект. Земельный участок заявителей с кадастровым номером ### расположенный по адресу: ..., общей площадью 559 +/-8 кв.м был образован в связи с выделом части земельного участка, принадлежащей Б. из земельного участка, расположенного по адресу: ..., общей площадью 808,38 +/- 9,95 кв.м, кадастровый номер бывшего земельного участка: ###. Данный выдел был произведен на основании Определения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 19 марта 2010 года по делу № 2-1748/2010 об утверждении мирового соглашения между Оськиным В.В., Оськиной Д.В., Б. В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок, принадлежащий заявителям, его кадастровая стоимость составляет 4 079 665 рублей 85 копеек, а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 7 298 рублей 15 копеек/кв.м. Результат кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559+/- 8 кв.м. не утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области». Размер кадастровой стоимости, равный 4 079 665 рублям 85 копейкам (удельный показатель 7 298 рублей 15 копеек/кв.м) был выведен исходя из утвержденного указанным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ###, существовавшего до указанного выше раздела земельного участка. При этом утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 года удельный показатель кадастровой стоимости не соответствует утвержденному Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» уровню кадастровой стоимости земельных участков для данного кадастрового квартала, равному для седьмого вида разрешенного использования 7 253 рублям 55 копейкам. Согласно отчету № 20/04-10 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ### подготовленного Индивидуальным предпринимателем А., таковая составляет на 25.10.2010 года 1 400 000 рублей, а на 25.10.2007 года - 1 300 000 рублей. Сравнив рыночную стоимость земельного участка с кадастровой стоимостью, не согласившись с результатом кадастровой стоимости, действиями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и территориальных органов федеральной службы по формированию кадастра объектов недвижимости в части внесения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ответчикам, явно превышающей рыночную стоимость объекта, Оськин В.В. и Оськина Д.В. решили обратиться в суд с целью защиты своих нарушенных прав. Согласно частям 1 и 5 ст. 65 и ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее, Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования. Согласно п. 5 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В силу п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Правопреемником Федерального агентства кадастра и картографии РФ является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил). Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее, Методические указания), а Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее, Административный регламент). Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний. Согласно п. 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: • Определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; • Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; • Группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; • Сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; • Построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; • Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. С учетом того факта, что утвержденная кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ответчикам, явно завышена, не соответствует рыночной стоимости объекта, при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельного участка данные методические рекомендации соблюдены не были, не был определен состав факторов стоимости, не проведен сбор сведений о значении этих факторов, не проведен сбор рыночно информации. Пункт 2.2.5 Методических указаний в целях определения достоверности собранной рыночной информации предписывает провести ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей. Причем, статистическая модель, согласно п. 2.2.1 Методических указаний, утвержденных Приказом Правительства РФ № 39, строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. Указанное, в свою очередь, согласуется с положениями пункта 5 Правил, предусматривающими осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Таким образом, расчет удельного показателя строится на сведениях о рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Кроме того, отчет об определении кадастровой стоимости земельного участка должен в отношении каждого отдельного земельного участка содержать следующие сведения. Согласно п. 9.2 Административного регламента отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать. использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка, сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254 (далее, Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: • В отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); • Информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); • Содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); • Состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости). Также, в соответствии с п. 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков должно содержаться описание последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:908, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. При этом Управления Федерального агентства кадастра и картографии субъектов Российской Федерации, а после наступления правопреемства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии субъектов Российской Федерации, согласно п. 8 Административного регламента, должны осуществлять контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Составленный по заказу Оськина В.В. отчет об определении рыночной стоимости принадлежащего заявителям земельного участка полностью соответствует указанным требованиям законодательства о проведении оценки в части определения рыночной стоимости объекта, оценщик подробно описал выбранные им методы (подходы), применяемые при проведении оценки, также объяснил причины отказа от использования таких подходов в определении оценки, как затратный и доходный подходы. Также в отчете № 20/04-10 подробно указаны аналоги, применяемые при определении рыночной стоимости, а также источники информации, что способствует проверяемости результатов проведенной оценки. Указанный отчет, приложенный к тексту заявления, полностью соответствует всем вышеуказанным требованиям. При этом заявителям Оськину В.В. и Оськиной Д.В. не предоставили возможности ознакомиться с отчетом об определении кадастровой стоимости их земельного участка, расположенного по адресу: .... Соответствующие запросы о предоставлении копии отчета и о разъяснении порядка проведения кадастровой оценки данного конкретного земельного участка были направлены заинтересованным лицам: в Управление Росреестра по Кемеровской области и в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, однако ответа от заинтересованных лиц не поступило. j Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: • подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; • формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; • выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; • контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; • проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; • утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. То есть, государственная кадастровая оценка проводится посредством ряда взаимосвязанных процедур, перечисленных выше, по заказу и под контролем Управления Росреестра, итогом которых является внесение сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости Управлением в Государственный земельный кадастр. Согласно пункту 9.8. Регламента в срок не более одного месяца с даты получения от Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации отчета Росреестр производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из решений (о принятии результата оценки или о непринятии результата оценки), которое оформляется актом проверки. Внесение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной с нарушением требований действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителей, связанные с уплатой установленного земельным законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости. Соответственно, определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:908 площадью 559 +/- 8 кв.м. в сумме 4 079 665 рублей 85 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м., и внесение данных сведений в государственный кадастр недвижимости нарушают права заявителей. Недостоверная оценка внесена Управлением Росреестром по Кемеровской области, однако на момент подачи заявления обязанности по ведению государственного реестра недвижимости, согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 года № П/93, возложены на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, соответственно, именно на него может быть возложена обязанность об исключении из реестра недостоверных сведений о кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером ### Отчет оценщика ФГУП «Кадастровый центр «Земля», проводившего оценку всех земель на территории Российской Федерации, заявителям не был предоставлен ни Управлением Росреестра по Кемеровской области, ни ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области. Данный отчет также может находиться в оригинале у заинтересованного лица ФГУП «Кадастровый центр «Земля», проводившего оценку. Т.к. участие данного заинтересованного лица в судебном заседании может оказаться невозможным в связи с его нахождением в г. Москва, а также в связи с наличием у него права ходатайствовать о рассмотрении дела в его отсутствие, исследование доказательств, которые заявитель не может предоставить в силу объективных причин, может оказаться затруднительным. Соответственно, с учетом правил ст. 64 ГПК РФ, суд может обеспечить доказательство - отчет по определению кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер: ### истребовать надлежащим образом заверенную копию данного доказательства у ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, ФГУП «Кадастровый центр «Земля». В связи с указанным просили: признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559 +/- 8 кв.м, расположенным по адресу: ..., проведенной ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м., принадлежащего на праве общей долевой собственности Оськину В. В. и Оськиной Д. В., выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559 +/- 8 кв.м., расположенным по адресу: ..., с кадастровой стоимость в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м. Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559 +/- 8 кв.м., расположенным по адресу: ..., с кадастровой стоимость в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м., выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области. Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 559 кв.м. +/- 8 кв.м., расположенного по адресу: ..., в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м. Обязать ФГУ «Федеральный кадастровый центр «Земля» по Кемеровской области произвести кадастровую оценку стоимости земельного участка общей площадью 559 +/- 8 кв.м, расположенного по адресу: ..., с учетом произведенной по заданию заявителя оценки рыночной стоимости земельного участка, определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере, не превышающем: 1 400 000 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - в размере, не превышающем 2 504 рублей 47 копеек. В процессе рассмотрения дела, заявители уточнили свои требования. Заявлением от 21.12.2010 года просили: признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559 +/- 8 кв.м, расположенным по адресу: ..., проведенной ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м., принадлежащего на праве общей долевой собственности Оськину В. В. и Оськиной Д. В., выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559 +/- 8 кв.м., расположенным по адресу: ..., с кадастровой стоимость в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м. Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559 +/- 8 кв.м., расположенным по адресу: ..., с кадастровой стоимость в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м., выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области. Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 559 кв.м. +/- 8 кв.м., расположенного по адресу: ..., в размере 4 079 665 рублей 85 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7 298 рублей 15 копеек /кв.м. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 559 +/- 8 кв.м, расположенного по адресу: ..., равную рыночной стоимости земельного участка, определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 400 000 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - в размере 2 504 рублей 47 копеек. В судебное заседание Оськин В.В. и Оськина Д.В., извещенные надлежащим образом, не явились. Письменными заявлениями просили дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель заявителей Трезубов Е.С., действующий на основании доверенностей, на доводах заявления настаивал. Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также представители заинтересованных лиц: ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представители ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» письменными заявлениями просили дело рассмотреть в отсутствие своих представителей. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в дело в порядке ст. 35 ГПК РФ представлены письменные отзывы по доводам заявления. С учетом мнения представителя заявителей, а также положений ст. 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя заявителей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требованиях следует отказать. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что собственниками земельного участка общей площадью 559 кв.м., расположенного по адресу: ..., кадастровый номер объекта: ###. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности заявителей на указанный объект, каждому из заявителей принадлежит 1/2 доля в праве собственности на объект. Земельный участок заявителей с кадастровым номером ### расположенный по адресу: ..., общей площадью 559 +/-8 кв.м был образован в связи с выделом части земельного участка, принадлежащей Б. из земельного участка, расположенного по адресу: ..., общей площадью 808,38 +/- 9,95 кв.м, кадастровый номер бывшего земельного участка: ###. Данный выдел был произведен на основании Определения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 19 марта 2010 года по делу № 2-1748/2010 об утверждении мирового соглашения между Оськиным В.В., Оськиной Д.В., Б. В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок, принадлежащий заявителям, его кадастровая стоимость составляет 4 079 665 рублей 85 копеек, а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 7 298 рублей 15 копеек/кв.м. Результат кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### площадью 559+/- 8 кв.м. не утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области». Размер кадастровой стоимости, равный 4 079 665 рублям 85 копейкам (удельный показатель 7 298 рублей 15 копеек/кв.м) был выведен исходя из утвержденного указанным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### существовавшего до указанного выше раздела земельного участка. При этом утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от 27.11.2008 года удельный показатель кадастровой стоимости не соответствует утвержденному Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» уровню кадастровой стоимости земельных участков для данного кадастрового квартала, равному для седьмого вида разрешенного использования 7 253 рублям 55 копейкам. Определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### (7 ВРИ) было осуществлено с применением Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222. Согласно п. 2.1.17 данных методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Согласно Постановлению коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### составляет 7298,15 руб./кв.м. С учетом данного показателя (7298,15 руб./кв.м.) и на основании методических указаний, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 Управлением была правомерно определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ###. Результат определения кадастровой стоимости данного участка отражен в акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 27.07.2010. Расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### был произведен в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 №39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее - Методические указания). В соответствии с п. 2.2.1. Методических указаний, п. 3.2. Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (далее - Технические рекомендации) работы по расчету кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляются с использованием специального программного обеспечения «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов» (далее - СПО) на основе построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в следующем порядке: - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Определение состава факторов стоимости (п. 2.2.2. Методических указаний, стр. 50 Отчета) Факторы стоимости земельных участков определялись на основании Таблицы 2 «Примерный перечень факторов стоимости земельных участков» Приложения 7 Технических рекомендаций, анализа обзоров рынка недвижимости Кемеровской области, а также решений, принятых на заседании межведомственной комиссии. Окончательный состав факторов стоимости земель г. Кемерово был согласован Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель г.Кемерово от 30.08.2007 (прилагается). Согласно данному протоколу было согласовано 43 фактора стоимости, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков города Кемерово, т.е. в данном случае, выбор данного состава факторов стоимости, является обоснованным. Сбор сведений о значениях факторов стоимости (п. 2.2.3. Методических указаний, стр. 50, 51 Отчета) Сведения об источниках информации о значениях факторов стоимости, соответствующих запросах, ответах на данные запросы приводятся по форме Таблицы 2 Приложения 7. В целях определения значений факторов стоимости земельных участков и отображения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были сформированы цифровые тематические карты населенных пунктов. Для определения значений факторов стоимости земельных участков слои цифровых тематических карт были загружены и обработаны в СПО (п. 3.2.3.3. Технических рекомендаций). Полученные, при этом, значения факторов стоимости отражаются в различных таблицах Отчета, в частности (применительно к расчету кадастровой стоимости указанного земельного участка), в Таблицах 7, 13. 15.1. 15.2 Приложения 7. Группировка земельных участков (п. 2.2.4. Методических указаний, стр.51 - 53 Отчета) При анализе рынка целесообразно разделение всех городских населенных пунктов в различные группы по сопоставимому уровню цен и социально-экономической ситуации на рынке. Поэтому был введен фактор стоимости «Группировка» в СПО. предназначенный только- для группировки всех населенных пунктов в Кемеровской области, который в дальнейшем не участвовал в построениях статистических моделей. Данный фактор был введен и были сформированы 6 групп схожих по уровню социально-экономического положения и динамики развития рынка недвижимости в каждом населенном пункте. На территорию Кемеровской области было сформировано 6 групп для городских населенных пунктов групп. Отдельные группы были сформированы на г. Кемерово и г.Новокузнецк. Большая численность населения, площадь, развитость инфраструктуры и как следствие динамика изменения цен обуславливает рассмотрение г. Кемерово и г.Новокузнецк в отдельные группы при определении кадастровой стоимости земельных участков. Описание сформированных групп отображается в Таблице 5 Приложения 7. Сбор рыночной информации (п. 2.2.5. Методических указаний, стр. 53 - 64 Отчета) В соответствии с п. 2.2.5. Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области осуществлялся с использованием 54 источников рыночной информации. Сведения об используемых источниках информации приведены в Таблице 6 Приложения 7. Применительно к расчету кадастровой стоимости указанного земельного участка использовалось 3 источника рыночной информации: примула (агентство недвижимости); интернет-сайт www.SibEstete.ru; отчет № 1 ГКР140-024Д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков» (Таблица 7 Приложения 7). Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ (приложение 7 таблица 16 «Статистический анализ рынка»). На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей. При анализе рынка на территории Кемеровской области была выявлена недостаточность имеющейся информации об объектах-аналогах, и анализ ценовой ситуации показал, что не прослеживается однородная динамика цен по сегментам рынка (стр. 71 Тома 1. Отчета). В целях обеспечения построения статистической значимости моделей была осуществлена дополнительная оценка объектов путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости (отчет № 1 ГКР140-024Д «Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков»). Результаты расчета рыночной стоимости объектов-аналогов отражены в Таблице 13 Приложения 7. Таким образом, проверка рыночной информации на достаточность и достоверность была проведена. Построение статистической модели (п. 2.2.6. Методических указаний, стр. 64-71 Отчета) В рамках экспертного метода выбора факторов стоимости для построения модели анализ рынка недвижимости на территории населенных пунктов Кемеровской области показал, что на величину цены предложения или цены спроса на объекты недвижимого имущества (земельные участки) как правило, влияют несколько основных факторов стоимости. Поэтому в рамках расчета кадастровой стоимости земельных участков, в процессе определения состава факторов стоимости, участвующих в расчете, были выбраны наиболее значимые ценообразующие факторы, для которых была выявлена зависимость рыночной стоимости от значения фактора. В результате проведенного анализа для построения статистически значимых моделей для 5 группы 7 вида разрешенного использования были выбраны следующие ценообразующие факторы: престижность зоны нахождения объекта (наиболее престижные зоны, улицы, части улиц), расстояние от объекта до культурного центра, расстояние от объекта до административного центра (делового центра). Результат выбора факторов стоимости для построения модели для 5 группы 7 вида разрешенного использования отображается в Таблице 18 Приложения 7. Для группы земельных участков по г. Кемерово была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели, которая удовлетворяет допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида. В результате чего была выбрана экспоненциальная модель. Выбор данной модели обосновывается Таблицами 19, 20, 21, 22,26 Приложения 7. Расчет кадастровой стоимости земельного участка (п.2.2.7. Методических указаний, стр. 72 Отчета). Расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя произведен с использованием СПО (п.п. 1.1., 3.2. Технических рекомендаций). Результат расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя отображается в Таблице 27 Приложения 7. Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### осуществлялся с использованием СПО, являющегося составной частью автоматизированной подсистемы кадастровой оценки объектов недвижимости. В СПО заложены допустимые критерии качества рыночной информации и пороговые значения всех статистических показателей, при несоответствии которым расчет кадастровой стоимости участков не осуществляется. Инструментарий статистического анализа рыночной информации, заложенный в СПО, позволяет осуществлять в автоматическом режиме проверку непротиворечивости рыночной информации, проверку репрезентативности факторов, удаление выбросов -данных о рыночных ценах объектов-аналогов, имеющих значительное отклонение от средних значений цен объектов, характеризующихся близкими показателями основных факторов стоимости. В инструментарии СПО расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов заложены все требования к исходной рыночной информации и критерии статистической значимости построенных моделей, определенные Методическими указаниями и Техническими рекомендациями. Таким образом, получить результаты кадастровой стоимости земельных участков в СПО возможно только при условии соответствия исходной рыночной информации и построенной на ее основе статистической модели предъявляемым Методическими указаниями и Техническими рекомендациями требованиям. В случае же, если построенная статистическая модель не удовлетворяет хотя бы одному статистическому критерию, заложенному в СПО, расчет кадастровой стоимости участков программой не осуществляется. Вышеизложенное означает, что расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя произведен в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Суд считает, что при рассмотрении дела не установлено со стороны Росреестра нарушений при проведении проверки Отчета на соответствие его Методическим указаниям. Надлежащая предварительная проверка Отчета со стороны Управления подтверждается протоколом предварительной проверки от 11.11.2008, который содержит данные о проверочных действиях. При этом, судом принято во внимание, что ни Управление, ни Росреестр в силу требований законодательства не осуществляли и не должны были осуществлять сам расчет кадастровой стоимости земельных участков, сбор и статистический анализ рыночной информации, а проверяли лишь соответствие Отчета техническому заданию (Управление) и соответствие Отчета Методическим указаниям (Росреестр). Суд также считает, что по делу не нашел своего подтверждения факт нарушения прав и интересов заявителей. В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. При этом ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). Согласно п.п. 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр. На основании п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. В период совершения управлением кадастра оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Правил ведения государственного кадастра недвижимости подлежали внесению в документы государственного кадастра недвижимости на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов. Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр. Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая, по мнению суда, может быть оспорена при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость. На момент обращения заявителей в суд с заявлением результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ### (из которого образовался спорный земельный участок), в числе иных земель населенных пунктов Кемеровской области, утвержден нормативным правовым актом - Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», и, следовательно, получил статус обязательного характера, которым установлена кадастровая стоимость. В этой связи, действия государственного органа и его управления, сами по себе, ни каким образом не нарушают прав и интересов заявителя, в т.ч. не влекут для заявителя неблагоприятные последствия по уплате земельного налога, в связи с установленной (иным органом) кадастровой стоимостью. Кроме того, суд считает, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, о чем фактически указано заявителями, в рамках заявленных требований невозможно. Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предоставляет заинтересованному лицу право обжаловать достоверность стоимость объекта оценки (ст.ст. 5, 13 закона). Высшие судебные инстанции, неоднократно указывали, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно до момента издания акта государственного органа утверждающего таковую. В случае если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу изданного акта, утверждающего результаты такой оценки. Таким образом, принимая во внимание, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том земельного участка с кадастровым номером ### (из которого образовался спорный земельный участок), утвержден нормативным правовым актом - Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, его оспаривание не может быть осуществлено вне рамок оспаривания самого нормативного правового акта. Суд также считает не состоятельными доводы заявителей о несоблюдении оценщиком формальных требований к Отчету, что противоречит ФСО № 3. Вместе с тем, согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В случае если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу. Управлением Роснедвижимости и ФГУП «ФКЦ «Земля» заключен государственный контракт от 29.06.2007 № 140 на выполнение работ по теме: «Выполнение работ по государственной кадастровой оценки земельных участков земель населенных пунктов на территории Кемеровской области» (далее - Государственный контракт). Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» вступил в силу 16.09.2007. В соответствии с п. 5 «Требования к проведению работ» технического задания являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта, работы должны быть выполнены в соответствии со стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки» (в редакции от 14.12.2006). С учетом изложенного, применение норм, изложенных в ФСО № 3 к Отчету, являющемуся на основании п. 6 «Ожидаемые результаты работ» указанного выше технического задания результатом работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, неправомерно. Более того, Минэкономразвития России в письме от 27.05.2010 № Д06-1625 разъяснило, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2007 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» лицам, имевшим на 30.06.2006 действующую лицензию на осуществление оценочной деятельности, предоставлено специальное право на осуществление оценочной деятельности в течение переходного периода (с 01.07.2006 до 01.01.2008) независимо от срока действия лицензии (далее - специальное право). Оценщики, осуществлявшие оценочную деятельность в течение переходного периода на основании специального права, руководствовались Законом об оценке в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 157-ФЗ. и, соответственно. Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519. Доводы заявителей о несоблюдении при составлении отчета п. 9.2. Административного регламента, суд также не может принять во внимание, как достаточные для удовлетворения заявленных требований. Действительно, в соответствии с п. 9.2 Административного регламента Отчет должен содержать, в частности, следующие сведения: описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ и т.п. Вместе с тем. Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель. Изложенное означает, что нормы Административного регламента не распространяются на оценщика ФГУП ФКЦ «Земля», составившего Отчет. Более того, действующие на момент начала проведения работ по кадастровой оценке стандарты оценки (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 № 519) не содержали указанных требований к Отчету. Иные доводы представителя заявителей, указанные в судебном заседании в обоснование заявленных требований, в том числе, о том, что согласно ч.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, суд не может принять во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку указанная редакция ч.3 ст. 66 ЗК РФ вступила в силу с 31.12.2010 года, т.е. значительно позже определения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного в ..., оспариваемой в настоящем процессе. Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о соответствии проведенной государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ### установленным на момент ее проведения требованиям, заявление Оськина В.В. и Оськиной Д.В. не подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Оськина В. В., Оськиной Д. В. о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного в ... в размере 4079665 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 7298,15 рублей и другим требованиям – оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово. Судья Н.А. Савинцева Решение в мотивированной форме составлено 28.02.1011 года.