Дело № 2-4379/11 по иску Прокурора ОАО г. Омска в интересах Г.Н.И. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска



Дело № 2-4379/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2011 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В., при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Г.Н.И. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор ОАО г. Омска обратился в суд в интересах Г.Н.И. с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, утверждая, что Постановлением главы Администрации Кировского района города Омска от 25.10.1993 г. Г.Н.И.., 29.01.1993 года рождения, определена в Дом ребенка на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что мать-одиночка отказалась от ребенка в родильном доме. В актовой записи о рождении от 07.10.1993 г. № 1423 указаны сведения о рождении ребенка Г.Н.И.., в графе мать – Г.Т.А., в графе отец – Г.И.И., сведения об отце записаны со слов матери. При определении несовершеннолетней Г.Н.И. в дом ребенка жилое помещение за ней не закреплялось. С 28.10.1993 года по 01.03.1994 года Г.Н.И. являлась воспитанницей ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом ребенка ». С 01.03.1994 года по 28.10.1996 года Г.Н.И.. находилась в МУЗ «Специализированный дом ребенка ». С 28.10.1996 года по 01.09.2000 года Г.Н.И. являлась воспитанницей МОУ ДО «Детский дом ». С 01.09.2000 года по 31.08.2009 года являлась воспитанницей БОУ Омской области «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». В связи с тем, что при определении Г.Н.И. в государственное учреждение для детей-сирот в 1993 году какое-либо жилое помещение за ней не закреплялось, Г.Н.И. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации Октябрьского АО г. Омска с заявлением о постановке ее на учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилой площади. Постановлением исполняющего обязанности Мэра г. Омска от 24.05.2011 г. -п Г.Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. После постановки на учет и до настоящего времени Г.Н.И. ответчиками не обеспечена жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По сведениям ГП Омской области «ОЦТИиЗ», Управления Росреестра по Омской области Г.Н.И. в качестве собственника объектов недвижимости не значится. В настоящий момент Г.Н.И. проживает по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 4, 5 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 данного ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 5 Закона Омской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области» от 17.11.1995 г., предусмотренные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Омской области. Согласно ст. 13 указанного Закона Омской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансирование мер по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств, предусмотренных в областных целевых программах по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках бюджетных ассигнований. В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 г. № 722, к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений. Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор ОАО г. Омска просит обязать Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить Г.Н.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке, за счет субвенций, предоставляемых из Омского областного бюджета.

В ходе судебного разбирательства представитель Прокурора ОАО г. Омска Позыгун Е.С., действующая по доверенности, требования поддержала. В обоснование заявленных требований указал следующее. В силу ст. 7 Закона Омской области от 11.07.2006 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства Омской области» установленные законом меры социальной поддержки, в том числе, меры социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Омской области. В соответствии со ст. 11 названного закона обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, производится в соответствии с законом Омской области. Законом Омской области от 16.11.2006 г. «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок, обеспечения жилой площадью по договорам социального найма, проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с п. 2 ст. 1 названного закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма, в том числе указанных в п. 1 настоящей статьи граждан; средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Функции по распределению объектов муниципального жилищного фонда г. Омска возложены на Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, согласно Постановлению Мэра г. Омска от 04.08.2006 г. № 239-п «О некоторых вопросах учета и распределения муниципального жилищного фонда». Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании Г.Н.И. требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Г.Н.И. на основании Постановление главы Администрации Кировского г. Омска от 25.10.1993 г. Г.Н.И.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в Дом ребенка на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что мать-одиночка отказалась от ребенка в родильном доме (л.д. 9).

В актовой записи о рождении от 07.10.1993 г. № 1423 указаны сведения о рождении ребенка Г.Н.И.., в графе мать – Г.Т.А., в графе отец – Г.И.И., сведения об отце записаны со слов матери (л.д. 9, об.).

С 28.10.1993 года по 01.03.1994 года Г.Н.И. являлась воспитанницей ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом ребенка ». С 01.03.1994 года по 28.10.1996 года Г.Н.И. находилась в МУЗ «Специализированный дом ребенка ». С 28.10.1996 года по 01.09.2000 года Г.Н.И.. являлась воспитанницей МОУ ДО «Детский дом ». С 01.09.2000 года по 31.08.2009 года являлась воспитанницей БОУ Омской области «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей (л.д. 16-18).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями ст. 8 ФЗ №157 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона – статьей 8 относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом, положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки – предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 14 Закона Омской области от 11 июля 2006 г. N 767-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Омской области" установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, производится в соответствии с законом Омской области.

Постановлением Законодательного Собрания Омской области № 314 от 02.11.2006 г. принят Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 года.

Законом Омской области от 16.11.2006 г. «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 названного Закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанный категорий граждан.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Постановлением исполняющего обязанности Мэра г. Омска от 24.05.2011 г. -п Г.Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 12, 13).

В настоящий момент Г.Н.И. проживает без регистрации по адресу: <адрес>, а зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра Омской области, ГП «Омский центр ТИЗ» Г.Н.И. как собственник недвижимого имущества по г. Омску и Омской области не зарегистрирована.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств ежегодно предусматриваемых в областном бюджете в виде субвенций, размер субвенций определяется по установленной названным Законом формуле. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Во исполнение Закона Омской области «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 31 Закона Омской области «Об областном бюджете на 2007 год» от 02.11.2006 г. установлены размеры субвенций выделяемых из Областного фонда компенсаций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, согласно решению Омского городского совета № 417 от 20.12.2006 г. «О бюджете г. Омска на 2007 год», указанные субвенции включены в доходную часть бюджета г. Омска.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Г.Н.И. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет субвенций, выделяемых из Областного фонда компенсаций на осуществление полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере рублей подлежит взысканию с Администрации г. Омска в федеральный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию города Омска предоставить во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм Г.Н.И. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200