Дело №2-3242/11. Решение от 11.07.2011 по иску Полянцева А.А. к Администрации города Омска



дело № 2-3242/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центрального районного суда г. Омска в составе председательствующего Щеглакова Г.Г.,

при секретаре Стариковой Е.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 11 июля 2011 года

гражданское дело по иску Полянцева А.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности

Установил:

Полянцев А.А. обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В обоснование иска указывает, что с <данные изъяты> проходил военную службу в вооруженных силах в качестве летчика ВВС ВМФ на первом главном ядерном полигоне Минобороны РФ архипелаге «Новая земля». В 1995 году в связи с ухудшением здоровья, истцу была присвоена <данные изъяты> вследствие военной травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы пожизненно. В 1996 году присвоена <данные изъяты> из-за увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанной с действиями подразделений особого риска - пожизненно. С 1998 года истец состоит на учете, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список граждан по категории <данные изъяты> претендующих на внеочередное получение жилого помещения по Ленинскому административному округу г. Омска. Полянцев А.А. с супругой Шутовой и дочерью проживает в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированного на праве собственности жилого помещения не имеют. Пункт третий части первой ст. 14 закона от 15.05.91 г. № 1244-1, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы ЧАЭС», в редакции закона действующего на момент постановки истца на учет, предусматривал одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте, жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а так же обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты без каких либо дополнительных условий. Считает, что как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -п, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с исковым заявлением об обязании Администрации г. Омска в лице Департамента жилищной политики предоставить ему во внеочередном порядке на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты. ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено решение по данному иску. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищной политики администрации г.Омска решение суда было исполнено. ДД.ММ.ГГГГ документы были переданы для дальнейшего исполнения в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса г.Омска. На обращение истца в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по вопросу дальнейшего решения вопроса о предоставлении жилья в связи с судебным решением ответ не получен. По заявлению ответчика исполнительное производство судом прекращено. В 2011 г. Правительством РФ принята новая программа обеспечения жильем чернобыльцев и лиц пострадавших от ядерных испытан, аварий и катастроф № 1050 от 17 декабря 2010 года.

Просит суд обязать Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики внести изменения в списки внеочередников на бесплатное получение жилья в соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 14 ФЗ № 1244-1 от 15.01.1991 г. в редакции ФЗ № 179-ФЗ от 24 ноября 1995г., утвердив истца под номером 1, с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты. Обязать администрацию г.Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска внести изменения в списки на получение сертификата в соответствии постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» с правом на дополнительную бесплатную жилую площадь в виде отдельной комнаты. Обязать Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Администрацию г.Омска и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области за счет средств Федерального бюджета выкупить и предоставить истцу жилое помещение на семью из трех человек с учетом его права на дополнительную бесплатную жилплощадь в виде отдельной комнаты.

В ходе судебного разбирательства, истец в порядке ст. 39 ГПК РФ требования уточнил, просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области внести изменения в сводный список на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Жилище 2011-2015г.» по категории «граждане подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф» составом семьи три человека, с учетом права истца на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, определив его очередность в сводном списке, составленном Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса во внеочередном порядке в соответствии с постановленным решением..

В судебном заседании Полянцев А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель Департамента жилищной политики г. Омска /по доверенности/ участия не принимал, извещен надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях поясняла, что находит требования истца о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска извещенный надлежащим образом не явился.

В судебное заседание представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.

К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.

Из приведенных правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты, как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).

Система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя различные виды выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления - денежную или натуральную.

При установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.

На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997 годах (постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Участие в подпрограмме является добровольным и носит заявительный характер. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 24 Правил).

Согласно пункту 25 Порядка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

Данная норма устанавливала срок, в течение которого гражданам гарантировалось обеспечение жилой площадью. В соответствии с положениями ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма права является нормой прямого действия на всей территории РФ в связи с чем, она подлежит непосредственному применению.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Полянцев А.А. является ; состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке по Ленинскому административному округу города Омска с ДД.ММ.ГГГГ по категории <данные изъяты>» составом семьи 3 человека.

Как видно из материалов дела Полянцев А.А. с супругой и совершеннолетней дочерью зарегистрированы по адресу: <адрес>, общей площадью 27, 50 кв.м., с 2003 года фактически проживают на основании договора аренды в <адрес>. Иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ни истец, ни члены его семьи не имеют.

Решением Центрального районного суда г. Омска ДД.ММ.ГГГГ признано право Полянцев А.А. на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Кроме того, суд решил обязать Департамент жилищной политики Администрации <адрес> внести изменения в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году по городу Омску в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы», составленному на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам (2) от ДД.ММ.ГГГГ, по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица»: Полянцев А.А. составом семьи три человека с учетом права Полянцев А.А. на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, непосредственно Департамент жилищной политики Администрации г. Омска по установленным судебным решением должно было исполнять вышеуказанное решение в части включения истца в сводный список, что и было исполнено в соответствии имеющимися в материалах дела процессуальными решениями.

Однако, поскольку стороной ответа по первоначальному иску являлось Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, оно также должно предпринимать действия по исполнению решения суда.

Таким образом, поскольку решением суда установлено право истца на внеочередное получение жилого помещения, учитывая, что истец был включен в общий список, а указания суда о внеочередном порядке включения в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата остались не исполненными, восстанавливая права истца, суд приходит к выводу о необходимости возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по включению Полянцев А.А. составом семьи три человека с учетом права Полянцев А.А. на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты во внеочередном порядке в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году по городу Омску в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

     Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области внести в список граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году по городу Омску в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» по категории «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица»: Полянцев А.А. составом семьи три человека с учетом права Полянцев А.А. на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты во внеочередном порядке.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

Судья:                        Г.Г. Щеглаков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200