Решение - отказано в удовлетворении иска (заявлении, жалобы).



Дело № 2- 1281/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

21 февраля 2012 года

гражданское дело по иску Лямкиной Т. В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о незаконным отказа в назначении пенсии, обязании включить периоды в трудовой стаж и назначить досрочную пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

Лямкина Т.В. обратилась с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Свои требования мотивировала тем, что 22.06.2010г. комиссией ГУ УПФ РФ было принято решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

С указанным решением она не согласна, поскольку при исчислении трудового стажа не засчитан период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 13.05.1984г. по 13.11.1985г.

Ссылается, что в силу пп.3 п.1, ст. 11 и п.2 Закона № 173-ФЗ, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности включается в страховой стаж наравне с периодом работы и (или) иной деятельности, включаемым в страховой стаж, в том случае, если этому периоду предшествовали или за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), включаемые в страховой стаж в соответствии с указанным Законом».

В п.22 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 предусмотрено, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полугора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет; в качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

Считает, что спорный период подтвержден ею при обращении к ответчику свидетельством о рождении ЛИЦО_6 **.**.**** рождения, справкой УСЗН о ежемесячном пособии на ребенка, как одинокой маме с 01.05.1984г. по 30.04.2000г.; личной книжкой матери на получение государственного пособия, удостоверением - многодетной (одинокой) матери.

Также полагает, что период ухода за ребенком включается в стаж одного из родителей, в данном случае в стаж матери. При этом не имеет значения, состоит ли мать в трудовых отношениях, занимается иной деятельностью или нет.

Кроме того, ссылается, что период ухода за ребенком включается в специальный стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, если он имел место до 06.10.1992г. По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» включался стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Из указанного выше, считает, что период ухода за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992г.

Просила признать незаконным отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии.

Обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж следующие периоды:

- с 11.08.1980г. по 26.08.1982г. (02г. 16дн.) - в должности преподавателя детской музыкальной школы села Красного г.Ленинск-Кузнецк (п.1. раздела «наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781);

- с 13.05.1984г. по 1 3.11.1985г. (01г. 6мес.) период ухода за ребенком;

- с 04.10.1986г. по 11.01.1989г. (02г. 03мес. 08дн.) - в должности воспитателя в детском саду № 19 на шахте «Ягуновская» п/о «Северокузбассуголь» (п. 1 раздела «Наименование должностей и п. 1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002г. №781);

- с 01.09.1989г. по 31.12.2000г. (11 лет 04 мес. 01 день) - в должности преподавателя по классу домры в МОУДО ДМШ №5 (п.1. раздела «Наименование должностей и вп.2 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 №781);

- с 01.01.2001г. по31.12.2001г. (01г. 01день);

- с 1.01.2002г. по 06.05.2010г. (08 лет 04 мес. 06 дней) в должности преподавателя по классу домры в МОУДО ДМШ №5 и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней - с 06.05.2010г. (л.д. 2-5).

Решением Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 22 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований истцу было отказано (л.д. 26-29).

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13.01.2012 года решение Центрального районного суда г.Кемерово от 22 сентября 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела истец уточнила исковые требования, указав, что с 01.09.1989г. и по настоящее время истец продолжает работать в муниципальном учреждении МОУДО ДМШ №5 в должности преподавателя по классу домры, расположенном в п. Ягуновский. Только на этом последнем рабочем месте стаж педагогической деятельности истца, по состоянию на 01.02.2012г., составляет 22 года 6 месяцев. За этот период ее трудовые обязанности, как преподавателя по классу домры, и трудовая функция не изменились. Перемена была лишь в наименовании образовательного учреждения «ДМШ №5». Общий педагогический стаж составляет более 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Поскольку изданные в дальнейшем законы и подзаконные акты не могут умолять прав, приобретенных по нормам предыдущего пенсионного законодательства.

Просила суд признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровской районе Кемеровской области в назначении истцу досрочной пенсии.

Обязать ответчика включить в педагогический стаж Лямкиной Т.В. следующие периоды:

- период ухода за ребенком с 13.05.1984г. по 13.11.1985г.(1 год 6 мес);

- период работы в должности преподавателя по классу домры в МОУДО ДМШ №5 с 1.01.2001г. по 31.12.2001г. (01 год 00мес. 01 дн.);

- период работы в должности преподавателя по классу домры в МОУДО ДМШ №5 с 01.01.2002г. по 06.05.20Юг (08 лет 04 мес. 06 дн.) и назначить досрочную трудовую пенсию с 06.05.2010г.

В судебном заседании Лямкина Т.В. на уточненных требованиях настаивала.

Представитель ГУ УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Лиманская А.В., действующая на основании доверенности, полагала заявление необоснованным, просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные письменные материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Частью 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 № 173-ФЗ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Пунктом 2 ст.27 ФЗ-173 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости педагогическим работникам, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Списки). Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067.

С 14.11.2002 года вступили в силу «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.

В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию со стороны органов пенсионного обеспечения не подлежат.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, от 03.06.2004г. №11-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж, полностью либо частично.

Судом установлено, что 06.05.2010г. Лямкина Т.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.06.2010г. №1883 (л.д.7-8) в назначении пенсии отказано по мотивам недостаточности стажа работы по специальности, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости. Как следует из протокола заседания комиссии, последняя включила в специальный стаж истца периоды работы, составляющие 15 лет 07месяцев 25 дней.

Решением комиссии включены в специальный стаж следующие спорные периоды работы:

- с **.**.**** по 26.08.1982г. (02 года 06 месяцев) - работа в должности преподавателя детской музыкальной школы;

- с 04.10.1986г. по 11.01.1989г. (02 года 03 месяцев 08 дней) - работа в должности воспитателя в детском саду № 19;

- с 01.09.1989г. по 31.12.2000г. (11 лет 04 месяцев 01 день) - работа в должности преподавателя по классу домры.

При этом, периоды работы с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. (01 год 00 месяцев 01 день), с 01.01.2001г. по 06.05.2010г. (08 лет 04 месяцев 06 дней) - работа в должности преподавателя по классу домры в МОУДО ДМШ №5 не включены в специальный стаж истца при разрешении вопроса о наличии права на досрочную трудовую пенсию по старости, ввиду того, что на 01.01.2001 года в соответствии с Правилами № 781 от 29.10.2002 года не был выработан специальных стаж в должности в учреждениях, указанных в Списке, составляющий 16 лет 8 месяцев.

При этом, представитель ответчика не оспаривал того обстоятельства, что истец после 01.01.2001 года и до даты обращения с заявлением 06.05.2010 года в пенсионный орган продолжала работать по специальности преподавателя по классу домры в МОУ ДО ДМШ № 5, т.е. характер и условия труда истца не изменились. Однако с учетом требований законодательства, соответствующего права на досрочное назначение трудовой пенсии у истца не возникло в связи со следующим.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименования должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» (Учреждения дополнительного образования детей) списка, за периоды работы, начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименования должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений».

Как следует из представленных документов, у Лямкиной Т.В. на 01.01.2001г. имеется стаж педагогической работы менее 16 лет 8 месяцев, а именно:15 лет 07 месяцев и 25 дней, в связи с чем, работа в период после 01.01.2011 года ( даже при том условии, что характер работы истца не изменился), не подлежит учету ни в каком размере при назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельность, в связи с тем, что на 01.01.2001 года, истцом не выработан требуемой в соответствии с законом стаж в размере 16 лет и 8 месяцев.

Требования истца о включении периода ухода за ребенком с 13.05.1984 по 13.11.1985 (01 год 06 мес. 00 дней) не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из пояснений истца в судебном заседании и подтверждается данными ее трудовой книжки, в период с 25.08.1982 по 30.06.1986 года Лямкина Т.В. обучалась на дневном отделении культурно — просветительного факультета.

В указанный период она не состояла в трудовых отношениях с каким-либо работодателем, и, соответственно, отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном на указанный период действовавшим КЗОТ РФ, истцу не предоставлялся.

Доводы истца в той части, что законодатель, закрепляя в соответствующих нормативных актах положения о включении в специальный стаж периодов ухода за ребенком, не предусматривает, что данный период может быть включен только работающим лицам, имеющим детей, основаны на неправильном толковании закона.

В соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции Закона от 9 декабря 1971 года) женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности без каких-либо ограничений.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. На основании данного нормативного акта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года в статью 167 КЗоТ РСФСР были внесены соответствующие изменения. При этом в силу части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства» в статью 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде были внесены изменения, согласно которым женщинам по их желанию при наличии общего трудового стажа не менее одного года (женщинам, не достигшим восемнадцати лет, - независимо от продолжительности трудового стажа) предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Кроме этого отпуска женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законом РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1, вступившим в силу с 6 октября 1992 года, в статью 167 КЗоТ РФ были внесены изменения, согласно которым отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Аналогичная норма установлена частью 5 статьи 256 ТК РФ.

В связи с внесением указанных изменений в статью 167 КЗоТ РСФСР были даны соответствующие разъяснения Министерством труда РФ. Так, в пункте 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 29 (в редакции постановления Минтруда РФ от 1 октября 1999 года N 36), указано на то, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Из смысла указанных норм права следует, что действующее законодательство предусматривало включение отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении пенсии на льготных условиях, именно в том случае, если лицу предоставлялся отпуск по уходу за ребенком в период осуществления трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся периоды, перечисленные в ст. 11 Закона № 173-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице и другие периоды.

Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».

В соответствии с указанным Порядком, листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства:

-работающим по трудовым договорам;

-государственным гражданским служащим, муниципальным служащим;

-адвокатам, индивидуальным предпринимателям, в том числе членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющим за себя

уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;

-иным категориям лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;

-другим лицам.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поскольку истец в указанный ею спорный период с 13.05.1984 по 13.11.1985г. не работала, соответственно, не подлежала государственному социальному, отпуск по уходу за ребенком ей не был предоставлен, то и правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии – не имеется.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает, что ответчиком принято законное и обоснованное решение об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и оснований для удовлетворения исковых требований – не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Лямкиной Т. В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить в педагогический стаж периода ухода за ребенком с 13.05.1984 по 13.11.1985 года (1год 6 месяцев), периода работы в должности преподавателя по классу добры с МОУДО ДМШ № 5 с 01.01.2001 по 31.12.2001 (1 год 1 день), с 01.01.2002 по 06.05.2010 года (08 лет 04 мес. 06 дней) и назначить досрочную трудовую пенсию с 06.05.2010 года, - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 01.03.2012 года.