Дело № 2-434/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В. при секретаре Ворожцовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 07 февраля 2011 года гражданское дело по иску Прокурора г. Кемерово в интересах Москаленко А. М. к Администрации г. Кемерово о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кемерово на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах ветерана-участника Великой Отечественной войны - Москаленко А.М. с иском к Администрации г. Кемерово и просит признать действия Администрации г.Кемерово по отказу в принятии Москаленко A.M. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным; признать Москаленко A.M. нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию города Кемерово принять Москаленко A.M. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи ею заявления о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исковые требования мотивированы тем, что Москаленко А. М. является участником Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынуждена проживать в квартире, 1/3 доли в праве на которую принадлежит ее дочери - ЛИЦО_2. Поскольку Москаленко A.M. является участником Великой Отечественной войны, то в соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995г. №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от 26.08.2002г., относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». Москаленко A.M. 25.02.2010г. обратилась в администрацию г.Кемерово к специалисту комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно информации комитета по жилищным вопросам от 19.03.2010 исх. ###, вопрос о постановке Москаленко A.M. на учет нуждающихся в жилых помещениях был рассмотрен на комиссии для разрешения конфликтных ситуаций. Письмом от 25.05.2010 исх. ### в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Москаленко A.M. было отказано. Действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Москаленко A.M. нуждающейся в жилых помещениях и принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях прокурор г. Кемерово считает незаконным в связи со следующим. Согласно письму администрации города Кемерово от 25.05.2010 исх. ###, Москаленко А.П. было отказано в приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.53 ЖК РФ. Прокурор г. Кемерово в иске указывает, что действительно, ранее Москаленко A.M. проживала в жилом доме по адресу: ..., 1/4 доли в которой принадлежала ей на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан, заключенного 25.12.1997г. между Администрацией города Кемерово и Москаленко A.M., ЛИЦО_3, ЛИЦО_4 и ЛИЦО_5. Согласно представленным сведениям, указанное жилое помещение было продано в 2006 году. Из объяснений Москаленко A.M. следует, что инициатором продажи квартиры являлся ее сын. Вырученной суммы от продажи своей части квартиры для приобретения иного благоустроенного жилого помещения было не достаточно. Сведения о продажи квартиры заявителем не скрывались, в качестве приложения к заявлению о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях от 25.02.2010 Москаленко A.M. приложила копии договоров купли-продажи. Кроме того, намерения Москаленко A.M. по ухудшению жилищных условий именно с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления не устанавливались, какими-либо сведениями или документами не подтверждаются. Напротив, после продажи квартиры в 2006 году, Москаленко A.M. впервые обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях только в 2010 году, когда на уровне политического руководства государства было принято решение к 65-летию Победы закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны. Москаленко A.M. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности в равных долях ЛИЦО_2 (дочери Москаленко A.M.), ЛИЦО_6 и ЛИЦО_7. Жилое помещение общей площадью 56,10 кв. метра состоит из 3 комнат. По указанному адресу зарегистрировано 4 человека. В настоящее время размер учетной нормы на территории г.Кемерово составляет 10 кв.м. общей площади на одного человека (п.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Москаленко A.M., в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ, является членом семьи ЛИЦО_2 следовательно, исходя из размера доли в праве собственности ЛИЦО_2. на вышеуказанное жилое помещение, обеспеченность Москаленко A.M. общей площадью жилого помещения составляет 9,35 кв.м., что ниже установленной учетной нормы. При таких обстоятельствах, прокурор г. Кемерово считает, что Москаленко A.M. является нуждающейся в жилых помещениях. В данном случае, отсутствие у Москаленко A.M. собственного жилья ставит возможность проживания в квартире дочери в прямую зависимость от складывающихся межличностных отношений с членами семьи дочери. Прокурор полагает, что при решении вопроса о наличии у Москаленко A.M. права на получение жилого помещения необходимо также учитывать положения части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, право гражданина на предоставление ему жилого помещения не должно находиться в зависимости от имущественного положения иных граждан, в том числе и формально находящихся с ним в родственных отношениях. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кемерово- Нестеренко А.А. на исковых требования настаивала. Истец Москаленко А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 53). Представитель ответчика – Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г. (л.д.82), сроком действия до 31.12.2011г., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что отсутствуют законные основания для постановки Москаленко на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. С учетом мнения прокурора и представителя ответчика, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Москаленко А.М. Суд, выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования необоснованными, и не подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Москаленко А.М., **.**.**** г. рождения, является ветераном-участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», является инвалидом 2 группы (л.д. 44, 50). В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ). В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов и инвалидов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей. В число мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне. Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ и Указу Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Москаленко А.М. 25.02.2010г. обратился в комитет по жилищным вопросам с заявлением о постановке на учет для получения благоустроенного жилья как вдове, умершего инвалида войны, указав о том, что сама является инвалидом войны (л.д.10). Письмом от 25.02.2010г. исх. ### Администрацией г. Кемерово в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Москаленко А.М. было отказано ( л.д. 12). В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Таким образом, законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Данный Указ президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников ВОВ, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В силу п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в городе Кемерово в размере 10 кв. м общей площади на одного человека. Из материалов дела усматривается, что Москаленко А.М. с 23.11.2006г. проживает и зарегистрирована в ..., общей площадью 56,10 кв.м, совместно с дочерью – ЛИЦО_2, зятем – ЛИЦО_6, внуком – ЛИЦО_7 (л.д. 54, 56, 57). Соответственно, обеспеченность общей площадью жилого помещения Москаленко А.М. составляет 14,25 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Кемерово, которая определена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения. При таких обстоятельствах, у Администрации г. Кемерово отсутствуют основания для включения Москаленко А.М. в список ветеранов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Довод Прокурора г. Кемерово о том, что Москаленко A.M. является только членом семьи ЛИЦО_2 (дочери), следовательно, исходя из размера доли в праве собственности ЛИЦО_2. на вышеуказанное жилое помещение, обеспеченность Москаленко A.M. общей площадью жилого помещения составляет 9,35 кв.м., что ниже установленной учетной нормы, суд оценивает как несостоятельный. При рассмотрении настоящего дела установлено, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 25.12.1997г. Москаленко А.М., ЛИЦО_3., ЛИЦО_15, ЛИЦО_5 передано в совместную собственность квартира, расположенная по ..., общей площадью 56,30 кв.м (л.д.14). Согласно договору купли-продажи квартиры от 03.10.2006г. Москаленко А.М., ЛИЦО_3, ЛИЦО_15, ЛИЦО_5 продали принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу ..., за 1200000 руб. (л.д.15). ЛИЦО_3 (сын ЛИЦО_16) по договору купли-продажи от 16.10.2006г. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу ..., общей площадью 22,2 кв.м за 600000 руб. (л.д.16). Из представленного стороной истца свидетельство о государственной регистрации права от 03.11.2006г. усматривается, что ЛИЦО_15 и ЛИЦО_5 приобрели в долевую собственность квартиру, расположенную по адресу ... по договору купли-продажи от 03.10.2006г. (л.д.40). Москаленко А.М. 23.11.2006г. была зарегистрирована и вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: ... (л.д.57). Собственниками данной квартиры являются дочь Москаленко А.М. – ЛИЦО_2, супруг дочери – ЛИЦО_6 и сын дочери – ЛИЦО_7, которые приобрели ее по договору купли-продажи от 09.06.2005г. (л.д.46). Как указано в данном договоре купли-продажи от 09.06.2005г., ЛИЦА приобрели квартиру по адресу: ... за 50 млн. руб. в личную собственность, доли которой в договоре покупателями определены не были, что свидетельствует о передаче квартиры в общую ЛИЦА собственность. Доказательств того, что указанное жилое помещение по адресу: ... передавалось ЛИЦА в долевую собственность стороной истца суду представлено не было. Суд считает, что в квартиру по ... Москаленко А.М. вселялась как член семьи их собственников - ЛИЦА. Доказательств вселения Москаленко А.М. в указанную квартиру ни как члена семьи собственников, а по иным основаниям, суду не предоставлено, в связи с чем, общая площадь принадлежащих семье ЛИЦА жилого помещения подлежит включению при расчете уровня обеспеченности Москаленко А.М. жильем. При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствуют основания в принятии Москаленко А.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также в письме Администрации г. Кемерово от 25.05.2010г. Москаленко А.М. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ; указано, что ею были ухудшены жилищные условия – в 2006г. продана 1/4 доля в квартире по ... Обращаясь в суд с вышеназванным иском, прокурор г. Кемерово указывает, что квартира по ... была продана по инициативе сына Москаленко А.М. – ЛИЦО_3 с целью разъезда трех семей: Москаленко А.М., ЛИЦА и ЛИЦО_3 В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что продав 03.10.2006г. 1/4 долю отдельной 3-х комнатной квартиры по ..., общей площадью 56,3 кв.м, и не приобретя в собственность иное жилье, Москаленко А.М. ухудшила свои жилищные условия. Продавая долю в указанной квартире и ничего не приобретая, Москаленко А.М. действовала осознанно, не могла не знать о том, что вследствие этой сделки у нее появиться основание для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении; она согласилась на продажу своей доли в квартире, не приобретя иного жилья в собственность. То обстоятельство, что Москаленко А.М. обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении только в 2010г., не имеет значения для дела, поскольку в ст. 53 ЖК РФ не предусмотрены исключения для ветеранов и участников ВОВ. При этом суд учитывает, что Москаленко А.М. уже была обеспечена государством жилым помещением, получив бесплатно в собственность 1/4 долю в квартире по .... Таким образом, из материалов дела усматривается, что Москаленко А.М. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении (как заявлено прокурором), а также не являлась таковой на 01 марта 2005г., поскольку с 23.05.1986г. была нанимателем жилого помещения по ..., а затем собственником 1/4 доли трехкомнатной квартиры по ..., отчуждение которой добровольно произвела 03.10.2006г.; с 23.11.2006г. зарегистрирована и проживает в квартире по ..., имеющую общую площадь 56,10 кв.м. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для принятия Москаленко А.М. на учет нуждающихся, как в жилом помещении, так и в улучшении жилищных условий, поскольку превышение учетной нормы площади жилого помещения Москаленко А.М. составляет 4, 25 кв.м, так как семья состоит из 4-х человек, занимает отдельную квартиру площадью 56,10 кв. м. Кроме того, из представленных суду доказательств усматривается, что Москаленко А.М. в 2006 году ухудшила свои жилищные условия, продав принадлежащую ей на праве собственности 1/4 долю в квартире по .... Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Москаленко А.М. нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях являются законными. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Прокурору г. Кемерово, заявленных в интересах Москаленко А. М. к Администрации города Кемерово о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме. Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2011 года. Судья Н.В. Маркова