Дело № 12-686/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Кемерово 02.12.2011 г. Судья Федерального суда Центрального района г.Кемерово Ильин А.И., с участием представителя заявителя по доверенности Андрейченко А.П., представителя УФАС РФ по КО по доверенности Юканкина Д.С., при секретаре Целищевой Е.С. рассмотрев жалобу Балабанова Александра Галактионовича на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 07.10.2011 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 428/11-АДМ-2011, суд у с т а н о в и л: Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 07.10.2011 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 428/11-АДМ-2011 Балабанов А.Г., занимавший должность председателя КУМИ Новокузнецкого района с 08.08.2007 г. по 25.12.2009 г., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КРФобАП, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Балабанов А.Г. обратился в суд с жалобой на указанное постановление. Доводы жалобы мотивирует тем, что при заключении договоров аренды с ООО «Жилкомсервис он руководствовался ст.53 ФЗ РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Начиная с 01.04.2005 г. между КУМИ Новокузнецкого района и ООО «Жилкомсервис» действуют договорные отношения по аренде сетей электроснабжения, тепловых, водопроводных, водоотведения, зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в пос.Металлургов Новокузнецкого района Кемеровской области. Данный факт подтверждается договорами аренды № 1 и № 2 от 01.04.2005 г., договорами без номера от 01.04.2006 г., договорами без номера от 01.03.2007 г., договорами без номера от 31.01.2008 г., договорами № 17 и № 18 от 11.01.2009 г., договорами № 17 и № 18 от 16.11.2009 г. Состав имущества, переданного в аренду, на протяжении всего времени договорных отношений не изменялся. Таким образом, с 01.04.2005 г. договорные отношения по передаче в аренду муниципального имущества до заключения договоров № 17 и № 18 от 16.11.2009 г. не прекращались. Соответственно, по состоянию на 01.07.2008 г., то есть до вступления в законную силу ст.1 ФЗ РФ «О защите конкуренции», ООО «Жилкомсервис» являлось арендатором вышеуказанных сетей коммунальной инфраструктуры, зданий и сооружений. Согласно ст.17.1 ФЗ РФ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 настоящего закона, то есть в порядке предоставления муниципальных преференций, которые в соответствии с п.13 ч.1 ст.19 ФЗ РФ «О защите конкуренции» могут быть предоставлены в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с ч.4 ст.53 ФЗ РФ «О защите конкуренции», до 01.07.2015 г. разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч.1 и ч.3 ст.17.1 настоящего закона, и заключенных до 01.07.2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, на срок не более чем до 01.07.2015 г. В соответствии с пп. «б» п.2 ч.1 ст.4 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно. В силу п.3 ч.1, 2 ст.4 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и Постановления Правительства РФ № 556 от 22.07.2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» для малых предприятий было установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг» за предшествующий год без учета НДС в размере 400000000 рублей. С момента своего создания и до настоящего времени ООО «Жилкомсервис» применяет упрощенную систему налогообложения. По итогам 2008 года сумма доходов составила 26525325 рублей, по итогам 2009 года сумма доходов составила 25815870 рублей, что подтверждается налоговыми декларациями. Также по итогам 2008 и 2009 года средняя численность работников не превышала 100 человек, что подтверждается штатными расписаниями. Таким образом, ООО «Жилкомсервис» относится к субъектам малого предпринимательства. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Заявитель Балабанов А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Андрейченко А.П., в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя. Представитель заявителя по доверенности Андрейченко А.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Представитель УФАС РФ по КО по доверенности Юканкин Д.С. просил отказать в удовлетворении жалобы Балабанова А.Г. Суд, изучив материалы дела, считает, что жалоба Балабанова А.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч.4 ст.53 ФЗ РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» до 01.07.2015 г. разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч.1 и 3 ст.17.1 ФЗ РФ № 135-ФЗ и заключенных до 01.07.2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч.3 ст.14 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015 г. Согласно ч.1 ст.17.1 ФЗ РФ № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: 1) на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу; 2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ; 3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям; 4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также других видов деятельности, предусмотренных ст.31.1 ФЗ РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам; 6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в п.3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения; 7) для размещения объектов почтовой связи; 8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона; 10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с ФЗ РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта; 11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); 12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом; 13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Как следует из ч.3 ст.17.1 ФЗ РФ № 135-ФЗ в порядке, предусмотренном ч.1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; 2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; 3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям. Согласно ч.3 ст.14 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства: 1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; 2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции; 3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) являющихся в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ. В соответствии с пп. «б» п.2 ч.1 ст.4 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно. В силу п.3 ч.1, 2 ст.4 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и Постановления Правительства РФ № 556 от 22.07.2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» для малых предприятий было установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг» за предшествующий год без учета НДС в размере 400000000 рублей. По итогам 2008 года сумма доходов ООО «Жилкомсервис» составила 26525325 рублей, по итогам 2009 года сумма доходов составила 25815870 рублей, что подтверждается налоговыми декларациями (л.д.95-99). Также по итогам 2008 и 2009 года средняя численность работников ООО «Жилкомсервис» не превышала 100 человек, что подтверждается штатными расписаниями (л.д.90-94). Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Жилкомсервис» относится к субъектам малого предпринимательства. В судебном заседании установлено, что до 01.07.2008 г. между КУМИ Новокузнецкого района и ООО «Жилкомсервис» уже существовали договорные отношения по поводу аренды сетей электроснабжения, тепловых, водопроводных, водоотведения, зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в пос.Металлургов Новокузнецкого района Кемеровской области. Данный факт подтверждается договорами аренды № 1 и № 2 от 01.04.2005 г. (л.д.11-18, 19-28), договорами без номера от 01.04.2006 г. (л.д.29-34, 35-40), договорами без номера от 01.03.2007 г. (л.д.43-47, 48-50), договорами без номера от 31.01.2008 г. (л.д.51-56, 57-62), договорами № 17 и № 18 от 11.01.2009 г. (л.д.63-68, 69-73), договорами № 17 и № 18 от 16.11.2009 г. (л.д.74-81, 82-89). Состав имущества, переданного в аренду, на протяжении всего времени договорных отношений не изменялся. Таким образом, с 01.04.2005 г. договорные отношения по передаче в аренду муниципального имущества до заключения договоров № 17 и № 18 от 16.11.2009 г. не прекращались. Суд считает, что должностным лицом не обоснованно сделан вывод о том, что Балабановым А.Г. как должностным лицом – Председателем КУМИ Новокузнецкого района предоставлено преимущество хозяйствующему субъекту ООО «Жилкомсервис» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, тем самым допущено ограничение конкуренции, в связи с чем постановление УФАС РФ по КО № 428/11-АДМ-2011 от 07.10.2011 г. о наложении штрафа является незаконным и подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФобАП за отсутствием в действиях Балабанова А.Г. состава административного правонарушения. На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.7 КРФобАП, суд Р Е Ш И Л: Жалобу Балабанова Александра Галактионовича удовлетворить. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 07.10.2011 г. № 428/11-АДМ-2011 о привлечении Балабанова А.Г. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КРФобАП отменить, а производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФобАП за отсутствием в действиях Балабанова А.Г. состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Кемеровский областной суд со дня получения копии настоящего решения. Судья: КОПИЯ ВЕРНА Судья: