Дело № 2-4295/11 по иску Раздымаха Г.Н., Дударева А.В., Зайцева А.И., Зайцевой О.А. к Администрации г. Омска



Дело № 2-4295/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего Коростиленко Е.В., при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раздымаха Г.Н., Дударева А.В., Зайцева А.И., Зайцевой О.А. к Администрации города Омска о возложении обязанности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома,

установил:

Истцы Раздымаха Г.Н., Дударев А.В., Зайцев А.И., Зайцева О.А. обратились в суд с иском, утверждая, что являются собственниками квартир дома 11 по улице 4-я Дачная в городе Омске. Дом сдан в эксплуатацию в 1990 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует капитального ремонта. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился. Согласно заключения о техническом состоянии жилого дома № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске, выданное ООО «Регионстройсервис» техническое состояние системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, оцениваются как неудовлетворительное. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов, то есть межремонтный период, составляет 15-20 лет. На протяжении 21 года капитальный ремонт дома не проводился. Бывшим наймодателем дома являлась Администрация г. Омска, за которой в силу ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома.

Просят суд обязать Администрацию г. Омска за счет собственных средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений многоквартирного дома, провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений; взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины в размере рублей, расходы по оплате инструментального обследования жилого дома в размере рублей.

Истец Раздымаха Г.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования полностью, по основаниям, изложенным в иске.

Истец Дударев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец Зайцев А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец Зайцева О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Бруева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила суду, что большинство жилых квартир в доме № 11 по улице 4-я Дачная в городе Омске были приватизированы в 1992, 1993, 1994, 1995 годах. На момент передачи жилых помещений в собственность, дом не нуждался в капитальном ремонте, поскольку срок проведения капитального ремонта составляет 15-20 лет. Согласно ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В силу ст. 39 ЖК РФ собственники квартир многоквартирного дома самостоятельно несут расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 165 ХК РФ органы местного самоуправления имеют лишь право представлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Федеральный Закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает, что обязательным условием проведения капитального ремонта является решение общего собрания собственников многоквартирного дома о финансировании не менее чем 5 % от общего объема средств, предоставляемых на проведения капитального ремонта многоквартирного дома. В соответствии с указанным законом на территории г. Омска сформирована адресная программа муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на 2010 год, утвержденная постановлением Мэра города Омска от 23.07.2010 г. № 611. Перечень на 2010 год был сформирован исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме за необоснованностью заявленных требований.

Представитель третьего лица ООО «ЖКХ «Сервис» по доверенности Ерашенко И.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложены в иске, пояснила, что дому требуется проведение капитального ремонта. Срок эксплуатации мягкой кровли составляет 8-10 лет. На момент передачи, дому уже требовался капитальный ремонт.

Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Статья 158 Жилищного Кодекса РФ указывает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Часть 1 ст. 158 ЖК РФ основана на положениях ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность собственника жилого помещения нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме установлена ст. 39 Жилищного Кодекса РФ. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что многоквартирный дом № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске являлся муниципальной собственностью.

Квартира № 25 в указанном выше доме была передана в собственность Раздымаха Г.Н. на праве общей долевой собственности (1/2 доли) согласно свидетельства о государственной регистрации права 55 АГ № 188265 выданного 02 апреля 2010 года на основании договора безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 19 февраля 2010 года (л.д. 15).

Аналогично, другим истцам квартиры переданы в собственность в порядке приватизации в 2010 г.

Из справки № 328975 от 19 августа 2011 года, выданной ГП Омской области «Омский ЦТИЗ», данных, предоставленных БТИ по приватизации квартир (л.д.____), большинство квартир многоквартирного дома № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске передано по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации с 1993 года по 1998 г.

Согласно заключения ООО «Регионстройсервис» от 2011 года, с момента ввода жилого дома, 1991 года постройки, в эксплуатацию капитальный ремонт не производился; для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести ремонт вентиляционных шахт с прочисткой каналов, произвести капитальный ремонт лежаков систем холодного и горячего водоснабжения, отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла и канализования сточных вод, выполнить капитальный ремонт системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, капитальный ремонт фасадов здания (л.д. 25-37).

Оценив представленное истцом доказательство по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что на момент передачи жилых квартир в собственность граждан, он не требовал капитального ремонта.

Статья 16 Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу привёденных норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведение капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 01 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 г.

Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1991 году. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации такого дома до постановки на капитальный ремонт – 15-20 лет. Большая часть квартир, многоквартирного дома № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске передана в собственность граждан в 1993-1998 гг.

Переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилого дома предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда, если иное не предусмотрено договором.

Материалами технического заключения ООО Регионстройсервис» от 2011 года подтверждается, что проверка, в ходе которой впервые реально установлена необходимость проведения капитального ремонта, проведена по инициативе собственников жилых помещений, в 2011 г.

Доказательств того факта, что дом нуждался в проведении капитального ремонта ранее, суду не представлены.

Таким образом, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома возникла после перехода большинства квартир в собственность граждан.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что обязанности по проведению капитального ремонта у бывшего собственника Администрации г. Омска на момент передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не было.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный Закон № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Из представленного суда решения общего собрания собственников помещение, многоквартирного дома № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске следует, что общее собрание приняло решение поддержать исковые требования Раздымаха Г.Н. в полном объеме, иных требований не заявлять, согласиться с представленным и прилагаемым к протоколу собрания текстом мирового соглашения между сторонами, включающего требования оплаты 5 % от сметы на ремонт дома собственниками помещений дома.

Суд не находит основания для возложения обязанности на Администрацию г. Омска провести капитальный ремонт дома с привлечение денежных средств собственников в размере 5-10 % от стоимости капитального ремонта собственников, поскольку для включение в проект плана капитального ремонта на 2011 года, собственники помещений многоквартирного дома должны соблюсти условия, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Данные условия собственниками многоквартирного дома не соблюдены.

Соблюдение условий, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также отказ Администрации г. Омска во включение многоквартирного дома в муниципальную адресную программу при наличии решения общего собрания собственников помещений дома, управление которым осуществляется выбранной управляющей организацией, суду не представлен, а, следовательно, права на участие в адресной программе муниципального образования городской округ г. Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на 2011 г. данные собственники многоквартирного дома не имеют.

На основании изложенного суд считает, что требования истца необоснованны и удовлетворению не подлежат.

При соблюдении указанных выше правил проведения капитального ремонта жилых домов, собственники дома № 11 по ул. 4-я Дачная в г. Омске имеют право на включение их в адресную программу на общих основаниях.

Разрешая требование истцов о взыскании с ответчиков судебных расходов на оплату государственной пошлины и расходы по оплате инструментального обследования жилого дома в размере 11 000 руб., суд исходит из того, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ). Поскольку в удовлетворении заявленных исковых требованиях истцам отказано, суд считает требование истца о взыскании судебных расходов не подлежащих удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Раздымаха Г.Н., Дудареву А.В., Зайцеву А.И., Зайцевой О.А. в исковых требованиях к Администрации города Омска о возложении обязанности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течении десяти дней с момента изготовления в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Омска.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200