Дело № 12 - 624/2010 Р Е Ш Е Н И Е г. Кемерово 27 августа 2010 г. Центральный районный суд г. Кемерово, в составе председательствующего судьи Ивановой И.М., с участием представителей УФАС по Кемеровской области Васильевой А.В., Акатьевой И.С., заявителя Шепель-Купропатова В.А., рассмотрев материал по жалобе Шепель-Куропатова Виталия Александровича, ... на постановление по делу об административном правонарушении от 08.04.2010г., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Клостер Е.А. № 135/09-АДМ-2010 г., суд У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу об административном правонарушении № 135/09-АДМ-2010 от 08.04.2010 года Шепель –Куропатов В.А признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КРФобАП (ред. ФЗ №210 от 24.07.2007г), а именно в том, что он как главный редактор газеты «Томь» допустил выпуск рекламы в газете «Томь» в №46 от 18.11.2009г.) не соответствующей требованиям ФЗ «О рекламе», за что на него был наложен штраф в размере 5000 рублей. Шепель-Куропатов В.А. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, доводы мотивировал тем, что с постановлением о привлечении его к административной ответственности не согласен, поскольку объявление о рекламе, опубликованное в газете не нарушает нормы п.1 ст.28 Федерального Закона «О рекламе», поскольку объявление не относится к рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг. Опубликованное объявление содержит рекламу купли-продажи дверей, которая в соответствии со ст.488-489 ГК РФ возможна в кредит. УФАС не представлено доказательств того, почему спорная реклама должна считаться именно рекламой финансовых услуг. ООО «Евродом» не является ни банком, ни страховой компанией, не вправе предоставлять ни банковские, ни страховые услуги. О том, что между ООО «Евродом» и ОАО «Альфа-Банк» имеется кредитный договор, Шепель-Куропатов В.А. не знал, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Заявитель просит постановление от 08.04.2010г. отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании Шепель-Куропатов В.А. доводы жалобы поддержал, указав, что опубликованное в газете объявление не является рекламой финансовых услуг. Представители УФАС Акатьева И.С., Васильева А.В. возражали против удовлетворения жалобы, пояснив, что постановление является законным и обоснованным. Суд, выслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы, изучив представленный административный материал №135\09 – АДМ-2010 считает, что жалоба Шепель-Куропатова В.А. является не обоснованной по следующим основаниям. В соответствии со ст.24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельство каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Судом установлено, что в ноябре 2009г. в №46 газеты «Томь» от 18.11.2009г. была размещена реклама ООО «Евродом» следующего содержания: «Евродом. Европейские стальные двери. *кредит. * рассрочка до 3-х месяцев. Входные. Межкомнатные. г.Кемерово. ул.Соборная,5 57-60-90». Договором от 20.07.2009г. №АП42019224 о сотрудничестве ЧС торговой организацией, заключенным между ОАО «Альфа-Банк» и ООО «Евродом», установлен порядок взаимодействия при обслуживании Клиентов, приобретающих товар у ООО «Евродом» с оплатой за счет кредита, предоставляемого Клиенту ОАО «Альфа-Банк» (л.д.11-19). Согласно приказа от 15.05.2009г. №6-рп Шепель _Куропатов В.А. принят на должность главного редактора газеты «Томь» (л.д.6 а\м). Согласно должностной инструкции главного редактора газеты «Томь» (л.д.4-5 а\м), с которой Шепель-Куропатов В.А. ознакомлен 15.05.2009г., главный редактор осуществляет контроль за соблюдением сроков представления материалов, их обработкой, содержанием и качеством публикуемых газетой материалов, подписывает газету в печать, следит за тщательным соблюдением сотрудниками редакции требований Закона « О средствах массовой информации» и других законодательных актов, обязательных для печати средств массовой информации. 27.01.2010г. определением о возбуждении дела об административном правонарушении №28\09-АДМ-2010 и проведении административного расследования в отношении ООО «Газета Сибири» было возбуждено административное производство. 22.03.2010г. в отношении Шепель – Куропатова В.А. был составлен протокол об административном правонарушении. 08.04.2010г. было вынесено постановление о наложении на Шепель-Куропатова В.А. административного штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.3 КРФоАП (ред. ФЗ №210 от 24.07.2007г)., а именно за то, что им как главным редактором газеты была нарушена ч.1 ст.28 ФЗ №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы о предоставлении кредита в №46 газеты «Томь» от 18.11.2009г. без указания наименования организации, оказывающей услугу по кредитованию – ОАО «Альфа-Банк». По мнению суда, должностное лицо УФАС по КО обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях Шепель-Куропатова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.3 КРФоАП (ред. ФЗ №210 от 24.07.2007г). В соответствии со ст.3 ФЗ №38 «О рекламе» - реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа или услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ; распространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В соответствии со ст.28 ч.1 ФЗ №38 « О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В соответствии со ст.6,7, 28 ФЗ №38 «О рекламе» ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель. В соответствии со ст.5 ч.7 ФЗ №38 «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом не искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Суд считает, что в распространенной рекламе в ноябре 2009г. в №46 газеты «Томь» от 18.11.2009г. отсутствовало наименование организации, оказывающей услугу по предоставлению кредита, т.е. главный редактор газеты «Томь» нарушил требования ч.1 ст.28 ФЗ - №38 «О рекламе». Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.14.3 КРФоАП заключается в том, что виновный осуществляет рекламу, которая не соответствует требованиям ФЗ «О рекламе». Суд находит доводы заявителя о том, что речь в рекламе идет о купле-продаже товаров в кредит, которая регулируется нормами Гражданского Кодекса о купле –продаже, а не к нормам договоров о предоставлении финансовых услуг, надуманными. Так, в соответствии с действующим законодательством реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. Из рекламы усматривается, что в тексте рекламы дается ссылка на предоставление кредита, что свидетельствует о побуждении неопределенного круга лиц вступить в определенные правоотношения, связанные с оформлением кредита. Однако, в нарушение ст.3 и ч.1 ст.28 ФЗ №38 «О рекламе» реклама не содержит сведений об организации, оказывающей предоставление кредита, условия его предоставления. В соответствии с ч.1 ст.819 ГК РФ под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором. В соответствии со ст.822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. В соответствии со ст.823 ГК РФ договоры, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление кредита связано с тем договором, условием которого является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязательств по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты, либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями. Анализируя указанные нормы права, следует, что каждый, из предусмотренных ГК РФ кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. Из текста рекламного объявления не усматривается о каком виде кредита идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, сам текст рекламного объявления не содержит сведений для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется как самим ООО «Евродом» в форме отсрочки платежа, так и банками, и не содержит сведений о наименовании организации, предоставляющей услуги по оказанию кредита. Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, одно лишь включение в рекламу слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуг) о форме кредита, о лицах, его предоставляющих, т.е. реклама вводит потенциальных клиентов в заблуждение и является нарушением требований Закона о рекламе. Административное дело рассмотрено в соответствии с требованиями КРФОАП. Шепель-Куропатову В.А. наказание назначено с учетом требований Закона. Шепель-Куропатову В.А. был привлечен к административной ответственности по ст.14.3 КРФОАП в редакции ФЗ №210 от 24.07.2007г. Административное правонарушение было совершено 18.11.2009г. На момент вынесения постановления 08.04.2010г. действовала иная редакция статьи. Вместе с тем, судом не усматривается нарушений действующего законодательства, поскольку в соответствии со ст.1.7 КРФОАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л : Постановление по делу об административном правонарушении от 08.04.2010г., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Клостер Е.А. № 135/09-АДМ-2010 г. в отношении Шепель-Куропатова В.А. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Кемеровский областной суд с момента получения копии решения. Судья: