Решение - отказано в удовлетворении иска (заявлении, жалобы).



Дело № 2-434/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.

при секретаре Ворожцовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 07 февраля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора г. Кемерово в интересах Москаленко А. М. к Администрации г. Кемерово о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кемерово на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах ветерана-участника Великой Отечественной войны - Москаленко А.М. с иском к Администрации г. Кемерово и просит признать действия Администрации г.Кемерово по отказу в принятии Москаленко A.M. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных ус­ловий незаконным; признать Москаленко A.M. нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию города Кемерово принять Москаленко A.M. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи ею заявления о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жи­лищных условий.

Исковые требования мотивированы тем, что Москаленко А. М. является участником Великой Оте­чественной войны, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынуждена проживать в квартире, 1/3 доли в праве на которую принадлежит ее дочери - ЛИЦО_2.

Поскольку Москаленко A.M. является участником Великой Отечествен­ной войны, то в соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995г. №423 «Об удосто­верениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, преду­смотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от 26.08.2002г., относится к числу ветеранов Великой Оте­чественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».

Москаленко A.M. 25.02.2010г. обратилась в администра­цию г.Кемерово к специалисту комитета по жилищным вопросам администра­ции города Кемерово с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно информации комитета по жилищным вопросам от 19.03.2010 исх. ###, вопрос о постановке Москаленко A.M. на учет нуждающихся в жилых помещениях был рассмотрен на комиссии для раз­решения конфликтных ситуаций.

Письмом от 25.05.2010 исх. ### в принятии на учет нуждаю­щихся в жилых помещениях Москаленко A.M. было отказано.

Действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Москаленко A.M. нуждающейся в жилых помещениях и принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях прокурор г. Кемерово считает незаконным в связи со следующим.

Согласно письму администрации города Кемерово от 25.05.2010 исх. ###, Москаленко А.П. было отказано в приеме на учет нуждающих­ся в жилых помещениях в соответствии со ст.53 ЖК РФ.

Прокурор г. Кемерово в иске указывает, что действительно, ранее Москаленко A.M. проживала в жилом доме по ад­ресу: ..., 1/4 доли в которой принадлежала ей на пра­ве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан, заключенного 25.12.1997г. между Администрацией города Кемерово и Москаленко A.M., ЛИЦО_3, ЛИЦО_4 и ЛИЦО_5. Согласно представлен­ным сведениям, указанное жилое помещение было продано в 2006 году.

Из объяснений Москаленко A.M. следует, что инициатором продажи квартиры являлся ее сын. Вырученной суммы от продажи своей части квартиры для приобретения иного благоустроенного жилого помещения было не доста­точно. Сведения о продажи квартиры заявителем не скрывались, в качестве приложения к заявлению о принятии ее на учет нуждающихся в жилых поме­щениях от 25.02.2010 Москаленко A.M. приложила копии договоров купли-продажи.

Кроме того, намерения Москаленко A.M. по ухудшению жилищных ус­ловий именно с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления не устанавливались, какими-либо сведения­ми или документами не подтверждаются.

Напротив, после продажи квартиры в 2006 году, Москаленко A.M. впер­вые обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых по­мещениях только в 2010 году, когда на уровне политического руководства го­сударства было принято решение к 65-летию Победы закрыть проблему обес­печения жильем участников Великой Отечественной войны.

Москаленко A.M. зарегистри­рована и проживает в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности в равных долях ЛИЦО_2 (дочери Москаленко A.M.), ЛИЦО_6 и ЛИЦО_7. Жилое помещение общей площадью 56,10 кв. метра состоит из 3 комнат. По указанному адресу зарегистрировано 4 человека.

В настоящее время размер учетной нормы на территории г.Кемерово со­ставляет 10 кв.м. общей площади на одного человека (п.1 Постановления Кеме­ровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об ут­верждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставле­ния площади жилого помещения по договору социального найма».

Москаленко A.M., в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ, является членом семьи ЛИЦО_2 следовательно, исходя из размера доли в праве собственности ЛИЦО_2. на вышеуказанное жилое помещение, обеспеченность Москаленко A.M. общей площадью жилого помещения составляет 9,35 кв.м., что ниже ус­тановленной учетной нормы. При таких обстоятельствах, прокурор г. Кемерово считает, что Москаленко A.M. яв­ляется нуждающейся в жилых помещениях.

В данном случае, отсутствие у Москаленко A.M. собственного жилья ста­вит возможность проживания в квартире дочери в прямую зависимость от складывающихся межличностных отношений с членами семьи дочери.

Прокурор полагает, что при решении вопроса о наличии у Москаленко A.M. права на получение жилого помещения необходимо также учитывать положения час­ти 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой, осуще­ствление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, право гражданина на предоставление ему жилого помещения не должно находиться в зависимости от имущественного положения иных граждан, в том числе и формально находящихся с ним в род­ственных отношениях.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кемерово- Нестеренко А.А. на исковых требования настаивала.

Истец Москаленко А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 53).

Представитель ответчика – Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г. (л.д.82), сроком действия до 31.12.2011г., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что отсутствуют законные основания для постановки Москаленко на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

С учетом мнения прокурора и представителя ответчика, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Москаленко А.М.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Москаленко А.М., **.**.**** г. рождения, является ветераном-участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», является инвалидом 2 группы (л.д. 44, 50).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов и инвалидов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными норматив­ными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В число мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», входит обеспече­ние за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отече­ственной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отече­ственной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей по­гибших в Великой Отечественной войне.

Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ и Указу Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Москаленко А.М. 25.02.2010г. обратился в комитет по жилищным вопросам с заявлением о постановке на учет для получения благоустроенного жилья как вдове, умершего инвалида войны, указав о том, что сама является инвалидом войны (л.д.10).

Письмом от 25.02.2010г. исх. ### Администрацией г. Кемерово в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Москаленко А.М. было отказано ( л.д. 12).

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Таким образом, законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Данный Указ президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников ВОВ, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Феде­рации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В силу п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в городе Кемерово в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.

Из материалов дела усматривается, что Москаленко А.М. с 23.11.2006г. проживает и зарегистрирована в ..., общей площадью 56,10 кв.м, совместно с дочерью – ЛИЦО_2, зятем – ЛИЦО_6, внуком – ЛИЦО_7 (л.д. 54, 56, 57).

Соответственно, обеспеченность общей площадью жилого помещения Москаленко А.М. составляет 14,25 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Кемерово, которая определена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения.

При таких обстоятельствах, у Администрации г. Кемерово отсутствуют основания для включения Москаленко А.М. в список ветеранов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Довод Прокурора г. Кемерово о том, что Москаленко A.M. является только членом семьи ЛИЦО_2 (дочери), следовательно, исходя из размера доли в праве собственности ЛИЦО_2. на вышеуказанное жилое помещение, обеспеченность Москаленко A.M. общей площадью жилого помещения составляет 9,35 кв.м., что ниже ус­тановленной учетной нормы, суд оценивает как несостоятельный.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 25.12.1997г. Москаленко А.М., ЛИЦО_3., ЛИЦО_15, ЛИЦО_5 передано в совместную собственность квартира, расположенная по ..., общей площадью 56,30 кв.м (л.д.14).

Согласно договору купли-продажи квартиры от 03.10.2006г. Москаленко А.М., ЛИЦО_3, ЛИЦО_15, ЛИЦО_5 продали принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу ..., за 1200000 руб. (л.д.15).

ЛИЦО_3 (сын ЛИЦО_16) по договору купли-продажи от 16.10.2006г. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу ..., общей площадью 22,2 кв.м за 600000 руб. (л.д.16).

Из представленного стороной истца свидетельство о государственной регистрации права от 03.11.2006г. усматривается, что ЛИЦО_15 и ЛИЦО_5 приобрели в долевую собственность квартиру, расположенную по адресу ... по договору купли-продажи от 03.10.2006г. (л.д.40).

Москаленко А.М. 23.11.2006г. была зарегистрирована и вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: ... (л.д.57).

Собственниками данной квартиры являются дочь Москаленко А.М.ЛИЦО_2, супруг дочери – ЛИЦО_6 и сын дочери – ЛИЦО_7, которые приобрели ее по договору купли-продажи от 09.06.2005г. (л.д.46).

Как указано в данном договоре купли-продажи от 09.06.2005г., ЛИЦА приобрели квартиру по адресу: ... за 50 млн. руб. в личную собственность, доли которой в договоре покупателями определены не были, что свидетельствует о передаче квартиры в общую ЛИЦА собственность.

Доказательств того, что указанное жилое помещение по адресу: ... передавалось ЛИЦА в долевую собственность стороной истца суду представлено не было.

Суд считает, что в квартиру по ... Москаленко А.М. вселялась как член семьи их собственников - ЛИЦА.

Доказательств вселения Москаленко А.М. в указанную квартиру ни как члена семьи собственников, а по иным основаниям, суду не предоставлено, в связи с чем, общая площадь принадлежащих семье ЛИЦА жилого помещения подлежит включению при расчете уровня обеспеченности Москаленко А.М. жильем.

При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствуют основания в принятии Москаленко А.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Также в письме Администрации г. Кемерово от 25.05.2010г. Москаленко А.М. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ; указано, что ею были ухудшены жилищные условия – в 2006г. продана 1/4 доля в квартире по ...

Обращаясь в суд с вышеназванным иском, прокурор г. Кемерово указывает, что квартира по ... была продана по инициативе сына Москаленко А.М.ЛИЦО_3 с целью разъезда трех семей: Москаленко А.М., ЛИЦА и ЛИЦО_3

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что продав 03.10.2006г. 1/4 долю отдельной 3-х комнатной квартиры по ..., общей площадью 56,3 кв.м, и не приобретя в собственность иное жилье, Москаленко А.М. ухудшила свои жилищные условия.

Продавая долю в указанной квартире и ничего не приобретая, Москаленко А.М. действовала осознанно, не могла не знать о том, что вследствие этой сделки у нее появиться основание для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении; она согласилась на продажу своей доли в квартире, не приобретя иного жилья в собственность.

То обстоятельство, что Москаленко А.М. обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении только в 2010г., не имеет значения для дела, поскольку в ст. 53 ЖК РФ не предусмотрены исключения для ветеранов и участников ВОВ.

При этом суд учитывает, что Москаленко А.М. уже была обеспечена государством жилым помещением, получив бесплатно в собственность 1/4 долю в квартире по ....

Таким образом, из материалов дела усматривается, что Москаленко А.М. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении (как заявлено прокурором), а также не являлась таковой на 01 марта 2005г., поскольку с 23.05.1986г. была нанимателем жилого помещения по ..., а затем собственником 1/4 доли трехкомнатной квартиры по ..., отчуждение которой добровольно произвела 03.10.2006г.; с 23.11.2006г. зарегистрирована и проживает в квартире по ..., имеющую общую площадь 56,10 кв.м.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для принятия Москаленко А.М. на учет нуждающихся, как в жилом помещении, так и в улучшении жилищных условий, поскольку превышение учетной нормы площади жилого помещения Москаленко А.М. составляет 4, 25 кв.м, так как семья состоит из 4-х человек, занимает отдельную квартиру площадью 56,10 кв. м.

Кроме того, из представленных суду доказательств усматривается, что Москаленко А.М. в 2006 году ухудшила свои жилищные условия, продав принадлежащую ей на праве собственности 1/4 долю в квартире по ....

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Москаленко А.М. нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях являются законными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Прокурору г. Кемерово, заявленных в интересах Москаленко А. М. к Администрации города Кемерово о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2011 года.

Судья Н.В. Маркова