Дело № 2-4249/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 сентября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелль С.Р. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Мелль С.Р. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омск, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований истец указывает, что проживает вместе с сыном Мелль А.А. в <адрес> по договору социального найма жилого помещения № 110 от 19 октября 2005 года. Дом, в котором она проживает, признан аварийным и подлежащим сносу и расселении на основании Постановления Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 995-П «О сносе и расселении многоквартирных домов», при этом устанавливался срок до 30 ноября 2008 года. В дальнейшем срок неоднократно переносился, последнее продление было до 31 декабря 2011 года. Решением Центрального районного суда г. Омска 28 июня 2011 года было вынесено решение о признании недействительным постановление Мэра г. Омска от 29.12.2007 года № 995/п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в части срока для принятия собственниками мер по сносу жилых помещений, расселения граждан, проживающих в доме по адресу: <адрес> до 31.12.2011 года. Просит обязать Администрацию города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска предоставит Мелль С.Р. и ее сыну Мелль А.А. иное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее техническим и санитарным требованиям, взамен и равнозначную по площади и количеству комнат, жилой площади не менее 35,6 кв.м. Позже истец уточнила заявленные исковые требования, просила обязать Администрацию города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска предоставит Мелль С.Р. и ее сыну Мелль А.А. иное благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, по договору социального найма, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящее из 3-х комнат, жилой площадью не менее 35,6 кв.м., общей площадью не менее 45,2 кв.м., находящееся в черте населенного пункта город Омск. В судебном заседании истец Мелль С.Р. уточненные исковые требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Чеголя Ю.Н., действующая по доверенности требования не признала, сославшись на их необоснованность, просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Третье лицо Мелль А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, материалы гражданского дела № 2-3108/2011, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворении по следующим основаниям. Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 28 июня 2011 года по гражданскому делу № 2-3108/2011 по иску Мелль С.Р. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения, исковые требования удовлетворены, признано недействительным постановление Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. № 995-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в части срока для принятия собственниками мер к сносу жилых помещений, расселения граждан, проживающих в доме по адресу: <адрес>, до 31.12.2011 года (л.д. 91-95 гр. Дела № 2-3108/2011). Как установлено судебным разбирательством, 19 октября 2005 года между филиалом № 3 МУП ЖХ САО г. Омска и Мелль С.Р. был заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого последнему в постоянное пользование предоставлена <адрес>, состоящую из трех комнат. Из материалов дела следует и установлено судом, что жилой дом, в котором проживает истец, расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. На основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 13.12.2007 года № 97, постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 года № 995-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» жилой дом по указанному адресу признан подлежащим сносу. Пунктом 3 Постановления департаменту жилищной политики Администрации города Омска постановлено, в срок до 30.11.2008 г. предложить гражданам, проживающим, в том числе, в указанном жилом доме, подлежащем сносу, жилые помещения для расселения. Пунктом 3 Постановления (в ред. Постановлений Администрации города Омска от 01.04.2008 г. № 230-п, от 10.07.2008 г. № 579-п, от 12.02.2009 г. № 94-п, от 11.08.2009 г. № 639-п, от 30.12.2009 г. № 1001-п) департаменту жилищной политики Администрации города Омска постановлено в срок до 31.12.2011 г. предложить гражданам, проживающим в указанном жилом доме, подлежащем сносу жилые помещения для расселения. Таким образом, срок расселения жильцов <адрес> неоднократно переносился. Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 7 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49). Согласно выводам межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № 97 от 13 декабря 2007 года жилой дом <адрес> признан аварийными и подлежащими сносу на основании следующего: техническое состояние указанного строения оценено как недопустимое, при котором существует явная опасность для пребывания людей в здании; общее состояние дома (при физическом износе 73 %) оценивается как строение, исчерпавшее нормативный срок эксплуатации, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных несущих и ограждающих конструкций. Данное жилое здание 1963 года постройки, одноэтажный, многоквартирный каркасно-обшивной дом относится к категории непригодного для дальнейшей эксплуатации, целесообразно снести. С учетом изложенного суд считает, что указанное состояние дома является крайним, в связи с чем нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором указанные обрушения уже произойдут и причинят вред жизни и здоровью людей. Таким образом, помещения, в которых проживает истец, представляет реальную опасность для их жизни и здоровья по причине его недопустимого состояния, в связи с чем, по мнению суда, перенос срока для расселения граждан – нанимателей квартир в указанном доме, является необоснованным. Суд, принимая решение в этой части, исходит из интересов граждан, и считает, что администрацией города обоснованность неоднократного переноса срока не доказана. При таких обстоятельствах и поскольку установлено, что дом, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем людей, суд считает, что предоставление им иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Из материалов дела видно, что в настоящее время в <адрес> проживают Мелль С.Р. и Мелль А.А. (л.д. 9). Квартира состоит из 3 комнат общей площадью 45,2 кв. метра и жилой – 35,6 кв. метра, что подтверждается техническим паспортом (л.д. 11). В данной связи с учетом приведенного выше у суда имеются основания для возложения на Администрацию г. Омска обязанности предоставить по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск: Мелль С.Р. и ее сыну Мелль А.А., проживающих по адресу: <адрес> – жилое помещение общей площадью не менее 45,2 кв.м., жилой площадью не менее 36,5 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат. При этом судом принимается во внимание площадь занимаемого жилого помещения согласно техническому паспорту. Данных о самовольной перепланировке жилого помещения у суда не имеется. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Мелль С.Р. удовлетворить. Обязать Администрацию города Омска предоставить в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта город Омск: Мелль С.Р., проживающей по адресу: <адрес> – жилое помещение общей площадью не менее 45,2 кв.м., жилой площадью не менее 35,6 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде. Судья